Здавалка
Главная | Обратная связь

Возраст и возрастные категории.



Предмет и задачи психологии развития.

Психология развития – раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни.В качестве объекта может выступать психика человека, а предметом является развитие психики в онтогенезе.Чтобы объяснить и описать процесс психического развития человека исп-ся 4 осн. категории: развитие, созревание, рост, становление.Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека.Необратимость– способность к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений над уже имеющимися.Направленность– способность сис-мы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность– способность сис-мы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.Созревание – процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) св-в чел-ка и состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида орг-ма, но и его сложности, организации и функций.Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции.Становление – созревание и рост, развитие навыков, усовершенствование ф-ций; – саморазвитие чел-ка. Формы развития:1. филогенез – эволюционное развитие2. антропогенез – развитие психики в процессе истории, историческое развитие чел-ка3. онтогенез – развитие человека на протяжении его жизни.

4. актуалгенез – разворачивание какой-либо ф-ции в данный момент (напр. формир-е образов восприятия)Сферы развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная.Цели псих. развития = направленностьФакторы психического развития:1. наследственность- генотип- фенотип 2. Среда 3. активность личности Задачи, которые решает возрастная психология: 1.Описание, феноменология возраста – описание того как выглядит поведение ребенка на каждом этапе 2.Обоснование категории «возраст» и построение периодизации психического развития. 3.Определение факторов и причин психич. развития. 4.Выявление закономерностей и механизмов психического развития. 5.Разработка норм психического развития

 

Возраст и возрастные категории.

Возраст – категория психологии развития, обозначающая исторически изменчивые, хронологически и символически фиксированные интервалы онтогенетического развития индивида (эпохи, стадии, фазы).Виды возрастов:

- хронологический (паспортный/физический) - биологический - социальный (социальная значимость события, например, в каком возрасте женился) - возрастное самосознание (к какой психологической группе человек себя относит, на сколько лет себя ощущает) - психологический (изменения психических функций, структуры личности) Этапы жизни: 1. младенчество (0-1 год) 2. ранее детство (1-3 года) 3. дошкольный возраст (3-6/7 лет)

4. младший школьный возраст (6/7 – 11/12 лет) 5. отрочество (подростковый) (11/12 – 15/17 лет) 6. юность (15/17 – 19/21 лет) 7. молодость (ранняя взрослость) (19/21 – 25/40 лет) 8. зрелость (средняя взрослость) (25/40 – 55/60 лет) 9. старость (поздняя взрослость) (от 55/60 лет …) Возрастные категории рассматривается в 3-х системах координат (измерениях): (И.С. Кон) 1. индивидуальное развитие (онтогенез, жизненный путь человека) 2. социально-возрастные процессы (связаны с разделением общества на опред. возрастн. слои (страты), в процессе развития мы проходим из одного слоя в другой) 3. возрастной символизм – представления о возрасте, которые преобладают в данной культуре: - нормативные критерии возраста – терминология, периодизация - возрастные стереотипы – черты, св-ва представителей - символизация возрастных процессов – представления о том как протекают

- возрастные обряды – ритуалы, характерные для данной возрастной группы (поступление в университет, начало работы) - возрастная субкультура (в каждой возр. группе свои наборы ценностей, обычаи, способы поведения)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.