Здавалка
Главная | Обратная связь

Драма и театральное искусство китая



Как и всегда в истории истоки китайского театра берут начало в религиозных ритуалах и дворцовых празднествах. А было это ни много ни мало 4 тыс лет назад.

Уже тогда различали поющих и танцующих актёров - чаню - и шутов, лицедеев и комиков - пайю. В 206 г. до н.э. большой популярностью начал пользоваться бой си ("сто игр").

Зрители с замиранием сердца следили за шпагоглотателями, канатоходцами, за состязаниями силачей, любовались танцами и красочными играми "драконов". Отсюда и появился иероглиф «СИ» - Театр, а отсюда пошли и каноны китайского мастерства: пение, речь, танцы, движения и боевые искусства.

. В XVI в. на юге Китая сложился особый вид театрального искусства - драма кунъцюй. А к концу XVII в. куньцюй завоевал столичную публику и двор императора и постепенно потерял массового зрителя, превратившись в аристократический вид искусства.


В XVIII столетии появился новый вид театра - цзинси. Он сформировался в столице Китая Пекине, поэтому его часто называют пекинской музыкальной драмой (пекинской оперой).

Особенностью новых мелодий, сопровождавших спектакли, был чёткий ритм, который обусловливал напряжённое развитие действия и обилие батальных мизансцен. В моду входили также спектакли-сериалы, которые шли несколько дней подряд, обрываясь каждый раз на самом интересном эпизоде.

Женские роли долгое время исполняли актеры мужчины. Считалось, что только мужчина до конца понимает женскую красоту и может рассказать о ней. Существовали и женские труппы, в которых, наоборот, женщины исполняли мужские партии. Актрис причисляли к женщинам лёгкого поведения, поэтому они выступали отдельно от мужчин. Смешанные труппы появились лишь в XX столетии. Как и всегда в истории истоки китайского театра берут начало в религиозных ритуалах и дворцовых празднествах. А было это ни много ни мало 4 тыс лет назад.

Уже тогда различали поющих и танцующих актёров - чаню - и шутов, лицедеев и комиков - пайю. В 206 г. до н.э. большой популярностью начал пользоваться бой си ("сто игр").

Зрители с замиранием сердца следили за шпагоглотателями, канатоходцами, за состязаниями силачей, любовались танцами и красочными играми "драконов". Отсюда и появился иероглиф «СИ» - Театр, а отсюда пошли и каноны китайского мастерства: пение, речь, танцы, движения и боевые искусства.

. В XVI в. на юге Китая сложился особый вид театрального искусства - драма кунъцюй. А к концу XVII в. куньцюй завоевал столичную публику и двор императора и постепенно потерял массового зрителя, превратившись в аристократический вид искусства.


В XVIII столетии появился новый вид театра - цзинси. Он сформировался в столице Китая Пекине, поэтому его часто называют пекинской музыкальной драмой (пекинской оперой).

Особенностью новых мелодий, сопровождавших спектакли, был чёткий ритм, который обусловливал напряжённое развитие действия и обилие батальных мизансцен. В моду входили также спектакли-сериалы, которые шли несколько дней подряд, обрываясь каждый раз на самом интересном эпизоде.

Женские роли долгое время исполняли актеры мужчины. Считалось, что только мужчина до конца понимает женскую красоту и может рассказать о ней. Существовали и женские труппы, в которых, наоборот, женщины исполняли мужские партии. Актрис причисляли к женщинам лёгкого поведения, поэтому они выступали отдельно от мужчин. Смешанные труппы появились лишь в XX столетии.

В китайской драме многое условно.

Герой делает шаг - это значит, что он выходит за пределы дома; взбирается на стол - оказывается на возвышенности. Взмах плёткой - и зрителям понятно, что он мчится на лошади. Двое актёров пытаются найти друг друга и промахиваются на освещённой сцене - все догадываются, что дело происходит в темноте.

В зависимости от уровня мастерства различали актёров блестящих, совершенных (мяо), божественных (шэнь), красивых, привлекательных (мэй), умелых (нэн).

Китайский театр символичен, что характерно для всей восточной культуры. Квадрат сцены символизирует Землю. Передвижения актёров по овальной траектории - Небо. Очень важным элементом музыкальной драмы в Китае стал костюм, точнее цвет его. Император носил одежду желтого цвета, принцы - абрикосово-желтого, старые сановники - ярко коричневого или белого, князья - красного цвета. Цвет одежды зависел не только от общественного положения персонажа, но и от его характера и грима. Честные и справедливые персонажи обычно носили одежду красного и зеленого цвета, грубые или коварные - одежду черного цвета.
Выразительностью актеров китайской драмы «руководят» движения рук и различные пластические позы.
Движения рук отличаются многообразием. Эти пластичные, полные изящества движения выражают различные черты характера.
Например, широко раздвинутые пальцы у персонажа свидетельствуют о грубом характере. Движениям пальцев старцев свойственна сдержанность и скованность. Женским персонажам пальцы полагается складывать вместе, что символизирует хрупкость, женственность, изящество.
Когда актер указывает пальцем на себя, на другого человека, на отдаленный, на близкий предмет или просто в пространство, указывает с улыбкой или грустью, и каждому из этих движений соответствует определенная поза.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.