Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ



Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Существуют различные философские подходы к пониманию истины.

Объективность — первый и исходный признак истины, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Объективность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания. Но а то же время истина субъективна по форме выражения. Знание объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которой отражается объективная действительность.

В действительность входит субъективная реальность, которая познается и фиксируется в знаниях.

Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственным отражением человека, а затем с рациональным мышлением.

Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность.

Истина - процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина понимается как полное исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов и их свойствах.

Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания.

По мере познания и практики человеческие знания о мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинные знания являются относительными, т. к. дают знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из бесконечной суммы относительных истин складывается абсолютная истина.

Конкретность истины означает соответствие знаний предмета и явлений материального мира, социальному развитию и самому познающему субъекту по времени, месту, условиям и т.п.

Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект, т. к. он существует сам по себе, вне сознания.

Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету. Не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных его сторон.

Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку. Ложь — преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена.

Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее. Понятие «вера имеет два значения:

уверенность в том, что еще не доказано в данный момент, знание догматического характера о сверхъестественном — религиозном, принимаемое без доказательств.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.