Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 3.ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ



1. Жизненный путь личности как единица анализа.

2. Личностные кризисы, их определение. Понимание личностных кризисов в различных психологических школах.

3. Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления.

4. Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии.

Список литератуы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991,299 е., ил.

2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999.-С.7-95.

3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. АН СССР, Институт психологии, М., Наука, 1981.- 365 с.

4. Асмолов А.Г., Братусь Б.С. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии. 1979, №4, С.35-40.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1978 №4. С.23-36.

6. Братусь Б.С. Психология личности. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999.- С. 385-457.

7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., Изд.-во МГУ, 1990.-285 с.

8. Выготский Л.С. Овладение собственным поведением. Воспитаниевысших форм поведения // Собрание сочинений в 6 томах.-М.:Педагогика, 1982,- т.З.- С.273-302.

9. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность.//Вопросы психологии ,1989, №4, С. 12-16.

Подлинный смысл пройденного личностью пути, по мысли С.Л. Рубинштейна в том, что он был не чем иным, как последовательно, шаг за шагом прокладываемым путем нашего познавательного проникновения в психическую жизнь личности. По мысли Ричарда Баха «Любая проблема таит дар для тебя.Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах». Жизненный путь личности становится единицей анализа по мере конкретизации той активной творческой позиции субъекта, которая определяет содержание его жизни и смыкается в ее единстве сознания и деятельности. Наиболее фундаментальными работы Л.И. Анцыферовой о том, что образ жизни влияет на развитие личности не непосредственно, а опосредованно - через ее психологический стиль. А.Г. Асмолова также считает, что личность, все больше индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и образ жизни, которые определяют ее развитие. В трудах социолога и философа Л.Н.Когана можно найти содержательный анализ сущности судьбы. Так, в своей книге "Человек и его судьба" он обращает внимание на существенное родство и пересечение понятий "судьба" и "жизненный путь". Термин "жизненный путь"Л.Н.Коган относит только к жизни человека. О судьбе можно говорить и в более широком значении - не только о судьбе человека, но и о судьбе произведений искусства, государств, научных теорий и т.п. В отношении личности употребительны и обязательны оба понятия - и "жизненный путь" и "судьба". Человек не просто проходит путь жизни - он ещё и сознательно, осмысленно, целенаправленно выстраивает свою судьбу. Судьба не оставляет человека равнодушным к содержательному наполнению своей жизни. 2 Судьба 0 - это качественная сущность жизненного пути, его отличительное свойство. Иногда судьба метит особой метой тот или иной жизненный путь. Например, два коротких жизненных пути - А.С.Пушкин (ХIХ век) и В.С.Высоцкий (ХХ век) - схожи по своей сути: обоим выпала судьба сказать новое слово в поэзии русского народа. Весьма ощутима связь между судьбой человека и жизнью народа. Каждый человек как бы разделяет общую историческую судьбу того народа, к которому он принадлежит. Каждый человек есть плоть от плоти и дух от духа того народа, который дал ему жизнь. В работе немецкого теолога и философа Пауля Тиллиха (1886-1965) "Мужество быть" рассматривается сущность мужества особого рода - "мужества быть частью". Человеческое Я, пишет Тиллих, самоутверждает себя в мире, к которому оно принадлежит и от которого в то же время обособляется. Я и мир коррелятивны, как коррелятивны индивидуализация и соучастие. Соучастие означает: быть частью того, от чего человек в то же время обособлен. Кроме мужества быть собой, есть и мужество быть частью, т.е. мужество самоутверждения Я через соучастие. В соучастии личность становится частью сообщества, принимает участие в коллективном самоутверждении сообщества. Между Я и миром, индивидуализацией и соучастием, личным и общественным, обособлением и общением, судьбой человека и историей народа могут возникать противоречия. Эти противоречия накладывают отпечаток на жизненные отношения личности. Можно плыть на волне обстоятельств, но можно - и вопреки обстоятельствам. Личность почти всегда переживает свои жизненные отношения как противоречивые. Формируя свою жизненную стратегию, следует отдавать себе отчет в необходимости совмещать свободу и необходимость, идею и реальность. Жизненное отношение личности есть динамическая корреляция между Я и миром, в которой столкновения неизбежны. Цель стратегии жизни - благополучно пройти все перипетии жизненного пути, построив счастливую судьбу.

Человек сам определяет свои жизненные стратегии, а на их основе и тактику своего поведения. Большой вклад в развитие субъектного подхода внесла К. А. Абульханова-Славская. В своих работах она показывает, что у человека достаточно ресурсов для организации своей жизни в соответствии со своими интересами, ценностями для максимального развития своих потенций. Она считает, что личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути. Личность выступает субъектом жизни, т. е. ее организатором, и в этом проявляется прежде в» индивидуальный характер жизни. «Чем меньше человек продумывает, осмысливает си жизнь, чем меньше он стремится организовать ее ход, определить ее основное направлен! тем больше, как правило, его жизнь становится подражательной, а потому похожей на жизнь других людей, стандартной».Таким образом, сторонники субъектного подхода доказывай что человек обладает всеми ресурсами, для того чтобы выступать не пассивным объектом для восприятия воздействий, а активным субъектом своей жизни. В этом позиция данного подхода во многом созвучна основным идеям теорий гуманистической психологии.

В качестве иллюстрации жизненного пути личности разрешите зачитать цитату из предстмертных дневниковых рукописных фрагментов Сергея Леонидовича Рубинштейна к будущей книге «Человек и мир»: «Самое большое впечатление моей юности до революции — жизнь и смерть Л.Толстого. Не содержание его учения, а именно его жизнь и смерть. Ничего не желал я себе так, как подобной смерти — смерти, которая была бы завершением лучших устремлений жизни и ее оправданием. Мысли о смерти и мое отношение к ней. Смерть моя — для других — остающаяся жизнь после моей смерти — есть мое не-бытие. Для меня самого, т. е. для каждого человека, для него самого — смерть — последний акт, завершающий жизнь. Он должен отвечать за свою жизнь и, в свою очередь, определять ее конечный смысл. Отношение к своей смерти как отношение к жизни». Безусловно, такое отношение предполагает стратегию риска, которая порой не поддается антропоморфной логике. По оценке Джим Рона, «мы порой антилогичны: сами хотим, чтобы жизнь изменилась, а когда приходят эти перемены, мы их боимся, злимся на них и пытаемся от них сбежать!».

3.2 ЛичнЛичностные кризисы, их определение. Понимание личностных кризисов в различных психологических школах

На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис. Как представляется Л.А. Пергаменщику, в некоторых случаях можно выявить события, которые служат пусковым механизмом для кризиса, такие как несчастный случай, операция, полученное в результате травмы увечье. Это могут быть также ситуации, связанные со смертью любимого человека, переживанием различного рода утрат, потерей семьи или работы; кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, неизлечимой болезнью, изменением социального статуса и др. Однако природа кризиса такова, что среди пусковых механизмов могут быть не только печальные или травматичные переживания. Причиной кризиса могут быть и радостные, позитивные события - например, рождение ребенка, влюбленность, бракосочетание или повышение по службе. Иногда у кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Просто у человека появляется ощущение, что внутри что-то изменилось и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера: он стал другим. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". Таким образом, пусковые механизмы кризиса определяются не только внешним, но и внутренним содержанием, динамикой психологической жизни личности, которые так часто остаются за пределами сознания, а потому не поддаются контролю и предвидению. Говоря о пусковых механизмах, надо учесть еще и тот факт, что возникновение кризисов могут провоцировать не только события личной истории человека, но и экстремальные ситуации глобального уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими и природными бедствиями. И если рассматривать нашу планету и то, что на ней происходит, как контекст для биологического, психологического и духовного развития всего человечества и отдельных людей, то связь между личностным и глобальными уровнями становится более очевидной. Как пишет Э. Йоманс, "те переживания, через которые проходят многие и многие люди в своей жизни, являются зеркальным отражением событий, происходящих на уровне более обобщенном" и в тоже время они являются "частью общей мировой ситуации" [7, с. 111]. В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий. Иногда за кризисами закрепляются определенные названия - например, "первая любовь", "прощание с отчим домом", "кризис середины жизни", "кризис выхода на пенсию". Однако многие из подобных кризисов остаются безымянными и не привязываются к каким-либо внешним событиям, хотя и представляют собой серьезные личностные сдвиги, отражающиеся на всех сторонах жизни человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Л.И. Божович, Поливанова, В.В. Козлов, А.А. Баканова, Гейл Шихи. Э. Эриксон подвозрастными кризисами Эриксон понимает особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития .

Л.С. Выготский рассматривая динамику переходов от одного возраста к другому, говорит о том, что незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности. Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, котарая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни. Кризис 1 годасвязан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными. Кризис 3 летна границе между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений». Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям. Кризис 7 лет может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, благодаря которому появляется логика чувств. Смысловая ориентировка в собственных действиях исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка, который пытается не показывать другим, что ему плохо. Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Кризис 30 лет начинается приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет.Недаром в народе говорят: «Сороковые – роковые». Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей». Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов – непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них – способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться. В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи. Кризис ухода на пенсию негативно сказывается в нарушении привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоречия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выброшенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти. Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье. С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения, иногда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложниться смертью супруга (супруги), утратой некоторых близких друзей.

Таким образом, под личностным кризисом понимаем особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития .

 

3.Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления.

Активность личности как психологическая характеристика включает в себя источник (порождение), функционирование и структурное отражение в психических процессах, свойствах и состояниях индивида мирового и его собственного биологического, исторического, социального и индивидуального опыта жизнедеятельности. С методологических позиций понимание активности включает в себя:

□ принцип детерминизма;

□ принципы развития и историзма;

□ принцип предметности;

□ принцип фило-онтогенетического развития;

□ принцип системности.

Жизненный путь личности проявляется, в первую очередь, в активности надситуативной как специфической особенности психики человека. Активность сопровождается процессами интериоризации — экстериоризации как механизмами усвоения личностью общественно-исторического опыта;

С точки зрения деятельностного подхода, активность предполагает:

□ единство строения внешней и внутренней деятельности;

□ системный анализ психики;

□ зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. _

На основе этих принципов выделены критерии активности и и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как оси— и движущей силе развития психики в онтогенезе, о структуре деятельности (деятельна действие, операция, функциональные системы), о значении, личностном смысле переживаний как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслах как единицах строения личности. Активность, соотнесенная со структурой мотивационной сферы личности (мотив-цель — условие) становится источником широкого круга психических явлений. Во-первых, это МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРАсложная система разнохарактерных мотивов (потребностей, интересов, склонностей и т. п.), отражающих различные стороны социальной деятельности человека и его социальные роли. МОТИВАЦИЯ —

1) побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность;

2) процесс формирования мотива – активность.

Мотив(от лат. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием. Таким образом, мотивационная сфера наиболее широкое из рассмотрений понятий, включающее совокупность всех побуждений человека на различии: уровнях его жизнедеятельности (физиологическом, психическом, социальном). Направленность же указывает на доминирование в мотивационной систем мотивов или намерений, которые определяют направление поведения и деятельности человека, показывают их преимущество и личностные приоритеты. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побудительная функция поведения обеспечивает активность и направленность поведения; регуляционная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях. Из всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, с объективным дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму для его устранения. Потребность активизирует организм, порождает его по­ведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Мотивационную сферу человека можно оценивать по следующим параметрам: развитость, гибкость, и иерархизирован-ность. Под развитостью мотивационной сферы имеется в виду ка­чественное разнообразие мотивационных факторов, представлен­ных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных потребностей, мотивов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс моти­вации следующим образом. Более гибкой считается такая моти­вационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных по­будителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств для удовлетворения одной и той же потребности может использовать более разнообразные предметы, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные кни­ги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего моти­вационная сфера по определению будет более гибкой. Заметим, что развитость и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Развитость — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гиб­кость— подвижность связей, существующих между разными уров­нями организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных факторов. Одни потреб­ности (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, чем они; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований одного и того же уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое когнитивное мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной центральной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе могут вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Как мотивационный фактор интерес в мире животных столь же распространен, как и потребность. Для него существует врожденн ый механизм — ориентировочный рефлекс. Он, однако, представляет собой низший уровень развития интереса. У человека всвязи сразвитием его мотивационной сферы интерес начинает вызы­вать все то, что потенциально может служить средством удов­летворения его потребностей и мотивов, достижения поставленных целей. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше по эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности итем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имею­щийся лишь у человека,— это научные и художественно-творческие изыскания. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно быстро сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систе­му мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения. Последняя представлена такими специфическими понятиями, которые отражают особенности человеческой мотивации. Это социальные потребности, мотивы (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, Г. Хекхаузен), жизненные цели, ценности и планы (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мей), черты личности (Г. Оллпорт, Р. Кеттел), когнитивные факторы (Дж. Роттер, Дж. Келли) и др..

Высшим уровнем психического отражения и саморегуляции, присущий активному человеку человеку как социальному существу является СОЗНАНИЕ. Существуют различные предположения о возникновении сознания. Одна из наиболее известных гипотез в отечественной психологии выдвинута А. Н. Леонтьевым. Согласно его определению, сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором вьделяются ее «объективные устойчивые свойства», причем «вне зависимости от отношений к ней субъекта». По А. Н. Леонтьеву, сознанию послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда. В условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности—биологический мотив, а имеют ввиду лишь промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется действие. В плане психического отражения это выражается переживанием смысла действия. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву. Для успешного выполнения действия необходимо развитие речи и языка. Особенность человеческого языка — его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря этому язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания. Основные пути научного решения проблемы о природе психики человека наметил Л. С. Выготский. Он разработал культурно-историческую теорию психики человека и показал, что у человека возникает особый вид психических функций, названных им «высшими психическими функциями» (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и т. д.), которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень развития психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им.

Основные психологические характеристики сознания:

АКТИВНОСТЬ — указывает на то, что при сознательном отражении действитель­ности человек выступает в качестве активного, а не пассивного начала, что выра­жается в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — сознание человека всегда направлено на какой-либо объект. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект, т. е. то, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — способность человека направлять сознание на свой вну­тренний мир и вследствие этого познавать себя. Человек накапливает информацию |о своих качествах, состояниях, сравнивает ее со своим опытом, идеалами, с опытом других людей.

Из вышесказанного следует, что сознание позволяет человеку выступать в качестве субъекта жизни, т. е. быть активным, деятельным творцом своей жизни. Поэтому иногда сознание представляют как высший уровень психической жизни человека, а в качестве низшего уровня выделяют бессознательное как совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реаль- ность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. Бессознательное проявляется в сновидениях, эмоциональном заражении, панике, интуиции, аффектах, гипнозе, непроизвольном запоминании, а также в стремлениях, причины которых не осознаются личностью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.