Здавалка
Главная | Обратная связь

Жанровое разнообразие традиционной китайской поэзии.



В общих чертах китайская поэзия по своим жанрам делится на четыре группы: собственно стихи (ши), цы, песни (гэ) и фу.

Ши или собственно стихи, должны содержать две или больше т.н. параллельных смысловых пар. Обязательным условием также является фонетический или тональный параллелизм. Учитывая, что в китайской поэзии просодия базируется на изменениях высоты тона и ударения, в параллельном стихотворении взаимно уравновешенными и взаимодополняющими должны быть не только содержание, части речи, мифологические или историко-географические аллюзии, но и большинство тонов. Ровные тона сочетаются с восходящими/нисходящими и наоборот. В целом, в более ранние времена следование столь жесткому образцу не считалось формальной необходимостью, однако с распространением в поздние эпохи литературных экзаменов ши стали более кодифицированы. Ши - изначальная и преимущественная форма, просуществовавшая, как и цы, до самого последнего времени.

Цы представляет собой сложный тональный шаблон, на который поэт подбирает иероглифы. Цы появились позднее, в танское время, приблизительно в VIII веке, и тематика их вначале ограничивалась узколичными переживаниями стихотворца. Полной зрелости достигли они в сунском государстве, а Су Ши в XI веке доказал своим творчеством, что стихам цы доступны все сферы поэзии. Цы, в отличие от ши, состоят из неравных строк и сочинялись на определенные мелодии - вначале музыка, а затем стихи. Названия мелодий остались и впоследствии, когда стихи цы потеряли музыкальное сопровождение, уже теперь неизвестное нам и определяемое лишь по манере размещения неравнословных строк.

Гэ(песни) – это народные песни, как древние, так и современные, как, впрочем, и поэмы, написанные известными литераторами. Этот жанр отличается от ши только своими мелодическими особенностями. Песня предназначена для пени в отличие поэмы, которую можно лишь декламировать. Различие между гэ и цы состоит в том, что цы исполнялись всегда в сопровождении инструментальной музыки, тогда как гэ, как правило, исполнялись только вокалом.

Фу, или описательные поэмы, по сути представляют собой рифмованную прозу. Как уже отмечалось выше, основоположником этого жанра считается Цюй Юань, однако развитие фу получили чуть позже, в эпоху династии Хань.

Жанровое разнообразие традиционной китайской поэзии

Китайская поэзия — одна из древнейших национальных поэтических традиций в мире. Традиционная поэзия Китая, известная на протяжении трёх тысячелетий, разделена на «ши» (кит. 詩), «цы» (кит. 詞) и «цюй» (кит. 曲), а также «фу» (кит. 賦). С начала XX века существует также развитая поэзия, основанная на западной традиции. Все традиционные формы китайской поэзии рифмованы, но не все рифмованные тексты в древнем Китае классифицированы как поэзия — например, строки из «Книги Перемен» часто рифмованы, но это не рассматривается как поэзия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.