Здавалка
Главная | Обратная связь

Грузинское дворянство



Уже в период раннего средневековья в Грузии существует феодальная иерархия, высшее сословие делится на две основных группы: азнаури (дворян) и тавадов (их титул в России традиционно переводился как княжеский). Применительно к самой Грузии тавады - это высшая группа феодалов, имевших собственные владения-княжества (сатавадо). Подобно крупным феодалам Западной Европы (герцогам, графам, баронам), тавады могли иметь собственных дворян (азнауров) и жаловать в азнауры своих служилых людей. Чтобы сохранить мощь и влияние рода, тавадские семьи обычно стремились избежать раздела родовых владений. Глава рода, носивший титул тавада, был правителем сатавадо и ему поступала большая часть доходов с этих владений; однако часть доходов предназначалась для других членов рода, его младших родственников, которые носили титул тавадишвили, т.е. буквально "дети князя". Глава рода владел основной родовой крепостью, его родичи селились в других родовых владениях. Правители некоторых пограничных территорий носили титул эристава, младшие члены их рода именовались эриставишвили.

Среди тавадских родов можно найти немало старинных семей, известных с первых веков Грузинского царства. Некоторые из них сохранили фамильные имена, другие - приняли иные фамильные прозвания. Для русского читателя, незнакомого с грузинским языком, мы хотели бы объяснить значение характерных окончаний грузинских фамилий. Окончания -дзе, -швили (последнее, пожалуй, более употребительно) происходят от слова "сын"; как уже говорилось, тавади-швили - сын тавада, при обозначении родства "бидзисшвили" - сын сына деда, т.е сын дяди, т.е двоюродный брат. Т.е., например, Бараташвили - сын Барата, Саака дзе сын Саака; эти фамилии происходя от патронимов или прозвищ, закрепившихся в качестве родовых прозваний.. Некоторые княжеские фамилии образованы от названий высоких придворных и административных чинов, занимаемых членами рода, пожалованных им званий дадиана (Дадиани), амилахора (Амилахвари), моурава, тархана (Тархан-Моурави), эристава (Эристави). Суффиксы "-ани, - ели" в грузинских фамилиях соответствуют русскому суффиксу "-ский"; они встречаются, в частности, в фамилиях топонимического типа; например, гурийские правители именовались Гуриели, а Багратион-Мухранские - Багратиони-Мухранели.[32]

Некоторые дворяне, получив княжеский титул, приняли новые фамилии: Калатозишвили (Калатозовы) - Кавкасидзе, Тулаевы - Осихмовани (в России - Асихмовановы), а Саакадзе стали именоваться Тархан-Моурави.

Со времени присоединения грузинских земель к России все дела, касающиеся дворянства, рассматривались в Общем собрании Верховного грузинского правительства, а оттуда представлялись на утверждение в петербургскую Герольдию. В 1818 г. было учреждено Грузинское (позже - Тифлисское) дворянское депутатское собрание. Уже в царствование Александра I Высочайше утвержденными мнениями Государственного Совета были признаны в княжеском достоинстве Российской империи многие здешние княжеские роды. Впоследствии на основании Высочайшего указа 30 марта 1846 г. были созданы две временные комиссии, в Тбилиси и в Кутаиси, с целью окончательного "приведения в известность" всех лиц, принадлежащих к княжеским и дворянским родам Грузии, Имеретии и Гурии. 6 декабря 1850 г. были Высочайше утверждены (и затем напечатаны) именные посемейные списки княжеских и дворянских родов Грузии (Картли и Кахети), Имеретии и Гурии. Нужно, впрочем, учитывать, что в эти списки не вошли семьи, еще до этого удостоенные Высочайшего утверждения в княжеском достоинстве т.е. списки 1850 г. не дают полного представления о составе титулованного дворянства Грузии. Причисление к этим родам производилось на общем основании (через дворянские собрания и Сенат). В собраниях рассматривались и дела, не оконченные временными комиссиями (некоторым семьям удалось подтвердить свои права позже).

В Мегрелии (Мингрелии) русское правительство приступило к разбору тавадских и азнаурских родов после окончательной ликвидации автономии княжества. На основании Высочайше утвержденного 29 июня 1865 г. положения Кавказского комитета для этого была учреждена специальная комиссия. Ею в 1866-1867 гг. был составлен именной посемейный список тавадским (княжеским) и дворянским родам Мегрелии. Однако деятельность комиссии вызывала некоторые нарекания властей. В 1868 г. была учреждена новая комиссия для проверки результатов её работы, но это дело тогда не получило окончательно разрешения. Составленный комиссией список (по структуре аналогичный ранее утвержденным) был официально опубликован в 1890 г. В нем значатся следующие тавадские роды: Анчабадзе (2 семьи), Апакидзе (42 семьи), Асатиани (5 семей), Ахвледиани (4 семьи), Гардапхадзе (8 семей), Геловани (28 семей), Дадешкилиани (3 семьи), Дадиани (46 семей), Дгебуадзе (19 семей), Джаиани (2 семьи), Кочакидзе (5 семей), Микадзе (7 семей), Мхеидзе (11 семей), Пагава ( семей), Чиковани (46 семей), Чичуа (32 семьи), Шелия (12 семей); существовали и дворяне, носившие некоторые из этих фамилий (Асатиани, Апакидзе, Ахвледиани, Геловани, Дгебуадзе, Джаиани, Мхеидзе, Пагава, Шелия.[33] В соответствии с изданными 17 апреля 1890 г. правилами, определявшими порядок признания в княжеском и дворянском достоинствах лиц, принадлежавших к высшим сословиям бывшего княжества Мингрелии, этот посемейный список тавадов и азнауров был передан в Кутаисское дворянское собрание, но сам порядок рассмотрения права на дворянство и титулы был установлен документальный и индивидуальный. При этом было установлено (в пункте 2-й примечания к статье 72 т.IX "Свода законов"), что лица, происходящие от бывших владетелей Мингрелии Дадиани и от тавадов, соприсягавших на подданство России с последним владетелем мингрельским Григорием, причисляются к княжескому достоинству без проверки прав их родов на тавадское звание. Таким образом, княжеский титул в принципе был признан за всеми родами, кто пользовался тавадскими правами в Мегрельском княжестве в 1804 г.; но при этом необходимо было доказать свое происхождение от лиц, упоминаемых в списке 1804 г., представить собственные метрики и некоторые другие документы. Увы, не у всех семей мингрельских тавадов хватило на это сил и средств. Тем не менее, начиная с 1890 г. многим, но, видимо, не всем мегрельским тавадским родам удалось добиться от Департамента Герольдии Сената подтверждения княжеского достоинства и внесения в V часть родословной книги Кутаисской губернии. Дела некоторых семей не были разрешены окончательно, иногда существуют сомнения относительно даты утверждения; иногда в этом достоинстве были утверждены лишь некоторые ветви рода, тогда как о признании других ветвей в делах Герольдии не удалось обнаружить никаких сведений. Сам факт утверждения той или иной ветви рода в княжеском достоинстве, известный нам документально, мы отмечаем; в других случаях, к сожалению, не всегда можно судить об окончательном результате соответствующих ходатайств[34].

Еще сложнее вопрос о статусе княжеских родов Абхазии. Известно об утверждении в княжеском достоинстве семьи тамошних владетельных князей Шервашидзе (по-абхазски Чачба), причем в соответствующих актах названы лишь члены семьи и ближайшие родственники последних владетелей, и неизвестно, распространялись ли они формально на другие ветви этого рода (во всяком случае, остальным Шервашидзе приходилось документально доказывать свое происхождение от абхазских владетелей, и в Департаменте Герольдии Сената имеется несколько дел о признании в княжеском достоинстве представителей младших ветвей абхазской династии). В Абхазии существовало еще несколько древних княжеских родов: Анчабадзе (абх. Ачба), Дзяпш-Ипа (груз. Зепишвили), Инал-Ипа (Ина-лыпа, груз. Иналишвили), Маршания (еще в первой половине XIX в. полунезависимые владельцы Цебельды), Чаабалырхва, Чхотуа (Чкотуа), Эмухвари. Еще три княжеских рода - Гечба, Цанба и Аредба вместе со своими вассалами-дворянами и крестьянами переселились в Османскую империю после окончания в 1864 г. Кавказской войны.

Для разбора сословий атуади (тавадов) и аамста (дворян) в Абхазии, тавадов и жноску (дворян) в Самурзакано в 1870-е гг. также действовала комиссия; списки этих лиц были составлены к 1880 г., а в 1883 г. комисия была упразднена, хотя и впоследствии некоторые "запоздавшие" ходатайствовали о признании за ними соответствующих прав (одна из семей князей Маршания). К сожалению, окончательный юридический статус этой группы выяснить не удалось. Некоторым абхазским тавадским семьям, по- видимому, удалось добиться от Сената формального утверждения в княжеском достоинстве Российской империи. В работах кн. К.Л. Туманова приведены даты их утверждения (Иналипа - 1902 , Маршания - 1903, Чкотуа - 1901, Эмухвари – 1910 г.), но в числе документов, опубликованных в"Сенатских ведомостях", эти акты нам не удалось обнаружить.

Ещё одна проблема, существующая, разумеется, не только в Грузии - существование однофамильцев княжеских родов как среди азнауров, так и в непривилегированных сословиях. Это особенно характерно для фамилий патронимического типа, образованных от популярных имен. С другой стороны, иногда такое существование нетитулованных однофамильцев может объясняться и другими причинами. Как уже отмечалось, некоторые семьи обретали тавадское достоинство, но это не всегда распространялось на их дальних родичей. Незаконные дети могли претендовать на некоторые сословные права своих отцов, но в уменьшенном размере, как бы спускаясь на одну ступеньку по феодальной лестнице, и незаконные дети тавада становились азнаурами. Некоторые случаи происхождения дворянских родов от незаконных детей известны документально (дворянская ветвь рода князей Геловани, имеретинские нетитулованные дворяне Багратион), в некоторых случаях такое происхождение можно лишь предполагать. В XIX в. судьба внебрачных княжеских детей была чаще всего более печальной, н дворянское звание для многих из них оказалось в Российской империи недостижимым.

После присоединения к Российской империи Грузино-Кахетинского (1801) и Имеретинского (1810) царств, установления русской власти (при сохранении внутренней автономии) в Абхазии, Гурии, Мегрелии, русское правительство имело дело уже не с эмигрантами, а с довольно многочисленной привилегированной группой местного населения, без сотрудничества с которой правительство не могло не только эффективно управлять присоединёнными территориями и продолжить свою активную политику в Закавказье. Несмотря на конфликты с частью местной аристократии и рядового дворянства (особенно в момент аннексии сопровождавшимися фактической депортацией в Россию наиболее активных противников или просто подозрительных правительству лиц, прежде всего членов местных правящих династий) в целом правительство было заинтересовано в них. И само местное дворянство, вспоминая кровавое нашествие на Тбилиси персидских войск в 1795 г., в конечном итоге принимало установление русской власти хотя бы как меньшее из зол.

Многие представители грузинской аристократии играли почётную роль в петербургском свете, удостаивались высоких придворных званий. Еще больше было среди них профессиональных военных, боевых офицеров и генералов. Многие потомки княжеских родов получили широкую известность в Грузии, в России и за рубежом как писатели, поэты, политические деятели, ученые, содействуя развитию русской и грузинской науки и культуры.

Период после отмены крепостничества в Грузии (60-90-ые годы XIX века) отмечается подъемом ее экономики. Крестьянская реформа и другие реформы 60-70-х годов XIX века оказали большое влияние на утверждение буржуазных отношений в стране.

После отмены крепостничества на селе произошли и социальные изменения. Начался процесс экономической деградации дворянства. Лишь крупным землевладельцам удавалось вести рентабельное (прибыльное) хозяйство. Большинство дворян получало весьма незначительный доход со своей земли. Они вынуждены были чтобы оплатить долги либо продать землю, либо заложить ее в банке. Дворянские земли в основном скупала буржуазия негрузинского (армянского) происхождения[35]

Экономические и социальные сдвиги, происшедшие в Грузии после отмены крепостного права, благоприятствовали национальной консолидации. Развитие промышленности и торговли, единые экономические процессы еще более прочными узами связали различные области Грузии.

С начала XIX века торговлю в Грузии захватили в свои руки армяне. На протяжении десятков лет армянские торговцы накопили большое богатство. Значительным источником этого богатства явилось предоставление кредита обедневшему грузинскому дворянству. В случае неуплаты долга значительная часть земли грузинских дворян оставалась армянским купцам. После отмены крепостничества стало возможным капиталовложение в производственные предприятия, а также расширение торговли. К этому времени капитал находился в руках армянской буржуазии (в основном торговцев). Именно они открыли первые капиталистические предприятия в Тбилиси, Батуми и в других городах.

Армянские предприниматели захватили в свои руки целый ряд отраслей промышленности, а также торговлю. Грузинская буржуазия только-только нарождалась и не в состоянии была конкурировать с армянскими предпринимателями. Ее роль в экономике Грузии была весьма незначительной.

К началу XIX века, когда Грузия была завоевана Россией, значительная часть ее территории – южная Грузия (Самцхе-Джавахети), юго-западная Грузия (Аджария, Лазика, Чанети), северо-западная Грузия (Абхазия, Самурзакано), юго-восточная Грузия (Эрети) – находилась во владении Турции и Ирана. Эту историческую территорию Грузии после русско-турецкой войны поделили между собой Россия, Турция и Иран. Потеря государственности Грузии, ставшая трагедией для грузинского народа, усугублялась тем, что Грузия вынуждена была продолжать существование в составе различных государств, которые преследовали единственную цель – ассимиляцию грузинского народа. Будущее Грузии всецело зависело от того, насколько она сможет противостоять этому процессу и отстоять свою национальную самобытность: сохранить национальное самосознание, защитить язык, культуру, традиционное социальное и экономическое устройство, психический уклад.

Окружение трех государств, резко отличающихся друг от друга в социальном, экономическом, культурном и религиозном плане, оказывало губительное воздействие на национальное самосознание грузинского народа, вызывало отчуждение и разобщенность нации, лишало национальной почвы и самобытности. Религиозная экспансия Ирана и Турции подрывала основу единства и могущества грузинского народа – православную веру.

Начиная с XIX века, в результате русско-иранской и русско-турецкой войн в 1878 году из состава Ирана и Турции к Российской империи отошла значительная часть исторической территории Грузии. С этого времени начинается процесс преодоления отчуждения и консолидация грузинского народа.

Для объединения и консолидации национальных сил необходимым условием являлась общность языка и территории. А язык для всех был один – грузинский. На грузинском языке разговаривали в Грузии все – и православные, и мусульмане, и католики.

С конца 70-ых годов XIX века национальное движение охватило большую часть исторической территории Грузии. Во всех уголках Грузии происходила борьба за восстановление приниженного царизмом чувства национального достоинства. Единая национальная идея завладела всей Грузией. Координирование национального движения происходило из одного центра.

Достижения грузинской культуры были общим достоянием для всех уголков Грузии. Процессы, протекающие в грузинской культуре одновременно с национальным движением, приняли общегрузинский характер. Культурному единству грузинского народа не препятствовали религиозные различия грузин.

Экономические и социальные сдвиги, происшедшие в Грузии после отмены крепостного права, благоприятствовали национальной консолидации. Развитие промышленности и торговли, единые экономические процессы еще более прочными узами связали различные области Грузии.

На основе общности языка, территории, экономики и культуры сформировался единый психический склад грузинского народа. Консолидация грузинского народа стала тем значительным явлением в истории Грузии, которое обусловило успешную борьбу за выживание и спасение грузинской нации.[36]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.