О задержках дыхания
При внешней простоте это на самом деле очень скользкая и тонкая вещь, о которую начинающим легко споткнуться (и спотыкаются-таки, увы!). Использование задержки дыхания в полную силу древними допускалось лишь на высших стадиях мастерства (или если у вас здоровья, как говорится, на семерых). Отсюда совет: пробуйте, проявляйте свободу творчества, но не зарывайтесь! Ибо увлеченность целью сама по себе служит препятствием на пути ее достижения. В отношении задержки дыхания автор разделяет точку зрения В.Хорева [5], который рекомендует не столько задержку, сколько замедление дыхания, его притормаживание в конце фазы для более плавного и совершенно незаметного перехода в паузу. Безопасный феномен задержки дыхания можно воспроизвести, создавая искусственное препятствие выдоху. Это – очень мощный и эффективный инструмент, которым стоит пользоваться с умом, не злоупотребляя доверием вашего организма. Такая методика присутствует во многих видах оздоровительных практик, начиная с известной всем йоги. Препятствие создается только выдоху. Для этого выдыхать надо ртом, смыкая при этом губы. Все очень просто, как в детстве.
Усилие сомкнутых губ, равно как и давление воздуха в груди (т.е. ваши усилия), должно быть небольшим, от легкого до умеренного. В оптимальном варианте напор воздуха раздвигает губы и ощущается в виде тонкой ровной «дующей» струи. Совет начинающим и увлекающимся натурам: не усердствуйте! Вначале наберитесь опыта, а главное – «слушайте» свой организм, это самый надежный партнер и советник! Поскольку движение должно быть согласовано с дыханием, то и движение стоит притормозить, придав ему обратное (отрицательное) ускорение. Таким образом, момент остановки движения также трудно уловим. Образно выражаясь, вы растягиваете дыхание и движение как резинку. К концу фазы (этапа) снижается и скорость движения (доходя буквально до миллиметров), и сила дыхания, последнее сводится к незаметному со стороны процессу, ощущаемому только вами. С опытом приходит мастерство и умение эффективно пользоваться возможностями организма. И тогда – автор это хочет особо подчеркнуть – вдыхаемого воздуха (вдоха) становится так много (по научному – возрастает его объем и эффективность использования), а движения становятся такими легкими, свободными и мягкими (в субъективном понимании и переживании занимающегося), что все элементы можно исполнить буквально на одном дыхании. При этом возникает непередаваемое ощущение полета рук, а тело будто пребывает в невесомости. И тогда сущностно понимаешь – энергетика действительно материальна, это не сказки, и ты работаешь с натуральными энергетическими потоками и слоями. Добро пожаловать в тонкий мир!
Взгляд на движение
Давайте поговорим о движениях. Подробно, не торопясь, «переваривая» и осмысливая суть изложенного. Казалось бы, что сложного в том, чтобы правильно повторить простейшее движение, так, как показал Учитель? Попробуйте поэкспериментировать на знакомых – и вы с удивлением обнаружите, что траектории движения не совпадают, что каждый выполняет (а следовательно, и понимает) движение по-своему. В этом, собственно говоря, ничего плохого нет, просто, как говорится, факт бытия. Проблема в другом. В теоретическом представлении, если хотите, с философской точки зрения, каждое движение символизирует тот или иной аспект осознания себя в окружающем мире, иными словами, каким-то магическим образом влияет на наступление определенной жизненной ситуации. К.Кастанеда писал о магах, владевших искусством узнавания, понимания и познания окружающего мира, в том числе и человека, посредством выполнения определенных движений и принятия определенных поз. С одной стороны, верится с трудом, с другой – а почему бы и нет? На Востоке изложенное выше хорошо понимали с давних пор и, хотя не сформулировали это в современном понимании словами, на деле требовали от учеников вначале слепого, а затем осмысленного неукоснительно точного повторения того или иного технического приема. Принципы восточных Учителей укладываются в тезис: если хочешь познать то, как делает и что думает твой Учитель, в точности копируй его действия, пытаясь проникнуть в их суть. Таким образом, если мы повторяем какое-либо движение бездумно, неосознанно, просто потому, что так надо, то делаем это чисто механически, как обезьяны или попугаи. В такой ситуации мы не работаем над собой в истинном понимании этого слова, и это значит, что мы никогда не выполним безукоризненно необходимый жест, не постигнем его сокровенный смысл. Кстати, на ментальном плане это сопровождается отупением (где нет прогресса – ищи регресс!). Вот такой серьезный вывод следует из незначительного, на первый взгляд, события (хотя, по выражению А.Подводного, незначительных событий на пути Судьбы у человека попросту не бывает).
Совершим небольшой экскурс в сторону. Позвольте задать риторический вопрос: хочет ли читатель быть счастливым? Деликатный ответ в одесском варианте прозвучит, вероятно, так: а кто не хочет? Отлично, у нас общая точка зрения. В связи с этим вам следует знать, что то, как вы выполняете то или иное движение, и особенно, какой смысл вы вкладываете в него, однозначно влияет на ваше существование в этом подлунном мире. Эту мысль автору хотелось бы внедрить глубоко в сознание читателя, ибо из нее следует идея о необходимости гармоничного движения в окружающем мире. Все познается в сравнении. Чем отличается езда в телеге от езды на «мерседесе» или «вольво»? Не только уровнем комфортности и скоростью. Она отличается слаженностью траектории вашего движения, сопряженностью острых углов пути, красотой передвижения на взгляд стороннего наблюдателя. Итак, подытожим сказанное: внешними признаками вашего безукоризненного (по сути) повторения упражнения являются плавность траектории и красота движения. Кстати, все изложенное выше относится и к дыханию! Теперь несколько слов о быстроте выполнения движения. Быстрота, или, точнее, скорость, выполнения движений – это то, что скрывает все ошибки занимающихся. Скорость сама по себе сглаживает неровности и шероховатости траектории, делает незаметными мелкие ошибки. Однако при детальном (под увеличительным стеклом) рассмотрении любой опытный мастер, обладающий профессиональным взглядом, скажет: в движении присутствуют, казалось бы, незначительные ошибки, однако они накладываются одна на другую и приводят в результате к грубому искажению нужного приема. Кроме того, автор считает уместным еще раз напомнить читателю: на пути Судьбы мелочей не бывает, Судьбе одинаково важно все, что делает человек! Поэтому обязательный совет или рекомендация занимающимся: все движения разучивать не просто медленно, а очень медленно. Поначалу это будет непривычно и трудно, зато создаст идеальные условия для балансировки движения и дыхания, контроля, самонаблюдения и совершенствования себя. То, что раньше вы не замечали, теперь будет бросаться в глаза, вы сами увидите все угловатости и неправильности того или иного жеста и сможете отследить и исправить свои действия, не нуждаясь в присутствии рядом Учителя.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|