Здавалка
Главная | Обратная связь

Математические методы решения транспортной задачи



Транспортная задача является одной из важнейших частных задач ЛП. Если условия транспортной задачи и ее опорный план записаны в виде таблицы, то клетки, в которых находятся отличные от нуля перевозки, называются занятыми, остальные - незанятыми. Занятые клетки соответствуют базисным неизвестным, и для невырожденного опорного плана их количество равно m+n-1. Всякий план транспортной задачи, содержащий более m+n-1 занятых клеток, не является опорным, так как ему соответствует линейно зависимая система векторов. При таком плане в таблице всегда можно построить замкнутый цикл, с помощью которого уменьшают число занятых клеток.

Как и для других задач ЛП, итерационный процесс по отысканию оптимального плана транспортной задачи начинают с опорного. Первоначальный опорный план транспортной задачи решается несколькими методами: методом северо-западного угла, минимальной стоимости и двойного предпочтения и т.д. От того, как построен первый план, зависит количество шагов, необходимых для получения оптимального решения.

Рассмотрим транспортную задачу на примере.

На четыре магазина доставляется товары из трех пунктов хранения. В первом пункте имеется 400, во втором-700 и в третьем -1200 т товара. В магазины товары должны быть доставлено в следующих количествах: на первый -700, на второй -200, на третьий -600 и четвертый -800 т.

Расстояние между пунктами хранения и магазинами приведены в таблице 23.

Таблица 23.

 

Пункты хранения М а г а з и н ы 1 2 3 4

 

Требуется составить такой план транспортировки товара, который обеспечит наименьший объем грузоперевозок в т-км.

В рассматриваемой задаче суммарный запас товара в пунктах хранения равен суммарной потребности магазинов, т.е. задача называется закрытой.

Обозначим хij - количество товара, перевозимого из i -го пункта хранения на j-й магазин.

Исходные данные задачи можно представить в виде транспортной таблицы, строки которой соответствуют пунктам хранения, а столбцы - магазинам. В правых верхних углах клеток таблицы представлены расстояния от пунктов хранения до магазинов, в левых нижних углах- искомые размеры перевозок.

 

Таблица 24

 

Пункт хранения Запасы
х11 х12 х13 х14
х21 х22 х23 х24
х31 х32 х33 х34
Потребность

Рассмотрим решение задачи потенциальным методом.

Алгоритм потенциального метода состоит из следующих этапов:

1) Нахождение первого базисного (опорного) плана.

2) Проверка полученного плана на оптимальность.

3) Последовательное улучшение плана до получения оптимального.

Для построения первого опорного плана рассмотрим метод северо-западного угла (таблица 25).

Построение начинаем с северо-запада, то есть с клетки(1.1). Записываем в нее максимально возможную перевозку груза- 400т., то есть наименьшую из величин (400, 700). Таким образом, товар хранимый в первом пункте, полностью вывозится, а потребность первого магазина остается неудовлетворенным на величину 700-400=300.

 

Таблица 25

Пункт хранения Запасы
Потребность

 

Теперь сравниваем эту разность с запасом товара во втором пункте (700). Меньшую из этих величин записываем в клетку (2.1). Теперь полностью удовлетворена потребность первого магазина. Во втором пункте остается не вывезенными 400 т товара (700-300=400). Сравниваем эту величину с потребностью второго магазина (200) и наименьшую из них записываем в клетку (2.2). Теперь во втором пункте остаются не вывезенными 200 т товара. Сравниваем эту величину с потребностью третьего магазина (600) и наименьшую из них записываем в клетку (2.3). Далее в клетку (3.3) записываем 400 т и в клетку (3.4)-800 т товара. Полученный план является базисным, так как число загруженных клеток в нем равно m+n-1 =6. Сумма стоимости перевозимого товара на расстояния равна:

F= 18х400+17х300+10х200+11х200+10х400+9х800=27000 т-км.

Теперь необходимо определить является ли полученный план оптимальным. Для этого используем метод потенциалов.

Потенциалы -это числа, приписываемые каждой строке и каждому столбцу. Значит потенциалов m+n. Обозначим потенциалы строк U1, U2, U3, а столбцов V1, V2, V3, V4. Расстояния между пунктами хранения и магазинами- Сij .

Из теоремы следует, для того чтобы первоначальный план был оптимальным, необходимо выполнение следующих условий:

а) для каждой занятой клетки сумма потенциалов должна быть равна стоимости единицы перевозки, стоящей в этой клетке:

Ui +Vj = Cij , при хij >0

б) для каждой незанятой клетки сумма потенциалов должна быть меньше или равна стоимости единицы перевозки, стоящей в этой клетке: Ui +Vj <= Cij , при хij >0

Если хотя бы одна незанятая клетка не удовлетворяет условию б), то опорный план является не оптимальным и его нужно улучшить. Для проверки плана на оптимальность необходимо сначала построить систему потенциалов. Систему потенциалов можно построить только для невырожденного опорного плана.

Такой план содержит m+n-1 занятых клеток, поэтому для него можно составить систему из m+n-1 линейно независимых уравнений вида а) с n+m неизвестными.

Таблица 26

 

Пункт Vj хранения Ui V1 V2 V3 V4 Запасы
1 U1 400 - +
2 U2 300 + - 11
U3 + 10 - 9
Потребность

Уравнений на одно меньше, чем неизвестных, поэтому система является неопределенной, и одному неизвестному придают нулевое значение. После этого остальные потенциалы определяются однозначно.

Рассчитаем потенциалов для занятых клеток. U1+V1=18; U2+V1=17; U2+V2=10; U2+V3=11; U3+V3=10; U3+V4=9 и полагаем U1=0, тогда V1=18, U2=17-18=-1, V2=10+1=11, V3=11+1=12; U3=10-12=-2; V4=9+2=11.

После определения потенциалов план исследуется на оптимальность.

Для не занятых клеток

U1+V2<=12, 0+11<=12, 11<=12 - верно;

U1+V3<=13, 0+12<=13, 12<=13 - верно;

U1+V4<=7, 0+11<=7, 11<=7 - неверно;

U2+V4<=13, -1+11<=13, 10<=13 - верно;

U3+V1<=15, -2+18<=15, 16<=15 - неверно;

U3+V2<=11, -2+11<=11, 9<=11 - неверно.

План не оптимален и его надо улучшать. Для улучшения среди неверных значений берут клетку с наибольшим по абсолютной величине значением и строят из нее замкнутый контур или цепочку. В данном случае берем клетку (1.4). Одна вершина контура должна лежать в этой свободной клетке, остальные- только в занятых клетках. Число вершин всегда должно быть четное. Контур, построенный из клетки (1.4), обозначен пунктиром. В вершине свободной клетки ставится знак (+), в остальных клетках знаки (+) и (-) чередуются.

В клетках с отрицательными вершинами выбирается наименьший объем перевозок, который вычитается из всех объемов перевозок по клеткам, имеющим отрицательные вершины контура, и прибавляется к объемам перевозок по клеткам с положительными вершинами контура. Отрицательные вершины контура расположены в клетках (1-1) с объемом перевозок, равным 400т, (2-3) -200т и (3-4) с объемом перевозок, равным 800т. Следовательно, меньший объем перевозок в клетках с отрицательными вершинами контура равен 200 т. Этот объем вычитаем из клеток (1-1) и (3-4), и прибавляем к клеткам (1-4), (2-1) и (3-3) и записываем в новую таблицу 27. Объем груза 200т как бы переместился по контуру в свободную клетку (1-4) с наибольшей по абсолютному значению величиной.

Таблица 27

 

Пункт Vj хранения Ui V1 V2 V3 V4 Запасы
U1 200 - 200 +
U2
U3 + 600 -
Потребность

 

В таблице 27 вновь проверяется объем ограничений по строкам и столбцам. Суммарные издержки на перевозку при таком плане равны

F= 200х18+200х7+500х17+200х10+600х10+600х9=26900 т-км.

Или на 100 т-км меньше, чем в первоначальном плане.

Составленный план опять принимается за исходный, и вся вычислительная процедура повторяется снова.

Для занятых клеток составим уравнения потенциалов.

U1+V1=18; U1+V4=7; U2+V1=17; U2+V2=10; U3+V3=10; U3+V4=9, полагаем U1=0, тогда V1=18, V4=7, U2 =-1, V2=11, U3 =2, V3=8.

Затем проверяем план на оптимальность путем проверки условия б)

 

U1+V2 <=12, 0+11<=12, 11<=12 - верно.

U1+V3 <=13, 0+8<= 13, 8<=13 - верно.

U2+V3 <=11, -1+8<=11, 7<=11 - верно.

U2+V4 <=13, -1+7<= 13, 6<= 13 - верно.

U3+V1<= 15, 2+18<=15, 20<=15 - неверно.

U3+V2 <=11, 2+11<=11, 13<=11 - неверно.

 

План не оптимален. Для улучшения среди неверных значений берут клетку с наибольшим по абсолютной величине значением и строят из нее замкнутый контур или цепочку. В данном моменте можно взять клетку (3-1). Одна вершина контура должна лежать в этой свободной клетке, остальные - только в занятых клетках. Отрицательные вершины контура расположены в клетках (1-1) с объемом перевозок, равным 200т и (3-4) - 600т. Следовательно, меньший объем перевозок в клетках с отрицательными вершинами контура равен 200 т. Этот объем вычитаем из клеток (1-1) и (3-4), прибавляем к клеткам (3-1) и (1-4) и записываем в новую таблицу 28.

 

Таблица 28

Пункт Vj хранения Ui V1 V2 V3 V4 Запасы
U1
U2 500 - +
U3 200 + 600 -
Потребность

Суммарные издержки на перевозку при таком плане равны:

F= 400х7+500х17+200х10+200х15+600х10+400х9=25900 т-км

или на 1000 т-км меньше, чем в предыдущим плане.

Составленный план опять принимается за исходный, и вся вычислительная процедура повторяется снова.

Составим уравнения потенциалов для занятых клеток.

U1+V4=7; U2+V1=17; U2+V2=10; U3+V1=15; U3+V3=10; U3+V4=9;

Полагаем, что U1=0, тогда V4=7, U3 =2, V1 =13, U2=4, V2=6, V3=8.

Для незанятых клеток проверяем условия оптимальности.

U1+V1<=18, 0+13<=18, 13<=18 - верно

U1+V2<=12, 0+6<=12, 6<=12 - верно

U1+V3<=13, 0+8<=13, 8<=13 - верно

U2+V3<=11, 4+8<=11, 12<=11 - неверно

U2+V4<=13. 4+7<=13, 11<=13 - верно

U3+V2<=11 2+6<=11, 8<=11 - верно

Условие не выполняется в клетке (2-3). Построим контур. Отрицательные вершины контура расположены в клетках (2-1) и (3-3) с перевозками соответственно 500 и 600т. Таким образом, заполняем следующую таблицу 29.

Таблица 29

 

Пункт Vj хранения Ui V1 V2 V3 V4 Запасы
U1
U2
U3
Потребность

 

Суммарные издержки на перевозку при таком плане равны

F= 400*7+200*10+500*11+700*15+100*10+400*9 =25400

или на 500 т-км меньше, чем в предыдущем плане.

Составленный план опять принимается за исходный, и вся вычислительная процедура повторяется снова. Затем проверяют план на оптимальность. Условие оптимальности выполняется и план оптимален.

По оптимальному плану с первого пункта хранения в четвертый магазин должны поступить 400т товара, со второго пункта во второй магазин -200т, а в третий - 500т, таким образом, все товары из пункта №2 будет вывезены. С третьего пункта хранения в первый магазин должен поступить -700т, в третий -100 т и в четвертый магазин - 400т товара.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.