Здавалка
Главная | Обратная связь

Гендерные особенности: дружба между женщиной и женщиной, мужчиной и мужчиной



Традиционная теория дружбы, уходящая корнями в античность, считала её преимущественно и даже исключительно мужской добродетелью. Возможность дружбы между женщинами философы начали понемногу признавать только в XVIII в., но и сегодня многие люди убеждены, что женская дружба существенно уступает мужской в глубине, силе и устойчивости.

Как сложилось это мнение? О женской дружбе, как и о женской логике, высказывались главным образом мужчины, которые были склонны принижать женщин и недооценивать значение их субъективного опыта. Да и откуда им было о нем знать? О чем говорили на женской половине дома, мужчины не знали и знать не хотели, а женщины писать не умели и публично не высказывались. Но дело не только в мужском шовинизме. Закрытые мужские сообщества и дружбы имели священное, сакральное значение, прославлялись и поэтизировались. Передаваясь из поколения в поколение, эти легенды закреплялись в массовом сознании, которое превращало нормативные, идеальные представления в свойства, якобы присущие каждому мужчине. Женская дружба, в отличие от мужской, никогда и нигде не возводилась в ранг социального института, оставаясь сугубо интимным, бытовым феноменом.

Тем не менее различия мужского и женского стиля общения не сводится к стереотипам. Хотя гомосоциальность (группирование по принципу сходства) и гомофилия (эмоциональная привязанность к себе подобным) не являются исключительным достоянием мужчин и не ограничиваются гендерными отношениями и свойствами4, у мужчин эти черты развиты сильнее, чем у женщин, причем они оформляются и закрепляются социально (о мужских союзах и сообществах говорилось в первой части книги) и социализационно.

Гендерная сегрегация, т.е. относительная изоляция девочек от мальчиков – универсальный факт человеческого развития. В тех или иных формах она существует везде и осуществляется не только и не столько родителями и воспитателями, сколько самими детьми, спонтанно, независимо от предписаний взрослых и даже вопреки им (Leaper 1994; Maccoby 1998). Здесь есть определенные возрастные закономерности.

До двух лет гендерные предпочтения у детей ещё не особенно заметны, хотя уже 14-месячные дети легче общаются с сиблингами своего пола. Явное предпочтение в игре сверстников своего пола появляется на 3 году жизни, сначала у девочек, а потом у мальчиков. К 5 годам эти предпочтения уже определенно установлены: дети, особенно мальчики, определенно предпочитают играть с детьми своего гендера и активно сопротивляются усилиям родителей и воспитателей, заставляющих их играть с представителями противоположного пола. Это проявляется не только в специфически девочоночьих ("дочки-матери") и мальчишеских ("казаки-разбойники"), но и в гендерно-нейтральных играх.

С возрастом гендерная сегрегация усиливается. По данным серьезного лонгитюдного исследования (Maccoby and Jacklin 1987 ) у 4.5-летних детей однополые игры встречаются втрое чаще разнополых, в 6.5 лет их соотношение выглядит как 11: 1. Между 8 и 11 годами мальчики и девочки почти все время играют отдельно друг от друга. Причем, начиная уже с 4 лет, эту сегрегацию инициируют и поддерживают прежде всего мальчики, осуждая и высмеивая тех детей, которые эти границы нарушают.

Эта тенденция к самоизоляции продолжается и в школьные годы. Но наблюдению Я. Л. Коломинского, выбор младшеклассником друга противоположного пола большей частью имеет компенсаторный характер: мальчиков выбирают те девочки, а девочек - те мальчики, которые не пользуются симпатиями у детей своего пола. Это связано с давлением специфических возрастно-групповых норм. В опытах Коломинского мальчики чаще всего выбирали девочек (и наоборот) в таких ситуациях, когда одноклассники могли не знать о сделанном ими выборе; выбирая соседа по парте, дети более осторожны, чем при выборе друга, потому что опасаются насмешек товарищей: "Если я с ней сажусь, то ребята говорят, что я влюбляюсь" (Реан, Коломинский 2000)..

Биологически-ориентированная психология склонна выводить все или почти все коммуникативные свойства мужчин и женщин из универсальных законов полового диморфизма. По мнению Е.Н. Ильина, "как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола, первоисточник этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин" (Ильин 2002, с.7).

Данные об отдельных коммуникативных качествах мужчин и женщин также неоднозначны, точнее – все они оказываются многомерными м зависящими от ситуации. Что касается уровня общительности, способности вступать в контакт с другими лицами, до недавнего времени психологи отдавали предпочтение мужчинам. мальчики с самого раннего возраста активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т.д.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Не совсем одинакова и мотивация общения. По некоторым данным, мальчики сначала вступают в контакт друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется эмоциональная тяга друг к другу. девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

Мужское общение, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчика больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. мальчик выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся.

Мальчики с ранних возрастов тяготеют к более широкому, а девочки - к более узкому кругу общения. мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое (Benenson, Apostoleris, and Parnass 1997). Социометрическое лонгитюдное исследование дружеских связей в нескольких школьных классах (возраст детей от девяти до двенадцати лет) показало, что дружеские пары девочек более исключительны, закрыты для посторонних, нежели мальчишеские компании. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства и т.п. (Hallinan 1978) Эти выводы подтверждаются этологическими и этнографическими наблюдениями (Кон 2003-б).

Гендерная структура и стиль общения дополняется не совсем одинаковой эмоциональной культурой. В психологии, как и в обыденном сознании, принято считать, что женщины превосходят мужчин в уровне эмпатии и эмоциональной чувствительности и восприимчивости (Ильин Е.Н. 2002, с.107-108). Это проявляется с самого раннего возраста. Новорожденные девочки, слыша плач другого младенца, обнаруживают более острую реакцию, чем мальчики. Четырехлетние девочки превосходят мальчиков в эмпатии. Что же касается потребности и способности к самораскрытию, передаче другим более интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире, то женщины во всех возрастах превосходят в этом мужчин.

Жан Пиаже ещё в 1930-х годах обратил внимание на то, что мальчики и девочки неодинаково относятся к правилам групповой игры. мальчики, с их более предметным и инструментальным мышлением, придают больше значения соблюдению правил, нарушение которых всегда вызывает в мальчишеской среде конфликт. девочки в этом вопросе более терпимы, личные отношения для них важнее формальных правил. Это подтверждено множеством обсервационных и экспериментальных исследований.

По данным Ж. Левер (Lever 1976) мальчики чаще, чем девочки, играют на улице, чаще играют в больших, смешанных по возрасту группах, чаще играют в соревновательные игры, а их игры длятся дольше, чем игры девочек.

Оказалось, что споры о законах и правилах игры нравятся мальчикам не меньше, чем сама игра, и даже второстепенные или неумелые игроки в равной степени принимали участие в этих периодически повторяющихся перепалках. Напротив, среди девочек вспышка споров обычно вела к прекращению игры.

Эта особенность сохраняется и в структуре морального сознания взрослых: мужские рассуждения и оценки обычно выглядят более безличными и жесткими, чем женские. При оценке человеческих качеств для женщин наиболее значимы черты, проявляющиеся в отношении к другим людям, а для мужчин - деловые качества, связанные с работой (Князев 1981).

Какова бы ни была причинно-следственная связь, социальные представления о гендерных различиях мышления и поведения тесно связаны с стратегиями воспитания. Девочек всюду раньше и последовательнее приучают заботиться о других, например, о младших детях. Это делает их эмоционально более отзывчивыми и одновременно - более ранимыми (слово "чувствительность" имеет оба значения). Люди, нуждающиеся в эмоциональной поддержке, чаще ищут и находят её у женщин, чем у мужчин. На несчастье, постигшее самых близких людей - супругов и детей, мужчины и женщины реагируют одинаково остро, зато неприятности друзей и знакомых женщины замечают быстрее и переживают сильнее, чем мужчины.

Социальная психология общения позволяют нам лучше понять специфические особенности и ценности мужской и женской дружбы. В целом женщины во всех возрастах описывают дружбу в более тонких психологических терминах, подчеркивая ценности доверия, эмоциональной поддержки и интимности, тогда как мужчины делают акцент на солидарности и взаимопомощи.

В самое слово "понимание" юноши и девушки вкладывают не совсем одинаковый смысл. Типологизированные А. В. Мудриком (Мудрик А. В. 1979) ответы московских школьников на вопрос о том, что значит "понимать человека", распределяются по пяти рубрикам:

1. Хорошо знать человека.

2. Сопереживать ему, чувствовать то же, что он.

3. Иметь с ним общие интересы, думать, как он.

4. Помогать ему, быть ему другом.

5. Уважать и любить его.

Мальчики в своих ответах подчеркивают преимущественно момент объективного знания ("понимать человека - значит хорошо его знать") или интеллектуального сходства ("думать, как он, иметь общие интересы"). У девочек определеннее всего звучит тема сочувствия, сопереживания.

При анализе теста на неоконченное предложение "Друг – это тот, кто…" было выявлено два главных мотива: 1) Ожидание взаимопомощи и верности и 2) ожидание сочувствующего понимания. С возрастом второй мотив усиливается у мальчиков с 16 % в седьмом до 40 % в десятом классе, а у девочек с 25 до 50%. Однако у девочек мотив "понимания" во всех возрастах звучит сильнее, чем у мальчиков.

Как сказывается повышенная эмоциональность девичьей дружбы на её устойчивости? Статистически достоверных массовых сопоставлений устойчивости женской и мужской дружбы - при выровненных её критериях - в науке нет. Возможно, что повышенная эмоциональность женской дружбы и в самом деле делает её неустойчивой. Потребность в близости по очень широкому кругу вопросов, детальное обсуждение малейших нюансов собственных взаимоотношений усложняют их, а неизбежные в человеческих взаимоотношениях расхождения и недопонимания, помноженные на высокую общую эмоциональность, возможно, подрывают устойчивость дружбы. Более сдержанная и суровая мужская дружба, в которой душевные излияния не приняты и при взаимопонимании в главном детали обычно не уточняются, согласие молчаливо предполагается, возможно, и в самом деле более прочна.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что, несмотря на более широкий круг друзей у мужчин, их дружеские отношения менее интимны, чем у женщин. Когда 306 английских супружеских пар среднего возраста попросили назвать фамилию близкого друга, 60% мужей назвали фамилию дружеской пары, а 63% жен - имя конкретного человека, причем жены подчеркивали в этих отношениях прежде всего доверие, а мужья делали акцент на совместной деятельности и развлечениях (Crawford 1977; Reisman 1981). Пожилые и старые женщины значительно чаще, чем их сверстники-мужчины, имеют интимных друзей, хотя круг личных связей и внесемейных контактов у мужчин шире.

Таким образом, вопреки стереотипу, женская дружба, безусловно, существует, отличаясь от мужской прежде всего по степени интимности и экспрессивности. Но эти различия – тонкие и весьма индивидуальные. Кроме того, возможны ошибки атрибуции: мы принимаем за "реальные" поведенческие и мотивационные свойства черты, которые просто приписываются мужчинам и женщинам в соответствии с традиционными гендерными стереотипами. Многие женщины представляются (изображают себя) более нежными и эмоциональными, а мужчины – более суровыми и сильными, чем на самом деле, и этот перформанс вводит в заблуждение как посторонних наблюдателей, так и их самих.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.