Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие славяно-кирилловского письма в России (до реформы 1918г.)



Древнейшую форму кириллицы называют уставом (см. Приложение, рисунок 3). Отличительной чертой устава является достаточная отчетливость и прямолинейность начертаний. Большая часть букв угловатая, широко тяжеловесного характера. Исключениями являются узкие округлые буквы с миндалевидными изгибами, среди других букв они кажутся как бы сжатыми. Для этого письма характерны тонкие нижние удлинения некоторых букв. Эти удлинения можно увидеть и в других видах кириллицы. Они выступают в общей картине письма легкими декоративными элементами. Диакритические знаки еще не известны. Буквы устава – крупного размера и стоят отдельно друг от друга. Старый устав не знает промежутков между словами.

Начиная с XIII столетия развивается второй вид письма—полуустав (см. Приложение, рисунок 4), который в последствие вытесняет устав. В связи с возросшей потребностью в книгах полуустав появляется как деловое письмо писцов, работавших на заказ и на продажу. Полуустав соединяет цели удобства и скорости письма, он проще устава, имеет значительно больше сокращений, чаще бывает наклонным—к началу или концу строки, лишён каллиграфической строгости. Этот вид письма светлее и округлее, чем устав, буквы мельче, очень много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания. Буквы более подвижны и размашисты, чем в уставном письме, и со многими нижними и верхними удлинениями. Техника начертания ширококонечным пером, сильно проявлявшаяся при письме уставом, замечает много меньше.

Сохраняя последнее правописание устава и его очерки, полуустав придаёт им чрезвычайно простой и менее чёткий вид, так как размеренные ремесленные нажимы заменяют более свободным движением пера. Полуустав употреблялся в XIV-XVIII веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью.

Писать полууставом было значительно проще. Он используется в рукописях, которые содержат наиболее распространённые жанры военной повести и летописи, отражавшие наилучшим образом события, пережитые в эпоху русским народом. Например, именно полууставом написана Лаврентьевская летопись (1377).

В XV столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная, культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощённом, более удобном стиле письма. Им стала скоропись.

Скоропись примерно соответствует понятию латинского курсива. У древних греков скоропись была в широком употреблении на ранней стадии развития письма, частична она имелась и у юго-западных славян. В России скоропись как самостоятельный вид письма возникла в XV веке. Буквы скорописи, частично связанные между собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно.

Хотя в скорописи XV века, в общем, ещё отражается характер полуустава связующих буквы штрихов мало, но в сравнение с полууставом это письмо более беглое.

Буквы скорописи в значительной мере выполнялись с удлинениями. Вначале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине XVI века, а особенно в начале XVII века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи, а в общей картине письма заметны некоторые элементы греческого курсива.

Во второй половине XVII века, когда распространилось много разных вариантов письма, и в скорописи наблюдаются характерные для этого времени черты — меньше вязи и больше округлостей. Скоропись того времени постепенно освобождается от элементов греческого курсива и отдаляется от форм полуустава. В позднейшем периоде прямые и кривые линии приобретают равновесие, а буквы становятся более симметричными и округлыми. В то время, когда полуустав преобразуется в гражданское письмо, соответственный путь развития проделывает и скоропись, вследствие чего её можно в дальнейшем называть гражданской скорописью.

В начале XVIII века в связи с укреплением русского национального государства, в условиях, когда церковь была подчинена светской власти, наука и просвещение приобретают особенно большое значение. Развитие этих областей просто немыслимо без развития книгопечатания.

Поскольку в XVII веке печатались книги главным образом церковного содержания, издание книг светского содержания предстояло начинать почти сызнова. Большим событием было издание в 1708 году «Геометрии» Я.В.Брюсом, которая в рукописном виде уже давно была известна в России.

Создание новых по своему содержанию книг требовало нового подхода к их изданию. Забота об удобочитаемости книги и простоте её оформления характерна для всей издательской деятельности первой четверти XVIII века.

Одним из самых важных мероприятий была так называемая Петровская реформа в 1708 году кирилловского печатного полуустава и введение новых изданий гражданского шрифта. Из 650 наименований книг, изданных при Петре I , около 400 были напечатаны вновь введённым гражданским шрифтом.

Процесс возникновения нового печатного шрифта может быть естественным или искусственным. Естественным этот процесс является тогда, когда новый шрифт создаётся в тот или иной исторический период на основе возникшей новой графике письма. Россия была подготовлена к созданию нового шрифта уже в конце XVII века, но проявил инициативу в этом вопросе Пётр I. Из сохранившихся писем Петра известно, что рисунки новых букв в январе 1707 года сделал « чертёжник и рисовальщик» Куленбах. Из этих писем так же видно, что Куленбах был «техническим» исполнителем заданий Петра, а предварительные эскизы букв азбуки разрабатывал сам император.

Всего были сделаны оригиналы 32 строчных букв и четырёх прописных. Оригиналы остальных прописных литер надо было сделать по эскизам строчных букв. Шрифт трёх размеров был заказан в Амстердаме. Копии были переданы мастерам Московского Печатного двора. Однако полученные оттиски не удовлетворили Петра. Технически они были на высоте, но рисунок некоторых букв не соответствовал представлениям царя. Внеся некоторые изменения в очертания букв, Пётр вновь заказал преобразованные литеры. В новых вариантах шрифт стал спокойнее. Благодаря изменениям буквы гражданского шрифта в результате образовывали преимущественно прямоугольные формы.

18 января 1710 года Пётр I посетил Печатный двор и одобрил оттиски азбуки. Затем он провёл последнюю корректуру: вычеркнул некоторые знаки печатного полуустава и первые варианты знаков нового шрифта, а затем собственноручно на внутренней стороне переплетённой крышки написал: «Симы литеры печатать исторические и манифактурныя книги». Однако первоначальные формы букв гражданского шрифта 1708 года применялись вместе со шрифтом, утверждённым Петром до 40-х годов XVIII века. На первом листе эталонной азбуки стоит дата окончания реформы: «Дано лета Господня 1710, января в 29 день».

Новая азбука имела несколько названий. Первое время Пётр именовал её Амстердамской. Это явно относилось к шрифтам, которые были изготовлены в Амстердаме. Иногда азбука называлась Белорусской. Такое название, скорее всего объясняется тем, что дополнительные рисунки букв получали в 1708 году из Белоруссии. Сами изобретатели гражданского шрифта ещё при составление учебной азбуки в 1708 году решили назвать её Рукописной, поскольку её первоосновой было гражданское письмо. В итоге азбуки петровского и послепетровского времени выходили под заглавием «Изображение древних и новых письмен словенских печатных и рукописных».

Состав русской азбуки и её графика продолжали изменяться и позже. Алфавит устоялся к середине XVIII века и держался в таком виде вплоть до реформ 1917-1918 гг., начертание же букв вполне совпадало с нынешним. По образцу русского гражданского шрифта и с использованием тех же начертаний букв (с необходимыми изменениями) была в XVIII—XIX веках реорганизована письменность и других народов, использовавших кириллицу (сербская, болгарская, румынская) (Приложение №5,6)

\







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.