Здавалка
Главная | Обратная связь

Традиционная китайская историография: «Ши цзи» Сыма Цяня



Традиционные и научные версии возникновения цивилизации

«Ши цзи» («Исторические записки»)— великий исторический труд, в котором содержится также и информация биографического толка. Создание этого произведения оказало глубокое влияние на традиции историографии и культуру Китая. Труд «Ши цзи» вышел в свет в 1 в. до н. э., в период правления династии Западная Хань. В труде нашли широкое отражение сведения политического, экономического, исторического и культурного плана, которые касались развития Китая в течение 3000 лет, а именно с древности до начала правления династии Западная Хань. «Ши цзи» является первым в Китае общеисторическим трудом, написанным в форме биографического повествования. Этот величайший труд положил начало традиции биографического описания. - 1-я общая история Китая с древнейших времен до 1 в. до н. э. Создана кит. историком Сыма Цянем. Положила начало кит. династийным историям. Состоит из 130 гл. в 5 разделах. Текст "Ш. ц." в осн. признается аутентичным. Книга создана на широком круге письм. источников, дополненных личными наблюдениями автора; в ней сочетаются хронологич., тематич. и биографич. методы описания.

Автор «Исторических записок»--виднейший китайский историк Сыма Цянь, который жил в период правления династии Западная Хань. Сыма Цянь—потомственный историк, его отец Сыма Ань служил при дворе придворным летописцем.

Материал в «Ши цзи»-- строится по пяти разделам: «Основные записи», «Хронологии», «Астрология», «Аристократические родословные» и «Биографии», главным из которых считается последний раздел, в котором содержится информация биографического свойства. В разделе «Основные записи» речь идет о важных исторических событиях. В разделе «Хронологии» с помощью таблиц иллюстрируются важнейшие исторические события разных лет. В «Астрологии» содержится информация о положении небесных тел и явлений, календарном летоисчислении, ирригации, а также экономические и естественнонаучные сведения. В разделе «Аристократические родословные» перечислены имена князей и аристократов с древности до периода жизни Сыма Цяня. В разделе «Биографии» приведены жизнеописания известных исторических личностей.

Ши цзи также называют “реалистическими записками”, Сыма Цянь не был похож на других историографов, которые считали, что историография должна описывать лишь деяния императоров и чиновников. Сфера исторической панорамы в этом труде значительно шире, чем в трудах других феодальных летописцев. Кроме описания событий, располагающихся в труде согласно годам правления императоров и биографий выдающихся личностей, в Ши цзи есть отдельные главы, посвященные вопросам культуры и быта, географии, хронологии, генеалогии. Все это и составляет своеобразный «исторический мир Сыма Цяня». На страницах своего сочинения Сыма Цянь придает особое значение смыслу человеческой жизни. Именно поэтому в Ши цзи присутствует личная позиция историка по отношению к описываемым им персонажам. В этом труде присутствует смелая ирония по поводу феодальной аристократии, восхищение подвигами простых людей. Многие события, описанные Сыма Цянем, считаются ненормативными с точки зрения официальной историографии. Ши цзи обладает высокой художественной ценностью. В этом труде присутствует живое описание исторических портретов виднейших государственных деятелей древности. Например, в труде блестяще описаны люди низкого происхождения, наделенные высокими добродетелями; герои с могучей волей, однако слабые морально; известные исторические персонажи, держащиеся в отдалении от дел управления; смелые и непобедимые военачальники; участники крестьянских восстаний и т.д..

Ши цзи, отличаются живым интересным повествованием, изящным слогом, детальными описаниями исторических событий, что делает этот труд особенно увлекательным. Это произведение считается самым знаменитым историческим трудом в Китае.

2.Китайская мифология основные особенности темы сюжеты

Китайская мифология, совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14-11 вв. до н. э.; «Ицзин», древнейшие части 8-7 вв. до н. э.; «Чжуаньцзы», 4-3 вв. до н. э.; «Лецзы», 4 в. до н. э.- 4 в. н. э.; «Хуайнаньцзы», 2 в. до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, 1 в. н. э.). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н. э.). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности.

У древнекитайской мифологии есть существенные особенности. Во-первых, мифологическое мышление Китая не было подвергнуто рационализации, как, например, греко-римское. Даосизм и буддизм вообще ценили «рацио» довольно низко, предпочитая интуитивный способ познания мира. Философия ради философии, как своего рода самолюбование ума, всегда была чужда Востоку. В соответствии с этим мировоззрением истинное знание не может быть высказано словами, поскольку бога невозможно постичь умом. Подавляющее большинство даосских и буддийских текстов является не чем иным, как записями учеников о своих беседах и общении с учителем (например, «Лунь юй» — книга о взглядах и беседах Конфуция, записанная его учениками). Это были своего рода «конспекты», которые позволяли еще раз вернуться к тому, что сказал или сделал учитель, дабы обрести лишнюю возможность поразмыслить над увиденным или услышанным. Эти притчи или, в более широком смысле — тексты, ничему не учили. Они лишь позволяли, выражаясь метафорически, ступать туда, куда ступала нога учителя, чтобы облегчить процесс самосовершенствования. Именно поэтому подобных текстов — величайшее множество, как бесконечно количество путей, по мнению китайцев, ведущих к совершенству.

Главными действующими лицами буддизма и даосизма являлись монах, отшельник, странствующий проповедник — одним словом, люди, удалившиеся от общества с целью обретения внутренней гармонии для постижения и непосредственного переживания божественной сущности мира. Соответственно, общество оставалось как бы вне сферы религиозных интересов, что привело в итоге к нарушению взаимосвязи между сакральным знанием и обществом, которая всегда осуществлялась через ритуал. Ритуал же, как уже отмечалось выше, служил инструментом выработки социальных стереотипов у непосвященных, т. е. основной массы людей. Даосы и буддисты пренебрегали ритуалом, считая, что это отбирает неоправданно большое количество времени и сил у процесса самосовершенствования. В результате данные системы неизбежно теряли свой универсализм и превращались в своего рода «религию для посвященных». В конце концов, общественные установления лишались высшего смысла, ритуал, теряя свою почву, неизбежно приходил в упадок, ввергая жизнь самого общества во все больший разлад и хаос. В этой связи вполне логична позиция конфуцианства, которая, напротив, ограничивала свои интересы лишь жизнью общества, делая своим главным объектом «человека социального».

Среди космогонических мифов, трактующих происхождение природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции: деление и превращение. Согласно одной из них, неодушевленные вещи и живые существа возникают в результате деления хаоса на два первоэлемента—светлое (мужское) начало янь и тёмное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации. Так, человек был создан из глины богиней по имени Нюй Ва. По другой версии того же мифа, сама Нюй Ва превратилась в предметы и существа, наполняющие мир. С функциями богини земли связаны изображения Нью Вы совместно с другим змееподобным существом Фуси на крышках каменных гробов. Нью Ва также отожествлялась с богиней плодородия, соединяющей юношей и девушек в браке. В начале первого весеннего месяца в ее честь приносились жертвы, устраивались песнопения, пляски и стрельба из лука. Существуют некоторые намеки на то, что Нью Ва считалась не только прародительницей людей, но и матерью богов.

Имя Фуси истолковывается как «Устроивший засаду на жертвенных животных», но под ним понимается бог, покровительствующий охоте и рыболовству. Он также считался божеством востока, правящим под покровительством стихии и растительности. Конфуцианские философы превратили Фу си в царя, правившего, в период на наше исчисление, с 2852 по 2737 г. до н.э.Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Чаще всего фигурируют два рода бедствий – наводнения и засухи. В некоторых мифах наводнение предстает как некое первоначальное состояние, в других – наводнение послано богом в наказание людям. Засуха оказывается результатом появления одновременно десяти солнц, испепелявших посевы и угрожавшие гибелью людям. От наводнения людей спас Великий Юй, от засухи – Стрелок И, сбивший из лука все лишние солнца.

Миф о стрелке И – один из самых популярных в китайской мифологии. И культурный герой, считавшийся как изобретателем лука и стрел, так и спасителем с помощью этого оружия от множества бедствий, в том числе космического характера. Сама форма лука в виде дуги-радуги превратила героя в охотника за нарушившими порядок Солнцами. В этой своей ипостаси И может быть сопоставлен с героическим героем охотником Орионом также связанным с солнечным мифом. Чудовища, с которыми он борется, частично связаны с природными явлениями ( Дафэн—“Великий ветер”, Баше—“Длинный змей”, олицетворяющий водную стихию). Как очиститель земли от чудовищ И близок к греческому герою Гераклу. Так же как Геракл посещает страну Запада и царство мертвых. Посещение И страны Запада мотивируется поиском зелья бессмертия. Здесь обнаруживается сходство с мифом о Гильгамеше. Сама страна запада в китайских мифах – это не просто царство смерти, но место обитания удивительных животных, произрастания удивительных растений. Хозяйка этой страны , обладающая зельем бессмертия, предстает в облике владычицы зверей.

Мифы о древних героях отражают стремление древних китайцев найти персонифицированных “авторов” важнейших технических достижений глубокой древности. Среди тех, кто научил людей добывать огонь трением; впервые построил шалаш из веток; изобрел способы охоты и рыбной ловли; изготовил первые земледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу злаки; открыл способ варить зерно на пару и т. д. Характерно, что многие из этих героев изображались китайцами в виде полулюдей-полуживотных: с телом змеи, с головой быка , что несомненно является отражением древних тотемических представлений. Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия. Прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, а мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д. Эти детали мифов о первопредках связаны с имевшими широкое распространение представлениями о том, что некогда “люди знали мать и не знали отца”.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.