Здавалка
Главная | Обратная связь

Связь и пожаротушение



На эстакадах следует предусматривать двухсторонние переговорные устройства, обеспечивающие постоянные переговоры между сливо-наливщиком, машинистом и оператором.

При отсутствии указанных переговорных устройств разрешается предусматривать громкоговорящую связь из операторной и прямую телефонную связь с эстакады между товарной операторной и насосной, а также пожарные извещатели. Исполнение оборудования связи, устанавливаемого на эстакадах, должны соответствовать категориям и группам взрывоопасных смесей согласно ПУЭ-86 или вынесены за пределы взрывоопасной зоны.

Для производственной громкоговорящей связи вдоль эстакады во взрывоопасной зоне следует устанавливать взрывобезопасные рупорные громкоговорители, которые должны крепиться к металлоконструкциям эстакады, столбам, прожекторным мачтам или иным сооружениям. Следует устанавливать также телефонные аппараты у лестниц на нулевой отметке и на площадке расположения узлов управления наливом с прокладкой к ним кабелей в металлических трубах.

Расстояние между ними не должно превышать 100 м. Количество телефонных аппаратов на эстакадах должно быть не менее двух на каждой из указанных отметок.

Извещатели пожарной сигнализации общего назначения должны устанавливаться вдоль эстакады через 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакад.

Размещать пожарные извещатели следует на расстоянии 20 м от эстакад на колонках таким образом, чтобы нажимная кнопка была выше уровня земли не более чем на 1,5 м, и был обеспечен свободный доступ к ним и их достаточная освещенность.

Для пожаротушения открытых и расположенных под навесами эстакад следует предусматривать:

ü стационарную установку пожаротушения воздушно-механической пены средней кратности с дистанционным пуском;

ü водяное орошение лафетными стволами конструкций эстакады и железнодорожных цистерн;

ü установку стояков с соединительными головками на магистральном (кольцевом) растворопроводе для подачи пены от переносных генераторов на расстоянии 120 м друг от друга.

При размещении в зданиях должна предусматриваться стационарная установка пожаротушения воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным пуском и внутренний противопожарный трубопровод, обеспечивающий подачу в любую точку помещения струй воды с расходом по 5 л/с каждой.

Инерционность системы пенного пожаротушения эстакад должна быть не более 3 минут. Расчетная площадь пенного пожаротушения принимается по внешнему контуру сооружения, включая железнодорожные пути, с учетом размещения на этой площади не менее 3 железнодорожных цистерн на каждой стороне налива.

Пеногенераторы следует располагать на строительных конструкциях эстакад с подачей пены сверху на цистерны и настил эстакады.

На каждую цистерну грузоподъемностью 60 т должна осуществляться подача пены не менее чем с одного пеногенератора.

Проектирование лафетных установок для противопожарной защиты следует осуществлять в соответствии с отраслевыми нормативными документами.

Лафетные стволы системы орошения должны устанавливаться на расстоянии не менее 15 м от железнодорожного пути эстакады. Если при реконструкции эстакад невозможно обеспечить указанное расстояние, допускается его уменьшение до 10 м.

Расположение лафетных стволов определяется из условия орошения каждой точки эстакады двумя струями.

Эстакада должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствии с правилами пожарной безопасности при эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий (ППБ-79).

Совместно с пожарными извещателями, размещаемыми в районе эстакад, следует предусматривать устройства для дистанционного включения пожарных насосов.

Устройства для дистанционного включения насосов пенотушения должны располагаться на расстоянии не более 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду с расположением в противоположных концах эстакады.

 

 

Автозаправочные станции (АЗС) – представляют собой комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площади, назначение которого – заправка жидким топливом, маслами, смазками, водой и воздухом автотранспортных средств, продажа масел и смазок, расфасованных в мелкую тару, запасных частей к автомобилям и оказание услуг по техническому обслуживанию.

АЗС можно классифицировать :

· по месту размещения – городские, дорожные, сельские и гаражные;

· по конструкции – контейнерные, стационарные, передвижные;

· по функциональному назначению – для заправки государственного и общественного автотранспорта, для заправки личных автомобилей и частных фирм.

 

По мобильности АЗС можно подразделить на стационарные, передвижные, контейнерные.

Основными показателями, характеризующими АЗС, являются: число заправок в сутки и количество реализуемых нефтепродуктов.

Перечень основных исходных данных для проектирования АЗС должен содержать:

ü акт выбора земельного участка с обязательной подписью заказчика, управления пожарной охраны, владельца земли;

ü акт об отводе участка с привязкой его к дороге с указанием линий застройки и отметок;

ü ситуационный план расположения участка в масштабе 1:5000;

ü топографические материалы с инженерными сетями в масштабе 1:1000 и геологические данные по участку;

ü заключение санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) по участку с указанием минимальной санитарно-защитной зоны.

 

Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:

ü возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двусторонним расположением топливных баков;

ü независимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;

ü минимальную протяженность коммуникаций топлива;

ü оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;

ü достаточную зону для машин, ожидающих заправку;

ü возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором должна определяться нормами.

 

Пожарные разрывы от зданий и сооружений до подземного резервуара топливораздаточной колонки и здания АЗС

 

Здание и сооружение, от которого исчисляется разрыв Разрыв в метрах (не менее)
Здание первой, второй степеней огнестойкости
Здание третьей степени огнестойкости
Здание четвёртой, пятой степеней огнестойкости
Несгораемый забор
Тротуар
Сгораемый забор
Трамвайные пути
Железнодорожные пути организованного движения
Трубопроводы (водопровод, канализация и т.д.)
Электрокабели всех видов электрических устройств и коммуникаций
Между отдельными резервуарами ½ диаметра резервуара наибольшего размера, но не менее 1,0 м.

 

Таблица 3.5

Распределение нефтепродуктов по группам

 

Группа Наименование нефтепродукта
Бензин автомобильный, ГОСТ 2084-77 Бензин автомобильный, АИ-96 «Экстра», ОСТ 38019-75
Бензин-растворитель, ГОСТ 443-76 Бензин авиационный, ГОСТ 1012-72 Масло вакуумное ВМ-3 Топливо для реактивных двигателей Т-2, ГОСТ 10227-86 Бензин авиационный, ГОСТ 3134-78
Бензин-растворитель, ГОСТ 3134-78 Масло вакуумное БМ-6 Топливо для реактивных двигателей (кроме Т-2), ГОСТ 10227-86 Топливо РТ для реактивных двигателей Керосин для технических целей
Этилбензол технический, ГОСТ 9385-77 Керосин осветительный Топливо дизельное «Зимнее» и «Арктическое», ГОСТ 305-82
Масло АМГ-10 (МГ-15В), ГОСТ 6794-75 Топливо дизельное кроме «Зимнего» и «Арктического», ГОСТ 305-83 Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей, ГОСТ 1667-68 Топливо нефтяное для газотурбинных установок, ГОСТ 10433-75 Топливо печное бытовое ТПБ, ТУ 38 101656-76 Топливо дизельное экспортное, ТУ 38 001162-73
Мазуты всех марок Масла смазочные всех марок Битумы нефтяные жидкие Прочие нефтепродукты
Смазки всех марок Битумы твердые Пасты разные Церезин Разные твердые нефтепродукты
Нефти разные

 

 

Таблица 3.6

Мероприятия по предотвращению и сокращению

потерь нефтепродуктов на АЗС

 

Источники и причины потерь нефтепродуктов Мероприятия
Испарение нефтепродуктов из резервуаров в результате больших и малых «дыханий»     Газовая обвязка резервуаров в общую дыхательную систему. Использование дыхательных клапанов повышен­ного давления. Сокращение продолжительности и частоты сливов топлива за счет параллельного слива по нескольким шлангам из большегрузных автоцистерн. Увеличение среднего коэффициента заполненности резервуаров. Применение системы улавливания и конденсации
  Потери нефтепродуктов при сливе из автоцистерн в резервуары АЗС     Потери при заправке автотранспорта   Утечки нефтепродуктов из резервуаров и трубопроводов в результате нарушения их герметичности паров бензина, вытесняемых из резервуаров при сливе.   Применение совершенных герметических соединительных устройств. Устройство металлических сливных колодцев над резервуарами. Систематический контроль исправности сливного рукава и его соединений. Применение индикатора полного слива из автоцистерны.   Использование автоматически перекрывающихся заправочных кранов. Визуальный контроль оператором мест заправки. Использование колонок переменной произво­дительности.   Своевременнее и качественное выполнение регламентных работ по техническому обслуживанию. Применение вертикальных резервуаров, установленных в железобетонных колодцах. Применение управляемых, верхних приемных клапанов на всасывающем, трубопроводе.

Продолжение таблицы 3.6

 

Проливы и утечки при техническом обслуживании и ремонте оборудования   Неполный слив нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары A3С Использование специального инструмента и оснастки при работе по ТО и ТР. Устройство специальных площадок для установки автоцистерн при сливе.     Контроль исправности дыхательных клапанов и фильтров сливных устройств. Применение специальных индикаторов слива.

 

Таблица 3.7

Сроки хранения нефтепродуктов (лет), установленные с учетом

образования фактических смол и нестабильности тетраэтилсвинца

 

Нефтепродукт Способ хранения Климатическая зона
Северная Средняя Южная
Автобензины Дизельное топливо Масла В наземных резервуарах В подземных резервуарах В любых резервуарах То же 1,5 1,5 1,5

 

Таблица 3.8

Лимитирующие концентрации нефтепродуктов и лимитирующие

показатели при смешивании

 

Основной продукт Концентрация добавленного продукта, % Минимальный показатель основного продукта
Автобензин Дизельное топливо ДЛ Дизельное топливо ДЗ
Автобензин - 0,5 Температура конца кипения
Дизельное топливо ДЛ 0,5 - 0,5 Вязкость
Дизельное топливо ДЗ 0,5 - Температура вспышки

 

 

Таблица 3.10

Зависимость месячных потерь бензина от числа

циклов сливо-наливных операций, т

 

Вместимость резервуара, м3 Число сливо-наливных операций в месяц
0,18/0,3 0,35/0,6 0,55/0,9 1,1/1,8
0,35/0,6 0,7/1,2 1,1/1,8 2,8/3,6
0,5/0,9 1,0/1,8 1,5/2,7 3,0/5,4
0,7/1,1 1,4/2,2 2,1/3,3 2,8/6,6
0,85/1,4 1,7/2,8 2,6/4,2 5,2/8,4

 

Примечания: 1) потери определены из условия содержания в 1 м3 паровоздушной смеси резервуара, зимой – 0,35 кг, летом – 0,56 кг паров бензиновых; 2) в числителе показаны потери в зимнем периоде, в знаменателе - в летнем.

 

Таблица 3.11

Состав контрольного топлива при определении октанового

числа бензинов

 

Обозначение контрольного топлива Объёмный состав контрольного топлива, % Номинальное значение октанового числа
Толуол Нормальный гептан Изооктан
- - - - - 67,1 71,1 76,9 90,5 90,5 95,6 99,1 100,9

 

 

Таблица 3.12

Виды и параметры анализов качества нефтепродуктов на АЗС

 

Проверяемый продукт Анализ Проверяемые параметры
  Автомобильные бензины   Приёмо-сдаточный   Цвет, прозрачность, плот­ность, содержание механи­ческих примесей.
  Дизельное топливо   Масло автотракторное Контрольный     Приёмо-сдаточный Контрольный   Приёмо-сдаточный Цвет, прозрачность, плотность, содержание механических примесей, воды, водорастворимых кислот и щелочей.   Содержание механических примесей, воды, плотность. Содержание воды, механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей, фракционный состав, вязкость, температура вспышки   Плотность, содержание воды и механических примесей

 

 

Таблица 3.13

Показатели качества масел для дизельных двигателей (ГОСТ 8581-78)

 

Показатели М-8В2 М-10В2 М-8Г2 М-10Г2 М-8
Вязкость кинематическая, м2: при 100 0С при 0 0С Индекс вязкости, не менее Щелочное число, Мг КОН на 1 г масла, не менее Содержание механических примесей в масле с присадками Содержание воды в масле Температура застывания, 0С, не выше Плотность при 20 0С, г/см3   0,0008 0,12   3,5   следы следы   -25 0,90   0,00011 -   3,5   следы следы   -15 0,91   0,0008 0,12     следы следы   -25 0,91   0,00011 -     следы следы   -15 0,91   0,0008 0,12     следы следы   -30 0,91

 

 

Таблица 3.14

Основные показатели качества автомобильных бензинов

 

Показатели ГОСТ 2084-77 ОСТ 38019-75
А-72 А-76* АИ-93* АИ-98* АИ-95
Октановое число, не менее: по ОЧМ по ОЧИ Содержание свинца, г/кг, не более Температура** начала перегонки, °С 10% перегоняется при температуре, не выше 50% перегоняется при температуре, не выше 90% перегоняется при температуре, не выше Содержание (массовая доля) серы, не более Концентрация фактических смол, мг на 100 мл бензина, не более     -   0,00     70/55   115/100   180/160   0,12         -   0,24     70/55   115/100   180/160   0,10           0,50     70/55   115/100   180/160   0,10           0,50           0,10         -   -           -    
Давление насыщенных паров, МПа, не более: бензина летнего бензина зимнего Цвет этилированного Бензина   0,5 0,5-0,7 не окрашен   0,5 0,5-0,7 жёлтый   0,5 0,5-0,7 оранжевый   0,5 - синий   0,4 - -

 

Примечания (для всех бензинов):

содержание механических примесей и воды нулевое;

испытание на медной пластинке выдерживает;

плотность не нормируется, обязательно определяется.

*Выпускаются также со знаком качества, они неэтилированы и содержат меньшее количество серы и фактических смол

**В числителе приведены показания температур для летних бензинов, в знаменателе – для зимних

 

 

Таблица 3.15

Показатели качества дизельного топлива (ГОСТ 305-82)

 

Показатели Марка дизельного топлива*
Л З А
Цетановое число Вязкость при 20 0С, кинематическая, м2 Кислотность, мг Зольность, %, не более Общее содержание серы, %, не более Содержание водорастворимых кислот и щелочей Содержание механических примесей и воды Содержание фактических смол, мг, на 100 мл топлива, не более Температура вспышки в закрытом тигле, 0С, не ниже   0,0003¸0,0006 0,01   0,2     отсутствуют     отсутствуют           0,00018¸0,000325 0,01   0,2     отсутствуют     отсутствуют           0,00015 0,01   0,2     отсутствуют     отсутствуют        
Коэффициент фильтруемости, не более Температура застывания, 0С, не выше Плотность при 20 0С, г/см3     -10 0,860     -35 0,840     -55 0,870

 

* Л – летнее; З – зимнее; А - арктическое

 

 


 

Таблица 3.16

Показатели качества масел для карбюраторных двигателей

 

Показатели ГОСТ 10541-78 ТУ-38101048-75 ТУ-38101155-78
М-8А М-8Б1 М-8В1 М-8Г1 М-12Г1 М-6З/ШГ1 М-8Г4 М-10Г1 М-12 ГИ М-61111В
Вязкость кинематическая, м2: при 100 0С при 0 0С Индекс вязкости, не менее Щелочное число, Мг КОН на 1 г масла, не менее Содержание механических примесей в масле с присадками, % Содержание воды в масле Температура вспышки, определённая в открытом тигле, 0С, не ниже Температура застывания, 0С, не выше Моющие свойства по ПЗО, баллы, не более Плотность при 20 0С, г/см3   0,0008 0,02   1,2     1,5 следы       -25   1,5 0,9   0,0008 0,12   3,4     1,5 следы       -25   1,0 0,9   0,0008 0,12   4,0     1,5 следы       -25   0,5 0,9   0,0008 -   8,5     1,5 следы       -32   0,5 0,9   0,00012 -   8,5     1,5 следы       -20   0,5 0,9   0,0001 0,1   10,5     1,5 следы       -30   0,5 0,9   0,0008 -   3,0     1,5 следы     -32   - 0,9   0,0001 -   3,5     1,5 следы     -32   - 0,9   0,00012 -   3,0     1,5 следы       -30   - 0,9   0,0001 -   5,5     1,5 следы       -40   0,5 0,91

 

 
 

 

 


Таблица 3.17

Показатели качества гидротормозных амортизаторных жидкостей для автомобилей

 

Показатели БСК ТУ6-101533-78 «Нева» ТУ6-011163-78 ТУ6-0111163-78 «Томь» ТУ6-012620-77 ГТЖ-224 ТУ6-01787-75
Цвет   Кинематическая вязкость, м2/с, не более, при температуре, 0С: - 40 + 50 + 100 Плотность при 20С, кг/м3 Температура кипения 0С, не ниже От красного до оранжевого     - 0,0009 -   870-800   Жёлтый   0,15 0,0005 0,0002   -   Жёлтый   0,15 0,0005 0,0002   -   Зелёный   - 1,8 -  

 

Примечание: внешний вид для всех – однородная прозрачная жидкость.

 
 

 


Таблица 3.18

Показатели качества низкозамерзающих охлаждающих жидкостей

 

Показатели Антифриз, ГОСТ 159-52 Тосол, ТУ6-06751-73
А А-40 А-65
Внешний вид   Плотность при 200С, г/см3 Температура кипения, 0С, не выше Фракционный состав (перегоняется при температуре 1500С), % по массе, не более Содержание механических примесей, % по массе, не более Температура кристаллизации, 0С, не выше Оранжевая жидкость 1,085¸1,090   -       0,005   -65 Желтоватая жидкость 1,067¸1,072   -       0,005   -40 Голубая жидкость 1,078¸1,140       -   -   -35 Голубая жидкость 1,078¸1,085       -   -   -40 Красная жидкость 1,085¸1,095       -   -   -65

 

 

При эксплуатации АЗС следует знать и учитывать специфические свойства нефтепродуктов, газов и других материалов, в частности их пожаро- и взрывоопасность, токсичность, способность электризоваться и другие свойства (табл. 3.19¸3.21)

Таблица 3.19

Классификация нефтепродуктов по степени огнеопасности

 

Класс Температура вспышки, 0С Вид нефтепродукта
I До 28 Бензин
II От 28 до 45 Керосин
III От 45 до 120 Дизельное топливо, мазут
IV Выше 120 Масла и смазки

 

 

Таблица 3.20

Пределы пожаро- и взрывоопасности нефтепродуктов

 

Нефтепродукт Температура самовоспла­меняемости паров в воздухе, 0С Температурный предел взрывоопасности насыщенных паров, 0С Объемная доля концентрационного предела взрывоопасности паров в воздухе, %
нижний верхний нижний верхний
Бензины автомобильные Бензины авиационные Дизельное топливо ДЛ Дизельное топливо ДЗ Масла автомобильные Пары сжиженных газов Этиленгликоль   255÷300   380÷480           -   -39   -37           -   -7   -4           -   0,75   0,98   -   -   -     -   5,2   5,5   -   -   -     9,5 -

 

Таблица 3.21

Классификация взрывоопасных смесей по категориям и группам

 

Категории Группа
А Б Г Д
I II   III     Температура воспламенения, 0С Метан Бензин, бутан, этан, спирт Этилен, светильный газ, водород   - Бензол, пентан   -   300÷450 - -   -   175÷300 - -   -   120÷175






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.