Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 3: Становление самосознания.



К концу раннего детства происходит зарождение самосознания, становление образа себя. К составляющим этого образа И.И.Раку относит: узнавание себя на фотографии, чувство собственности, чувство эмпатии, отношение к себе: «Я – хороший», «Я – красивый».

В развитии образа «Я» выделяется 4 этапа:

I период (1 – 1,5 года) – происходит начальное формирование перечисленных комплексов. Ребенок начинает узнавать себя на фотографии, в зеркале (к 1.5 годам при специальном обучении), пользуется своим именем в общении. У 50% фиксируется чувство собственности «моя игрушка». У 20% отмечается полоролевая идентификация – «я – мальчик» или «я – девочка», у стольких же имеется знание о себе – «я – хороший». В этот микропериод у ребенка формируется в целом положительное эмоциональное отношение к себе.

II период (1,5 – конец 2 года) – у детей происходит дифференциация представлений:

· Все дети демонстрируют чувство собственности

· 90% безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии. Пример: американские психологи провели такой эксперимент: детей подвидили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не реагировали на испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, – следовательно, узнавали себя.

· 80% имеют устойчивые знания о себе как о девочке или мальчике

· 70% демонстрируют чувство эмпатии

III период (конец 2 года – начало 3 года) – у детей сформированы все элементы представлений о себе.

IV период (второе полугодие 3 года) – возрастает роль индивидуального опыта в ходе формирования образа себя. Обостряется чувствительность к успеху и неудачам, к оценкам со стороны взрослых.

Таким образом, к концу 3 года жизни ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность со своими собственными желаниями, а также свои возросшие возможности (например, по самообслуживанию).•Сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. Половая идентификация свидетельствует о том, что ребенок научился среди окружающих выделять мальчиков и девочек. Он знает, какие требования общество предъявляет мужчинам и женщинам. Социальное ожидание приводит к социальной готовности ребенка.

К 3-м годам задача психологического отделения от матери решена. Свидетельством этого становится местоимение «Я». Пример: Ребенку 2 года 4 месяца. Изучаем понятия "я" и "ты". Началось все с того, что ребенок, показывая на маму и папу, стал называть "мама", "папа", показала на себя и зависла. Недели 2 тренировались, но "Поля" сказать не может. Зато показывает на себя и говорит "я", я говорю "правильно, ты", она опять на себя – "ты", я – "нет, не ты, а я". Короче, запутались обе.

 

В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, полностью удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает кризис трех лет.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.