Типы личности по А.Адлеру.
1. Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Их не заботит благополучие других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру. 2. Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим. 3. Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи. 4. Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу и любовь — как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
39. Аналитическая теория личности К.Юнга: основные положения. Типы личностей. Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. По Юнгу архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и часто встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии . Смысл жизни каждого человека - наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. По Юнгу личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основу которого составляет «коллективное бессознательное» — совокупность всех врожденных архетипов. Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера. · Свойства архетипа «персона» (маска) - это наши психологические характеристики, роли, выставляемые напоказ; · Свойства архетипа «тень» — это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем; · Свойства архетипа «анимус» (дух) — быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. Д.; · Свойства архетипа «анима» (душа) — нежность, мягкость, заботливость. Две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Юнг расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция. Ощущение и интуиция — Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется несознательным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. 2 ориентации (интро\экстро) жизненных установок и 4 психические функции образуют 8 типов личности Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости»,. Конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека уникально и включает в себя процесс, получивший название индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|