Здавалка
Главная | Обратная связь

Транспортная задача



Постановка задачи.Имеются m пунктов отправления А1, А2, ... Аm на которых сосредоточено определенное количество однородного продуктаа1, а2, ... аm.Имеются n пунктов потребления В12,...,Вn,в которые необходимо перевезти следующее количество продуктов в12,...вn.Если общая сумма продукта в пунктах отправления равна общей потребности в нем всех пунктов потребления

а1+ а2+ ...+ аm = в12+...+вn

то такая модель называется закрытой, а если не равна, то модель называется открытой. При решении задачи открытая модель приводится к закрытой путем введения фиктивного пункта отправления и потребления.

Из каждого пункта отправления возможна транспортировка продукта в любой пункт потребления, причем стоимость перевозок единицы груза из i -го пункта отправления в j-й пункт потребленияСij известна.

Требуется составить такой план перевозок, при котором общие транспортные расходы были бы минимальными. При этом весь продукт из пунктов отправления должен быть вывезен, а потребности каждого потребителя удовлетворены полностью.

За неизвестные здесь принимаются перевозимые объемы груза. Обозначим

через Х11 количество продукта, отправляемого из пункта А1 в пункт В1, Х12 -из пункта А1 в пункт В2и т.д. Вообще через Хij обозначим количество продукта, отправляемого из i-го пункта отправления в j-й пункт потребления. Тогда количество неизвестных будет mxn неотрицательных переменных величин.

Запишем математическую модель транспортной задачи. Требуется найти такое неотрицательное решение системы из m+n уравненй

 

при котором линейная форма достигает минимума

 

F=С11Х1112Х12+...+С1nX1n+...+ Cm1Xm1+Cm2Xm2+...+ CmnXmn

Все условия задачи можно свести в таблицу 5. При моделировании экономических процессов для решения транспортных задач:

1) все ограничения должны иметь одинаковую размерность- тонны, тонны-километры и т.д.,

2)оценки целевой строки по всем неизвестным должны соизмеряться с неизвестными величинами. Например, если Х выражены в тоннах то С- стоимость транспортных затрат за одну тонну.

Таблица 5

B A В1 В2 ... Вn Запасы в пунктах отправления
А1 А2 .. : Аm С11 Х11 С21 Х21 ... Cm1 Xm1 С12 Х12 ... С22 ... Х22 ... ... Cm2 ... Xm2 C1n Х1n C2n Х2n ... Cmn Xmn a1 a2 ... am
Потребность b1 b2 bn ai=bj

Модель транспортной задачи можно записать в структурном виде.

m n

F= е еCijXij

i=1 j=1

приусловиях

n

еXij=ai i=1,2,...,m

j=1

m

еXij=bj j=1,2,...,n

i=1

Xij>=0

Транспортная задача также состоит из трех частей: цель задачи, ограничения и условия неотрицаительности.

Теорема 1.Для разрешимости ТЗнеобходимо и достаточно, чтобы запасы груза в пунктах отправления были равны потребностям в грузе в пунктах потребления.

е ai = еbj

В случае превышения запаса над потребностью, вводится фиктивный (п+1) пункт назначения с потребностью вп+1 = аi-bj и при этом транспортные расходы равны нулю сn+1=0.

Если потребности больше чем запасы то вводится фиктивный m+1 пункт отправления с запасом груза аm+1= bj-ai , здесь также тарифы расхода равны нулю сm+1j=0 .

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.