Здавалка
Главная | Обратная связь

Как возникает дружба



В индивидуальной жизни человека дружба возникает как вполне закономерное явление. Появляется она в детстве тогда, когда у ребенка возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера - такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться. Это - переход ко взрослости, называемый в обыденной жизни отрочеством, а на языке возрастной психологии именуемый подростковым периодом. Здесь впервые осознаются и в межличностном общении подростков с окружающими людьми усваиваются основные нормы и правила дружбы.

Вначале дружеские отношения носят характер товарищества или приятельства, а затем постепенно трансформируются в подлинно интимные. Для того чтобы стать полноправным участником дружеских отношений, человек, как личность, должен созреть нравственно и интеллектуально. Это происходит примерно к 14-15 годам, когда дружеские взаимоотношения впервые проявляются в полном своем объеме. Затем, спустя год или два, они начинают дифференцироваться и от них отпочковываются отношения любви. При этом дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам.

Если у детей дружба содержательно ограничена общением по поводу сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие увлечения), то у взрослых дружеские связи обогащаются совместными профессиональными занятиями. Друзьями в старшем возрасте часто становятся коллеги по работе, которые кроме общности личностных и интеллектуальных качеств обладают еще и общностью профессиональных целей и намерений.

С возрастом и повышением уровня психологического развития человека меняются не только содержание, но и формы дружеских связей. От общения на личные темы друзья переходят к совместной продуктивной деятельности, включая интегральную творческую работу. В истории науки, литературе, искусстве, экономике и политике известно немало примеров того, как друзья сохранили свои дружеские отношения и перенесли их в профессиональную деятельность.

Дружба в студенческой среде является очень распространенным явлением. За годы совместного обучения в ВУЗе у многих студентов возникают тесные дружеские отношения, которые способствуют их нравственному обогащению и дальнейшему личностному развитию. Поскольку дружба является положительным явлением, администрация ВУЗа, преподаватели всячески способствуют возникновению и укреплению дружбы. При этом следует уделять внимание не только организации культурных мероприятий и досуга студентов, но и учитывать возможность налаживания дружеских отношений между студентами в процессе совместной учебной деятельности. Опыт практической, интеллектуальной и особенно эмоциональной взаимодействия, накапливается при этом, усиливает межличностную идентификацию партнеров. Очень часто роль друга студенческих лет остается чрезвычайно важной на протяжении всей жизни.

Особенности дружбы

Для развития дружбы могут быть необходимы:

взаимная симпатия (приятность взаимного общения)

взаимопонимание

открытость (не скажут «это не твоё дело»)

откровенность, искренность и бескорыстие

доверительность

активная взаимопомощь

общность интересов и увлечений

ценностно-ориентационное единство

Литература:

1) Литке Светлана Геннадьевна (Психолог, ведущий тренингов личностного развития, Консультант по вопросам решения психологических проблемных ситуаций, Член-корреспондент Международной академии психологических наук, Доцент Челябинского государственного педагогического университета кандидат психологических наук)

2) Р. С. Немов

3) А. А. Радугин

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.