Здавалка
Главная | Обратная связь

АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИАЛЕКТИКИ



Диалектика в философии — учение о всеобщих связях и развитии бытия, природы, общества и 1 мышления человека. Она не является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса. В функционировании диалектики существует внутренняя и внешняя противоречивость, 1 что обусловило ее историческую и современную альтернативность. К альтернативным диалектикам относятся: метафизика, негативная” диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия.

Оно может быть рассмотрено в трех основных аспектах.

Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Имеется в виду существование в теории диалектики идеалистического и материалистического учения. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснование первичности развития идей и понятий. Материалистическая диалектика аргументирует первичность развития материи, бытия, отражаемого законами, понятиями и принципами.

Обе эти диалектики объясняют развитие бытия, при этом используют одни и те же понятия, законы и принципы. Существенное различие межу ними состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Идеалисты отстаивают первичность развития Нематериального, духовного. Сторонники мат. диалектики считают первичным объективный, матер. мир, а потом сознание и его содержание.

Во-вторых, возникли и сложились учения вне диалектики, составляющие ее оппозицию.

Это антидиалектические концепции бытия: “трагическая диалектика”, “метафизика жизни”, “негативная диалектика”, мистический рационализм и др. Главной альтернативной диалектикой является метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем диалектика. Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией. На многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций противоположных диалектике.

Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних. Они утверждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внешний толчок. Характер развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и качественного развития как в диалектике.

диалектика видит окружающую действительность во всем ее многообразии (цветное видение), а метафизика однообразно, по принципу “черное — белое”. Направленность развития сторонники метафизики видят в прогрессе, регрессе или в “движении по кругу”, отрицая их развитие по “спирали”. диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений.

В-третьих, диалектика противоположна метафизике как методу познания, Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет агностицизм. Он ориентируется не на принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии, а на релятивизм, скептицизм, иррационализм’ и мистику.

Таким образом, метафизика и диалектика - две противоположные теоретические системы осмысления действительности и развития. Конечно, диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.

 

 

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ

В ФИЛОСОФИИ

Познание — это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещёй, явлении окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д.

Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, наз. теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д.

В философии сложились две точки зрения на процесс познания — гностицизм и агностицизм.

По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант — согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает саму себя. Идеалисты утверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума.

Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт.

Центральное место в системе категорий гносеологии занимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание. логическое, эмпирическое, теоретическое.

Основными элементами, составляющими познание, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности.

Субъект познания это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей - носителей результатов познания, также является субъектом познания.

Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоретические модели, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим объектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Оценка — это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент.

 

СООТНОШЕНИЕ ЗНАНИЯ

И ПОЗНАНИЯ

Знание — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Познание — обусловленный практикой процесс приобретения и развития знании, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание.

Термин знание употребляется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая информация; З) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины — теории познания, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания были опыт повседневной жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе и людях.

Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.

Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание.

Важнейшей формой познания является научное познание. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.

Уже античные философы стремились выявить специфику познавательного процесса, его уровни, формы и противоречия. Аристотелем была создана формальная логика, Гераклит и Платон разработали диалектику, исследовались проблемы истины и заблуждения.

Большой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс познания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц которыми были разработаны эмпирический, рационалистический и универсальный методы, заложены основы математической логики, сформулирован ряд диалектических идей.

Главное достижение немецкой классической философии — диалектика: трансцендентальная логика Канта его учение о категориях и антиномиях, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Гегель представил диалектику как систему категорий, обосновал положение о совпадении диалектики, логики и теории сознания, дан систематическую критику метафизического метода мышления.

Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержится в русской философии. Это идеи о роли практики в знании, о совпадении форм мышления с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), В.Соловьев занимался вопросами различий между философской и формальной логикой, о формах знания и истине.

В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, структурализма, аналитической философии, герменевтика, эволюционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диалектико-материалистическая гносеология.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.