Здавалка
Главная | Обратная связь

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО по3нАНИЯ1



Научное познание — это социально обусловленный процесс познания законов объективного мира, результатом которого является развивающаяся система истинных знаний и методов, служащих целям преобразования действительности.

Основная задача науки — выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель и высшая ценность — объективная истина. Научному познанию присущи объективность, внутренняя системность, постоянная нацеленность на практику, ориентация на предвидение, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, систематичность и системность, плановость, ориентация на научную истину.

Наука образует единую взаимосвязанную развивающуюся систему знаний о мировых законах. Эта система разделяется на множество отраслей знаний, которые различаются между собой тем, какую страну действительности, форму движения материи они изучают. По методу и предмету познания можно выделить науки о природе — естествознание, и обществе — обществознание. В свою очередь, каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия.

По своей удаленности от практики науки делятся на фундаментальные, выясняющие основные законы и принципы реального мира, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения практических проблем. Но границы между науками условны и подвижны, доказательство этому факт существования стыковых дисциплин (биофизика, геохимия...).

Научное познание предполагает применение определенной совокупности приемов и операций, ведущих к достижению цели — метод (с греч. «Путь к чему-либо»). Понятие «методология» имеет два основных значения; 1) Система определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности; 2) учение об этой системе. теория метода.

Метод сводится к совокупности определенных правил, Приемов, норм познания в действии. Он является системой предписаний, принципов, требований, которые ориентируют исследователя в решении конкретной задачи. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет выбрать кратчайший путь в поиске результата.

Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые классифицируются по различным критериям.

Все методы научного познания разделяются по степени общности и сфере действия:

1. Философские методы — диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный и т.д.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, выступающие в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими принципами специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, такие как системный и структурно-функциональный, кибернетический и др.

З. Частно-научные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики.

4. Дисциплинарные методы система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.

5. Методы междисциплинарного исследования.

Метод считается научным при условии его соответствия объекту познания, целям и задачам исследования. Метод должен соответствовать ряду требований: ясность, детерминированность, направленность, плодотворность, способность давать сопутствующие результаты, надежность, экономичность. Чем совершеннее метод, тем в большей степени, он отвечает этим требованиям.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.