Здавалка
Главная | Обратная связь

Особый статус языка художественной литературы. Формы и жанры художественного текста. Автор, индивидуальные стили. Смерть автора



 

Одно из отличий языка худ. Литры от функциональных стилей заключается в отсутствии стандартизированности. Автор обладает большей свободой в выборе языковых средств. Поиск новых слов, сочетаний и звуковых обороов – несомненная задача автора. Это не означет, что художественное слово никак не ограничено. Главная сила, организующая творческий импульс писателя – форма художественного произведения.

Все лит. Произведения пишутся прозой или стихами, которые отличается друг от друга рядом особенностей.

Хотя, это вовсе не значит, что стихотворения, например, должны быть рифмованными.

Только активное отношение писателя к языку, языковое творчество способно привести писателя к желаемому результату.

Сотворение языка в момент творчества было бы невозможно, если бы язык сам не предоставлял «технические» приемы – средства художественной выразительности (метонимия, гибербола и т.д.) Но при этом, писатель критически относится к своему языку. Настоящему писателю свойственна языковая рефлексия, обдумывание, оценка своего языка, поиск недостатков, требующих устранения. Эти стремления приводят к тому, что авторы, зачастую, правят свои тексты.

Очень полезным источником опредеения индивидуального стиля, присущего тому или иному автору, является пародия. Написание пародийного текста связано, в первую очередь, с поиском и имитированием особенностей стиля того писателя\поэта, которого пародируешь.

 

 


[1]Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар, от charis — благодать) — исключительная одаренность; в русском тексте Нового Завета передается как дар благодати, получаемый верующими от Христа или Святого Духа. Харизматическая личность как феномен групповой психологии — человек, который в глазах своих приверженцев обладает исключительными качествами и способностями, вызывающими преклонение, безоговорочную веру в его необыкновенные возможности, готовность следовать ему, подчиняться, идти на любые жертвы.

 

[2]В Новом Завете только Моисею дано, подобно Христу, наименование посредника (mesites) между Богом и людьми, т.е. того, через которого люди приходят к Богу.

 

[3]10 заповедей дважды воспроизводятся (но не дословно) в Ветхом Завете (Исх 20, 1—17; Втор 5, 2—21). Этот важнейший в иудео‑христианской традиции текст имеет также однословные обозначения: грецизм декалог, церковнославянизм десятословие).

 

[4]Согласно Талмуду, Десять заповедей были начертаны перстом Бога. Скрижаль (старославянское слово, по‑видимому, родственное сербскому и хорватскому крИжати ‘резать’) — каменная доска, плита с письменами (обычно священными, культовыми); переносно скрижаль — это то, куда заносят важнейшие установления, памятные события, имена, даты.

 

[5]В древнееврейском языке Тора означает ‘закон, учение’; этим словом в иудейской традиции называют само Откровение Яхве (Десять заповедей), а также первые пять книг Танаха, поскольку Откровение составляет их главный смысл. По преданию, «Тора» была написана Моисеем. В церковнославянско‑русской традиции «Тора» называется Пятикнижие Моисеево. В Библии книги Моисея называются Книгой Закона Яхве, Книгой Закона Моисеева, Законом.

 

[6]Название зороастризм связано с именем Заратуштры (в греческой передаче — Зороастра), пророка бога Мазды и основателя религии; эту же религию иногда называют маздаизм — по имени главного бога Агура Мазды (‘Владыка Всеведущий’); встречается также термин огнепоклонничество, поскольку огонь считался главной очищающей стихией и занимал центральное место в ритуалах зороастрийцев (в том числе и их современных последователей). Название священной книги зороастризма «Авеста» появилось не во времена Заратуштры, но значительно позже, когда велась кодификация текстов учения. На среднеперсидском языке авеста означает ‘уложение’.

 

[7]Несмотря на поразительную разноголосицу мнений о годах жизни Заратуштры (диапазон датировок достигает пяти столетий!), большинство исследователей считают его реальным лицом.

 

[8]Тем не менее о Заратуштре как о великом «маге и философе», а также о «писаниях восточных магов» еще в III в. до н.э. — I в. н.э. знали греческие и римские авторы (см.: Брагинский, 1983, 263).

 

[9]В среднеперсидском источнике IX в. есть указания на то, что первая кодификация «Авесты» происходила двумя столетиями раньше — в I—III вв. н.э. (Брагинский, 1983, 263).

 

[10]Санскритское слово дхарма необычайно многозначно: закон, порядок, долг, справедливость; качество, характер, природа, первоэлементы природы; религия, истина, добродетель. В раннем буддизме дхарма — это само учение Будды о мире и о путях спасения человека.

 

[11]Распространенное в библеистике мнение, но не общепризнанное.

 

[12]Арабск. кур’ан — буквально ‘чтение; то, что читают, произносят’. Коран называют также словами мусхаф, китаб (по‑арабски ‘книга’); в самом Коране для обозначения Корана, кроме того, используется слово зикр, т.е. ‘предостережение, напоминание’ (Ислам, 1983, 73).

 

[13]О феномене неконвенционального (неусловного) отношения к знаку см. §13—14).

 

[14]Выдающийся религиозный философ Владимир Соловьев не был арабистом, однако современный востоковед академик М.Б. Пиотровский называет его книгу о пророке ислама «блестящей»: Соловьев «сумел, как мне представляется, глубже многих проникнуть во внутренний мир Мухаммада» (Пиотровский, 1991, 170).

 

[15]Эта психологическая реконструкция Вл. Соловьева опирается на первые пять аят самой ранней суры Корана (96‑й), называемой «Сгусток». Ср.:

 

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил —

сотворил человека из сгустка.

Читай! И Господь твой щедрейший,

который научил каламом,

научил человека тому, чего он не знал.

 

Всё услышанное («написанное в сердце») в эту ночь и во многие последующие дни и ночи на протяжении почти 20 лет Мухаммад слово в слово повторял соплеменникам, сохраняя «прямую речь» Откровения Аллаха (т.е. формы 1‑го лица во всех случаях, когда Бог говорит о себе):

 

Клянусь ночью, когда она покрывает,

и днем, когда он засиял,

и тем, что создало мужчину и женщину, —

стремления ваши различны! <…>

Ведь на Нас лежит прямой путь.

И ведь Нам принадлежит жизнь последняя и первая.

И вот увещаю Я вас огнем, который пылает;

И горит в нем только несчастнейший,

который счел ложью и отвернулся.

 

(Сура, 92, «Ночь», 1—4, 12—16).

 

[16]Всё же иудеи и христиане, согласно исламу, занимают особое место в немусульманском мире (т.е. среди неверных): это люди Писания (ахль аль‑китаб). Они могут жить в исламском государстве и под его покровительством, без обязательного обращения в мусульманство (в отличие от язычников).

 

[17]Позднелат. codificatio от codex — книга, собрание законов и facio — делаю. Понятие «кодификация» широко используется в лингвистике, именно в теории и истории литературных языков. Под кодификацией литературного языка понимают систематизированное представление языковых норм в грамматиках, словарях, в сводах правил орфографии, пунктуации, орфоэпии и т.п.

 

[18]Еврейск. масореты — ‘хранители предания’, от масора — ‘предание, традиция’. В библеистике термин масора обозначает, во‑первых, редакторско‑филологическую деятельность масоретов по установлению канонического облика текстов «Ветхого Завета» и, во‑вторых, свод примечаний к установленному масоретами каноническому тексту иудейской Библии (так называемая масоретская редакция, легшая в основу первых печатных изданий «Танаха» в 70‑х гг. XV в.). Заботясь о единообразном чтении и понимании библейского текста, масореты провели кардинальную реформу еврейского письма (см. подробно §110). Хронологические границы в истории масоретской традиции указаны согласно «Еврейской энциклопедии» (СПб.. 1911. т. X. стлб. 685).

 

[19]Слово канон многозначно. По‑гречески kanon — вначале это прямая палка, используемая как линейка, т.е. как измерительный инструмент для соблюдения нужных пропорций, направления. Однако слово рано стало употребляться переносно — в значении ‘правила, установления, признанные нормы, образцы какой‑либо деятельности; руководящее начало, основные положения, догматы какого‑либо учения’. Уже в античности понятие канона использовалось в скульптуре, архитектуре, музыке, литературе. В христианстве термин канон имеет ряд специальных значений: 1. установленный церковью перечень книг Св. Писания; 2. церковный закон, правило, норма (их совокупность составляет церковное законодательство, или каноническое право); 3. жанр церковных песнопений, прославляющих святого или праздник.

 

[20]Классический пример такой и еще горшей судьбы — «Слово о полку Игореве». Произведение, созданное в XII в., оказалось в конце XV11I в. известным в единственном списке (по‑видимому, XVI в.). Однако и этот список сгорел в московском пожаре 1812 г. По счастью, с рукописи успели сделать две рукописных копии (из которых уцелела только одна), а также напечатать в 1800 г. наборное воспроизведение текста по древней рукописи.

 

[21]Конечно, свои трудности есть и в вопросе о том, кого из учеников считать «первым»: того, кто был первым призван? или кто оказался самым верным? или того, с кем Учитель чаще говорил? или того, кто лучше всех проповедует?

 

[22]Отсюда общепринятое название полученного свода из шести частей: «Гекзапла» (греч. hexaplasios — шестикратный, сложенный в шесть раз).

 

[23]Транслитерация (от лат. trans — сквозь, через, за и litera — буква) — передача текста, записанного с помощью одного алфавита, средствами другого алфавита. Ср. русский текст, транслитерированный в современной немецкой лингвистической работе: rassypat’sja v komplimentach, razvjazyvat’ agressiju.

 

[24]Так называют первый полный перевод Ветхого Завета с иврита на греческий, выполненный в III—II вв. до н.э. эллинизированными иудеями в Александрии. Текст «Септуагинты» лег в основу христианского канона Ветхого Завета. Лат. septuaginta означает ‘семьдесят’. По преданию, столько было переводчиков (толковников), создавших «Септуагинту» (подробно см. §56).

 

[25]Издания такого типа называют академическими, или критическими.

 

[26]Определение термина апокриф, а также об апокрифах в древнерусской книжности см. §44. Подробно об апокрифах в конфессиональной книжности см. §61—62.

 

[27]Атрибуция (лат. attributio — приписывание) — установление авторства, времени и места создания произведения (одна из задач текстологии).

 

[28]В XX в. фразеологизм ipse dixit просто ушел из активного лексикона пишущих (см. иллюстрации, например: Бабичев Н.Т. и Боровский Я.M. Словарь латинских крылатых слов, М.: Русский язык, 1982. — 959 с.).

 

[29]Традиция связывает с Ездрой также серьезную реформу письменности: прежняя древнееврейская графика, непосредственно восходящая к финикийской, была заменена так называемым квадратным еврейским письмом, тесно связанным с арамейским (халдейским) алфавитом. Еврейская религиозная и светская литература до сих пор пишется этим квадратным письмом.

 

[30]Объяснение названия «Септуагинта» см. в §55.

 

[31]Хорошо бы, не смущаясь внешней алогичностью, совместить эти полустертые языковые образы, призванные пояснить роль Писания как в самой религии Писания, так и в какой‑то мере — в книжно‑письменных культурах, основанных на религии Писания. Это такие образы: во‑первых, Писание как стержень, фундамент, ось, — одним словом, некая несущая конструкция, надежная опора для «несомых»; во‑вторых, — это ядро атома, центр солнечной системы, т.е. то, что определяет строение и главные черты «своего» микро— или макрокосмоса. В‑третьих, это сравнения из области органического мира: семя, каким‑то образом (пока еще не постижимым наукой), содержащее в свернутом виде все то, что из него родится и вырастет; корень; ствол с ветвящимися побегами… Объединяя эти ряды, мы можем в какой‑то мере представить функции Писания: быть опорой; быть определяющим центром; быть источником, из которого все вырастает…

 

[32]В христианстве эту традицию открывает 10‑томная «Церковная история» Евсевия, епископа Кесарийского (ок. 260‑ок. 350).

 

[33]«Шестодневы», популярнейшее чтение в средние века, представляли собой толкование трех первых глав из библейской «Книги Бытия» о том, как Бог в шесть дней создал мир (отсюда и название — «Шестоднев»). При этом к библейскому рассказу добавлялась полемика с язычниками, иногда с опорой на Аристотеля, а также естественно‑научные знания своего времени (например, о том, что Земля круглая; об устройстве колоса, виноградной лозы; о солнце и луне, о ветрах и т.п.). Составителями «Шестодневов» были знаменитые отцы церкви Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Низаинзин, Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин, св. Августин.

 

[34]Термин апокриф, в специальном значении возникший в христианской библеистике, здесь используется применительно также и к другим религиозным традициям. Однако в «Талмуде» соответствующее понятие имеет свое устойчивое обозначение — сефарим хицоним — буквально ‘посторонние (или внешние) книги’ (Амусин, 1983, 30).

 

[35]В том числе героическая история о молодой еврейской вдове, убившей предводителя вражеского войска, рассказанная в «Книге Иудифи», или столь злободневные в I в. н.э. три «Книги Маккавеев» о иудейском восстании против сирийской династии Селевкидов. По данным И.Д. Амусина, известно около 70 ветхозаветных апокрифов, от которых отказался официальный иудаизм (Амусин, 1983, 44).

 

[36]Цифра «500 (фрагментов)» указана в БПБ (с. 263). И.Д. Амусин пишет о «десятках тысяч фрагментов», которые «составляли некогда 600 книг» (Амусин, 1983, 30).

 

[37]Именем Марка надписаны, таким образом, три евангелия: одно каноническое и два неканонических, из которых одно признавалось «подложным» (ложно надписанным авторитетным именем), а второе — «тайным», действительно составленным Марком, как верили многие, для избранных.

 

[38]Некоторые из этих произведений в переводах И.С. Свенцицкой и М.К. Трофимовой напечатаны в книге: Апокрифы, 1989. Фрагмент из «Апокалипсиса Петра» см.: Ранович, 1933, 176—178.

 

[39]Писания отцов церкви — то же, что патристика (см. §64); Кормчая (т.е. «Кормчая книга», от кормчий — ‘рулевой, управляющий движением судна’) — сборник церковных и светских законов на Руси с XII в. (см. §86).

 

[40]Ср. иудаистскую параллель — мужи великого собрания применительно к знаменитым кодификаторам «Талмуда» (см. §63).

 

[41]Каппадокия — византийская провинция в Малой Азии.

 

[42]Слово мнение здесь имеет значение ‘самомнение’, известное, среди прочих, церковнославянскому языку. Церковные люди говорили: Мнение — второе падение (т.е. второй грех, после первородного) и Всем страстям матерь — мнение.

 

[43]Исповедание Могилы — Катехизис «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной», составленный киевским митрополитом Петром Могилой в 1640 г. (см. §70); Кормчая — имеется в виду «Кормчая книга» — сборник церковных и светских законов на Руси с XII в. (см. §86).

 

[44]В отличие от иудаизма и в особенности христианства, где традиционалисты и охранители склонны приписывать Преданию большое значение, иногда даже равное значению Писания, в то время как вольнодумцы, причем и мистики и рационалисты, видят главный и нередко самодостаточный источник вероучения в Писании (см. §64).

 

[45]Сунниты составляют большинство мусульман мира. Соответствующее направление в исламе называется суннизм.

 

137a

Апофатическое богословие (греч. apophatikos — отрицательный) исходит из полной трансцендентности Бога (т.е. его запредельности по отношению к миру и недоступности человеческому познанию). Поэтому в апофатическом богословии истинными признаются только отрицательные суждения о Боге («Бог не является человеком», «Бог не является природой», «Бог не является разумом» и т.д.). Что касается положительных суждений о Боге, то они невозможны: например, даже такое предельно общее утверждение, как «Бог существует», лишено смысла, ибо Бог — вне бытия и выше бытия. Катафатическая теология (kataphatikos — положительный) допускает возможность характеризовать Бога при помощи позитивных (положительных) определений и обозначений, которые, однако, не должны пониматься буквально и прямо. В христианской теологии оба принципа богопознания сосуществуют, однако отрицательное богословие считается более высоким и совершенным. Н.А. Бердяев, например, в апофатической теологии видел противовес социоморфизму (трактовке Бога в категориях социальных взаимоотношений между людьми); см.: Бердяев, [1949] 1991, 177.

 

[46]Систематизированный свод имен Бога в Ветхом Завете (с указанием книг, глав и стихов) см. в работе: Булгаков, 1953, 263—264.

 

[47]Памятник был издан в новое время под заглавием: «Богословие святого Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна Екзарха Болгарского. По харатейному списку Московской Синодальной Библиотеки» (М., 1878).

 

[48]От греч. dogma — мнение, учение, постановление.

 

[49]Православное догматическое богословие различает общие, или основные, догматы и догматы частные; см. ППБЭС, 755.

 

[50]Окказионализм (от лат. occasio — случай, повод) — философский взгляд, согласно которому любые события и явления мира — это не связанные между собой случайности (и даже не «цепь случайностей», а «случайное нагромождение случайностей»). В языкознании окказионализм — это слово, созданное «на случай», в конкретном контексте, для большей выразительности, или игры слов, или за неимением лучшего (например, прозаседавшиеся В. Маяковского или лошадист в речи ребенка, еще не знающего слова всадник или наездник).

 

[51]От греч. katecheo — оглашать, устно наставлять, учить. В раннем христианстве катехизис — это устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Подготовка к крещению (катехизация) в русской церковной традиции называлась оглашение, a те, кто проходил такую подготовку, назывались оглашенными. Было также слово оглашенник — ‘книга поучений для готовящихся принять христианство’ и выражение оглашенные словеса — ‘поучения для оглашенных’.

 

[52]Лаврентий Зизаний (50—60 гг. XVI в. — после 1634) знаменит как автор хронологически второй печатной грамматики церковнославянского языка («Грамматика словенска», Вильна, 1596) и составитель одного из ранних словарей церковнославянского языка (с толкованиями трудных слов на простой мове).

 

[53]Сохранился своеобразный протокол обсуждения Катехизиса, изложенный с точки зрения московских участников диспута — «Прение литовского протопопа Лаврентия Зизания с игуменом Илиею и справщиком Григорием по поводу исправления составленного Лаврентием катехизиса». Рукопись напечатана в кн.: «Летописи русской литературы и древности» (т. 2, кн. 4, М., 1859, с.80—100) и литографически воспроизведена в «Памятниках древней письменности» (т. XVII, М., 1878).

 

[54]Глагольные формы лат. credo и церковнослав. верую стали употребляться как существительные для обозначения всего текста Символа веры (ср. в проповеди о. Александра Меня: Сегодня, как и всегда за Литургией, мы вместе пели «Верую»), причем для русского обихода такое обозначение было более обычным, чем поздний и книжный оборот Символ веры. Лат. credo, заимствованное во многие языки, развило более общее, не обязательно конфессиональное значение: ‘взгляды, убеждения, основы мировоззрения’ (ср. кредо демократов, научное кредо и т.п.).

 

[55]Филиокве — от лат. filioque — буквально ‘и от сына’.

 

[56]У мусульман нет духовенства как сословия, обладающего особой благодатью; нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом. В деятельности «людей религии» (имамы ‘руководители молитвы’, служители мечетей, проповедники, знатоки исламского права и хадисов, учителя богословия) функции духовной и светской власти практически неразделимы.

 

[57]Например, особое богослужебное облачение католического и православного духовенства; лучшая и вместе с тем строгая одежда мирян у католиков и православных; платок на голове женщин в православии; оставляемая у входа в мечеть обувь мусульман; обязательный головной убор (небольшая мягкая шапочка) мужчин в синагоге (в соответствии с еврейской традицией, покрытая голова — это символическое напоминание о том, что над всеми есть могучая сила); и т.д.

 

[58]От греч. psalmos — пение с музыкой на струнном инструменте. Название книги «Псалтирь» — греческое и позднее (появляется в Септуагинте). В Танахе книга псалмов называется «Хвалебные песни».

 

[59]Литургия (греч. leitourgia — общая или общественная служба, служение, повинность) — богослужение, во время которого совершается таинство евхаристии (благодарения), или причащения верующих к Богу. Литургия установлена самим Иисусом Христом в Тайной вечере (церк. —слав. вечеря — ‘ужин’): «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19) и сохраняет черты совместной священной т р а п е з ы, которая связывает собравшихся с Богом. Отсюда народно‑христианские названия литургии: русск. обедня, лат. missa — ‘месса’, буквально ‘приготовленное; блюдо, кушанье’, к которому восходят англ, mass, нем. die Messe, польск. msza, белорусск. (католическ.) ?мша.

 

[60]Название мотивировано тем, что один из видов краткого церковнославянского апракоса — это воскресный апракос, содержащий чтения только на субботы и воскресенья, а также чтения на страстную седьмицу (последнюю неделю Великого поста).

 

[61]«Апостол» — название богослужебной книги Православной церкви, содержащей новозаветные «Деяния и послания святых апостолов», с разделением на главы и зачала, с указанием чтений, приуроченных к определенным дням церковного года.

 

[62]В лингвистической терминологии паремия — это общий (объединяющий) термин для пословиц и поговорок, а паремиология — дисциплина, занятая их изучением.

 

[63]О глоссолалии (как разновидности речевого расстройства и как экстатической речи мистика) см. §37, в связи с анализом заговора‑абракадабры.

 

[64]Эзотерический (греч. esoterikos — внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических знаках, формулах). Антоним — экзотерический (греч. exoterikos — внешний) — не представляющий тайны, предназначенный и для непосвященных; открытый, доступный многим.

 

[65]Exercitia spiritualia (лат.) — духовные, спиритуалистические упражнения.

 

[66]Каббала — (др.‑еврейск.) — буквально ‘традиция, предание’.

 

[67]Ср.: У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее каббалистики? (А. Пушкин, Пиковая дама)

 

[68]От арабск. суф — «шерсть». Из белой грубой верблюжьей шерсти делалась одежда аскетов‑суфиев (власяница).

 

[69]Имеется два научных издания «Ключа разумения» Иоанникия Галятовского (вместе с гомилетикой) — факсимильное (Рим, 1975) и наборное (Киев, 1985).

 

[70]В филологии подобный комментарий («строка за строкой» классического текста) остается тем жанром справочной литературы, который едва ли не выше всего ценится широкими кругами практиков. Например, комментарий Н.Л. Бродского «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина» (пособие для учителя) между 1932 и 1964 гг. издавался пять раз; книга Ю.М. Лотмана «Роман А.С. Пушкина „Евгений Онегин“. Комментарий» (пособие для учителя) — дважды (в 1980 и 1983 гг.).

 

[71]Древнейший свод «Талмуда» (см. §63).

 

[72]Шариат (от арабск. шариа — правильный путь, дорога) — комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина: реально шариат воплощается в трудах по фикху и в практике мусульманских (шариатских) судов (Ислам. 1983, 122—123).

 

[73]Антиномия (греч. antinomia — противоречие в законе) — старинный термин философии и логики, обозначающий фундаментальные противоположные начала, принципиально неустранимые противоречия, присущие природе вещей. Антиномические высказывания противоречат друг другу и при этом являются логически доказуемыми.

 

[74]Воспроизводится с некоторыми пояснениями систематизация Н.И Толстого. См.: Толстой, 1988, 69—70.

 

[75]Агиография (греч. hagios — ‘святой’ и graphe — ‘пишу’) — популярный жанр средневековой церковной литературы, жизнеописания святых.

 

[76]Функциональное, или культурное, двуязычие противопоставляется двуязычию этническому. В ситуации этнического двуязычия использование в одном социуме двух языков связано с соседством и контактом двух народов, говорящих на этих языках Функциональное двуязычие возможно в ситуации, когда два языка используются одним народом: первый из языков – это этнический язык данного народа, а второй язык – «ничей», надэтнический, и он используется в специальных функциях или особых ситуациях общения.

[77]Для романских языков (итальянского, французского, испанского, португальского, румынского, молдавского, цыганского, ретороманского) латынь является их праязыком, т.е. тем общим языком-источником, из которого они развились. Праязык славянских народов (его называют праславянский язык), в отличие от латыни, не имел письменности, и поэтому науке известен только его предполагаемый вид

[78]Кроме православных славян, церковнославянский был sacra lingua у влахо-молдаван – романского населения, соседствовавшего со славянами

[79]Масореты (по-еврейски означает ‘изъяснители’) – ученые раввины, занимавшиеся в период с III по ХУ вв. масорой, т.е. редактированием, кодификацией и толкованием иудейских священных книг (масора переводится как ‘предание, изучение’). В библеистике существует понятие «масоретской редакции» (или «масоретского перевода») «Ветхого Завета» (VII – IX вв.). Древнейшие сохранившиеся полные рукописи «Ветхого Завета» передают именно масоретскую редакцию (на еврейском, а отчасти на палестинско-арамейском языке).

[80]Достаточно сказать, что полная чешская Библия была создана уже во второй половине XIV в. (в Славии это был первый перевод Библии на народный язык). 25 полных чешских библейских текстов сохранилось от XV в.

[81]Это и было Вавилонское столпотворение, т.е. буквально ‘творение столпа (башни)’; позже в русском языке слово столпотворение, отчасти по созвучию со словами толпа, толпиться, получило значение ‘сутолока, суматоха, неразбериха’.

[82]Семасиологический – относящийся к семасиологии; семасиология (от греч. semasia – ‘значение’ и logos – ‘учение’) – то же, что семантика: раздел языкознания, изучающий значение языковых единиц, прежде всего слов.

[83]«Собственно» грамматика – это морфология и синтаксис, т.е. системы форм и конструкций, которые выражают обобщенные значения, без которых не может быть построено предложение – например, значение числа, времени, наклонения, залога, субъекта, объекта, признака, утверждения, отрицания (или вопроса), определенности (или неопределенности) и др. В книгах, называемых Грамматика, довольно часто собственно грамматическим разделам предшествуют неграмматические – сведения по фонетике, письму и т.п.

[84]Это имя уже называлось в связи с историей создания полного церковнославянского библейского свода («Геннадиевской Библии» 1499 г., см. §94). Дмитрий Герасимов известен как участник посольств в Швецию, Данию, Пруссию, Вену, Рим. Его имя читается в летописи («Митя Малой, толмач латыньской»), в «Истории государства Российского» Карамзина. Из русских молодых людей, посланных учиться за границу (в Ливонию), он первый, кто известен по имени.

[85]Ср. апологию церковнославянского языка как языка святого и дающего спасение у православного украинского монаха Иоанна Вишенского (ХV? в.): «Бог всемогущий лутче крестит в словенском языку, а нежели в латынском»; святым и угодникам «спасенными же быти и освятити тот же святый язык словенский исходатаил» (Вишенский И. Соч. / Подготовка текста, ст. и коммент. И.П. Еремина. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 192, 194). Впрочем, трактовка церковнославянского языка в качестве священного не была в православии канонической.

[86]Полисемия (от греч. polys – ‘много’ и sema – ‘знак’) – наличие различных, но в какой-то мере связанных значений у одного и того же слова (или фразы); в семиотике – возможность разных интерпретаций отдельного знака или некоторой последовательности знаков (текста, фильма, музыкального произведения и т.п.).

[87]От греч. glossa – язык.

[88]Терминология Л.С. Ковтун; см.: Ковтун, 1963; Ковтун, 1989. В указанных работах осуществлены исследование и научное издание основных памятников старинной лексикографии. Приведенные ниже характеристики словарных жанров основаны на работах Л.С. Ковтун.

[89]Отсюда и термин: ономастика – раздел языкознания, изучающий собственные имена (от греч. onomastikos – относящийся к наименованию); ономастикой – собрание собственных имен (ср. аналогичные словообразовательные связи в терминах лексика – лексикон).

[90] Аутентичный (от греч. authentes – собственной рукой совершенный) – подлинный, исходящий из первоисточника. В современном праве аутентичный текст – это текст документа, официально признанный равнозначным другому тексту (составленному на другом языке) и имеющий с ним одинаковую юридическую силу; аутентичное толкование – официальное разъяснение закона или нормативного акта, которое дается органом власти, издавшим этот закон (акт).

[91] Имеются в виду новозаветные контексты, в которых говорится, что Сын Божий после Воплощения есть не только Бог, но и Сын Человеческий; что Сын происходит от Отца, т.е. что Отец является Ипостасным Началом Сына. Ср.: «Отец Мой более Менял (Ин 14, 28): „[Сын], Которого Отец освятил и послал в мир“ (Ин 10, 36); „[Христос] смирил Себя, быв послушным даже до смерти“ (Флп 2, 8) и под. Подробно см.: Догматическое богословие, 1994. 132–136.

174a

Филиокве – от лат. filioque – буквально ‘и от сына’.

[92] После захвата Болгарии турками часть книжников бежала в Сербию. Здесь при поддержке деспота Стефана Лазаревича в основанном им Ресавском монастыре (ныне монастырь Манасия) продолжалось дело Евфимия Тырновского (поэтому иногда эту литературную школу называют Тырновско-Ресавской).

[93] Кириллические буквы в приведенных парах в церковнославянской письменности XIV–XV вв. уже смешивались, при этом вторые из названных букв, т е. «фита» и «ять», частично уже утрачивались. Реформа Евфимия стремилась их реставрировать.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.