Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРЕНИРОВКА РАВНОМЕРНОГО ВЫДОХА И ГРУДНОГО РЕЗОНИРОВАНИЯ НА ГЛАСНЫХ ЗВУКАХ



После освоения формы зевка и формы м можно приступать к работе над гласными звуками. Внимание форме зевка должно быть постоянным, а сама эта форма всегда применяться при упражнениях с гласными звуками и при включении их в слоги, слова и фразы.

Упражнение 19. Освоение звука “у”. Он произносится клед за коротким звуком “м” (через форму м). Приняв форму зевка на возврате дыхания, очень коротко на низкой ноте тихо произносим звук “м” (челюсти разжаты, губы собраны и плотно сомкнуты). Вслед, чуть разжимая челюсти, произносим звук “у” (рис. 8). При этом рот приоткрывается, губы остаются собранными к центру. Запомните, что кромки губ обращены внутрь рта, а не выпячиваются наружу, как это было при произнесении звука “ж”.

Схема упражнения:

Выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма м),

мууу...

пауза,

возврат дыхания (форма м),

(и т. д. 2—3 раза).

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

отдых.

Упражнение выполняется только стоя, не более 5 раз подряд и завершается положением “вольно”.

Упражнение 20. Образование из формы м гласно!” звука “о”. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение: коротко на сомкнутых губах произносим звук "м" и тянем звук “оооо”.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма м),

мооо...

пауза,

возврат дыхания (форма м),

(и т. д. до 3 раз),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Дыхание, как всегда, не отдается до конца, при произнесении “мооо” должно ощущаться скорее втягивание

этого звука в себя, но не выдача вперед вместе с остатками воздуха.

Упражнение 21. Соединим звуки “мо” и “му”. Правила произнесения остаются те же. Вначале строится форма м, затем губы чуть-чуть размыкаются, оставаясь собранными и подтянутыми, челюсть немного опускается и произносится сочетание звуков “мо-му”. Постепенно звуки должны становиться все продолжительнее, причем на ;у” следует задерживаться дольше, чем на “о”. В то же время как в этом. так и во всех предыдущих упражне-1иях звук “м” не произносить отдельно от “у” и “о”.

Он как бы вливается в эти звуки: “мо-му-ууу”. Схема упражнения:

Выдох-пффф,

пауза.

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма м),

момуууу (произносим “мо”, к нему сразу же

пристраиваем “му”, “у” тянем),

пауза,

возврат дыхания (форма м),

(и т. д. до 4 раз подряд),

пффф, пауза,

возврат дыхания, вольно.

Ошибки. Последнее “у” звучит неровно, прерывисто. Это означает, что либо разжались губы, либо cблизились челюсти. А может, на последнем звуке усилен выдох воздушной волны. Здесь помогает представление, что звук “втягивается”.

Упражнение 22. Освоение звуков “а” и “э” на фоне ме м.

Обычно при их произнесении мы открываем пошире рот, зачастую растягиваем губы в стороны, Поэтому начнем тренировку, размещая “а” и “э” между звуками “о” и “у”.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф, пауза,

возврат дыхания (форма м),

МОмаМУУУУ,

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания (организация формы м),

МОмаМУ-УУУ,

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания (организация формы м),

МОмаМУ-УУУ,

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания,

пффф, пауза,

возврат дыхания, вольно.

* Начиная с этого упражнения, прописными буквами буквами обозначать более длительное звучание, строчными — более короткое. Дефис в слогах введен для удобства чтения.

 

Упражнение 23 выполняется так же, как и предыдущее, только вместо слога “ма” между слогами “мо” и “му” размещается слог “мэ”. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (организация формы м),

МОмэМУ-УУУ,

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания (организация формы м),

(и т. д. 2—3 раза),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

При работе над слогами и их соединениями важно не допускать сбоя на последнем звуке “у”. Если он звучит неровно и прерывисто, значит расслабились мышцы дыхательной мускулатуры, особенно те, которые управляют работой диафрагмы, и нарушилась форма зевка.

Для исправления этого недостатка можно порекомендовать следующее. При длительном произнесении звука постоянно думать, что вот-вот последует вдох (возврат дыхания), то есть сохранять “ощущение вдоха” на все время ведения последнего звука. Применять этот прием целесообразно не ранее как через два-три месяца занятий, и в дальнейшем использовать всегда.

 

На тренировку звуков "а" и "э" уходит месяца четыре. При отработке формы м на гласных бывает трудно избавиться от излишней работы рта. Как только губы начинают действовать самостоятельно- выдвигаться вперед или растягиваться, мускулатура зева перестает расширяться. Следите, чтобы рот открывался только от движения челюсти.

Поработав два месяца над гласными "у", "о", "а", "э", можно осваивать звуки "ы", "и". Сначала отработаем для них оптимальную форму. Для этого дотроньтесь внутренней стороной нижней губы до середины верхней губы снаружи, словно хотите проверить нет ли там чего. При этом уголки рта оказываются растянутыми чуть- чуть в стороны и опущенными вниз, нижняя челюсть выступает вперед. Если при этом положении произнести слог "мы", то гортань окажется на положении зевка и сочетание букв зазвучит широко и свободно.

 

Упражнение 24 (рис. 9).

Выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф

возврат дыхания, (одновременно нижняя губа коснулась верхней, челюсть слегка выдвинута вперед),

мыыыы,

пауза (челюсть и губы приводятся в обычное положение),

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Повторить упражнение 2—3 раза подряд.

Упражнение 25. После того как закрепилось ощущение звука “ы”, усложним задание. Произнеся медленно :лог “мы” с опущенной гортанью и выдвигая челюсть немного вперед, сделайте незначительное движение корнем языка вперед-вниз и одновременно переведите звук “мы” в звук “и”. При этом опущенная гортань не допжна подниматься, опускается только корень языка: форма губ внешне не меняется. После звука “ы” останавливаетесь на звуке “и” не дольше, чем на 1—2 секунды, а когда ощущение закрепится, можно дольше. внимательно вслушайтесь в звучание “и”, оно должно питься широко и свободно. Если поднять гортань, гласная “и” зазвучит сдавленно, причем не в груди, а на губах. На протяжении нескольких недель тренировки нужно добиться, чтобы звуки “ы”, “и” резонировали в груди.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф, пауза,

возврат дыхания (нижняя губа коснулась верхней, челюсть слегка впереди),

мыыи (челюсть слегка выдвигается вперед пауза,

возврат дыхания,

мыыии,

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Когда гласные “ы” и “и” зазвучат правильно, следует отказаться от предварительного прикосновения нижней губы бы к верхней, а вот легкое выдвижение челюсти при произнесении этих звуков необходимо всегда.

Первые месяца четыре следует больше тренироваться на произнесении “и” производного от “ы”, а не отдельно. Свободно звук “и” будет получаться, как только мускулатура зева разовьется и окрепнет. Положение зевка для звуков “ы”, “и” назовем формой ы.

Упражнение 26.Освоив произнесение слогов "момэму" и "момаму", разместим теперь между "о" и "у" звуки "а", "э" и произнесем их быстрее, чем крайние.

Пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма м),

МОмэмаМУ-УУУ,

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания (организация формы м).

МОмэмаМУ-УУУ,

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение 27. Соединив форму "ы" с формой м можно размещать в них все слоги, и они должны звучать в положении зевка, объединяющем эти две формы. Если при произнесении звуков “ы”, “и” приходится растягивать губы в стороны и слегка опускать челюсть, выдвигая ее вперед, то при слогах "мо", "му" челюсть только опускается, а губы плотно собираются к центру.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма ы).

мы-иМО-00 (перестройка с формы ы на форму м),

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания (организация формы ы),

мы-иМО-00 (перестройка с формы ы на

форму м),

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания,

пфф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение требует большого напряжения внимания, поэтому вначале его повторяют не больше двух раз подряд, несколько раз в день.

Упражнение 28. Цепи слогов. Когда достаточно освоены основные соединения слогов, можно перейти к повторению их по нескольку раз. Только не нужно форсировать количество повторений за счет качества. Сначала достаточно сказать их по два раза, затем число это дет увеличиваться вместе с развитием и укреплением дыхательной мускулатуры.

Чтобы упражнение оказалось именно цепью слогов а не рассыпалось на разрозненные звенья, все они должны звучать ритмично на всем протяжении, как бы включаясь один в другой. Первоначально будут образованы цепи из соединения слогов “мэ-мэ-ма-му”, затем из соединения “МЫиМО”.

Попробуйте ровно и упруго произнести 2 раза “момэмаму”, экономно тратя дыхание и удерживая зевковую форму. Губы, как всегда, собраны и неподвижны, двигается только нижняя челюсть. Звучание низкое на одном тоне. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пфф,

пауза,

возврат дыхания (форма м),

момэмаму момэмамумо...

пауза,

возврат дыхания (форма м),

момэмамумомэмамумо...

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза.

возврат дыхания,

вольно.

В этой цепи задерживайтесь на всех слогах одинаково, произнося их не так длинно, но и не так коротко. Обычная ошибка в этом упражнении — акцент на каждом слоге: мбмэмамумомэмаму, который разрушает цепь. Для соединения слогов-звеньев необходима непрерывность их произнесения. Она обеспечивается только ровностью звучания каждого слога от начала и до конца. Выработке ровности звучания помогает проверка: можно ли остановиться на любом произнесенном слоге так, чтобы казалось, будто он может звучать бесконечно.

Кроме того, нужно внимательно прислушиваться к моментам включения нового слога в предыдущий и следить зa тем, чтобы он не выделялся из параллельной линии, которую представляет собой цепь, а естественно без искажений продолжал бы ее протяженность.

Упражнение 29. Следующая цепь слогов будет корочe, но требует перестройки формы губ. Длина слогов в соединениях “мыи”, “МО” различна: длиннее всего слог “МО”, короче — “и”. На “мы” делается небольшая задержка, “и” включается в ту же форму и звучит недолго. На слоге “МО” — остановка с задержкой. Повторяя соединения слогов по 2—3 раза, следует немного изменять длину слога "МО", делая его то короче, то длиннее, чтобы вырабатывать эффект бесконечности звучания,

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма ы),

МыиМООМыиМООМыиМОО...

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания (организация формы ы),

МыиМООМыиМООМыиМОО... пауза (роспуск формы м), возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Ошибки. Если неточно строить сочетание формы м и формы ы, то ровная цепь не получится. При этом звучание становится пестрым, дыхание тратится очень быстро. Для исправления ошибки следует выполнить соединение слогов по одному разу в медленном темпе, тщательно достраивая форму. Затем, немного ускорив темп произнести группу слогов 2 раза, проверяя точно перестройки формы перед зеркалом. Когда будет получаться, выполнять упражнение в умеренном темпе без зеркала, прислушиваясь к ровности звучания всей цепи.

Часто звуки “мыи” произносят на высоких тонах значительно понижая при этом голос на “МО”. Высоко произнесенные звуки “мыи” обычно при этом зажимаются и не вливаются в низкое “МО”, а падают в него с центом. Бесконечного звучания при этом конечно не получается. Цепь утрачивает ровность. Для исправления следует потренировать группу слогов “мыиМО” в замедленном темпе, произнося по одному разу низким голосом, все время на одной высоте. Затем следует ускорить темп и повторить наше соединение 2—3 раза, внимательно прислушиваясь, все ли звучит низко. При этом исчезнут и зажимы.

Упражнение 30. Соединение слогов. Теперь свяжем в одно произношение все известные нам слоги: “Мы-и-МО” и “МОмэмаМУ”. Получится “Мы-и-МО мэмаМУ”.

Как в отдельных группах, так и при соединении слог в одно длинное звучание главными слогами будут: “МЫ" “МО”, “МУ”. На них мы задержимся дольше, чем “и”, “мэ”, “ма”, выделяя главные слоги по тексту заглавными буквами.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка,

пффф,

пауза,

возврат дыхания (организация формы ы),

МЫ-и-МО-мэмаМУ,

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания (организация формы ы),

МЫ-и-МО-мэмаМУ,

пауза (роспуск формы м),

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

ДЫХАНИЕ И ДВИЖЕНИЕ

Для тренировки трехфазного дыхания в движении надо научиться делать бесшумный выдох. Для этого сначала выполним плотный выдох на “пффф”, после паузы и возврата дыхания опять выдохнем, но уже неслышно, через губы, сложенные свободно и естественно.

Упражнение 31. Бесшумный выдох.

Выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф (плотно),

пауза,

возврат дыхания,

пффф (беззвучно),

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

На уроках физкультуры, хореографии, при больших физических нагрузках, беззвучный выдох-пффф применяется сначала только на остановках. Затем начиная со второго полугодия можно пробовать применять его в плавных мягких движениях. При этом надо следить чтобы не нарушалась пауза, а возврат дыхания производился через нос, без дополнительного затягивания воз духа насильно и без поднятия плеч.

Запомните, что трехфазное дыхание не должно зависеть от характера и скорости движения, от рабочей позы и т. п. Все три элемента (выдох - пауза — возврат дыхания) выполняются в своем собственном ритме не зависимо от ритма движения или речи. Если при этом возник недостаток воздуха, его можно компенсировать более интенсивным ритмом трехфазного дыхания или с помощью двух-трех усиленных “пффф” в перерыве между движениями. Но недопустимо делать судорожны вдохи с одышкой. Можно менять длину паузы, плотность выдоха, но последовательность трех фаз при этом не нарушать.

По мере тренированности вы научитесь естественно, непроизвольно выполнять три фазы, хорошо чувствовать различную плотность выдоха-пффф, длину паузы и главное — момент естественного возврата дыхания. К упражнениям с движениями можно приступать не раньше чем через пять-шесть месяцев ежедневных занятий упражнениями в статике.

Начинать следует с выдоха средней плотности в сочетании с простыми плавными движениями. Например вытянутыми руками медленно описывать перед собой круги как бы рисуя на воображаемой доске окружности вращая руки встречно вверх и разводя их внизу. Грудная клетка расширяется, когда руки внизу, и сжимается, когда руки вверху. Все три фазы дыхания должны выполнять в своем ритме, независимо от скорости движения рук Очертив пять-шесть кругов, надо остановиться и 2- 3 раза сделать беззвучно успокаивающее трехфазное дыхание. Затем можно вращать туловище, выполнять сложные движения руками, ногами, всем корпусом. Во всех случаях объектом первостепенного внимания остаются ритм и последовательность фаз дыхания.

Вводить движения в дыхательные упражнения надо постепенно и в той же последовательности, как в статике, то есть начинать с “пффф”, простейших звуковых упражнений и т. п. На плотном выдохе в сочетании с движением заметно развиваются дыхательные мышцы и хорошо снимается утомление.

Первые тренировки проводятся с такими движениями, в которых особенно наглядна независимость их от фаз дыхания.

Упражнение 32. Стоя прямо, описывайте перед собой вытянутыми руками круги. Меняйте направление, начиная контур окружности то снизу вверх, то сверху вниз. Движения плавные, выполняются четко, упруго, но без резких рывков. Дыхание при этом трехфазное и в ритме, отличающемся от движения.

Упражнение 33. Выполняется так же, как предыдущее, только с выдохом на звуке “с” (рис. 10). Следите, чтобы фазы чередовались последовательно, без нарушений. В последующих упражнениях звук “с” чередуйте с другими гласными и согласными звуками, уже отработанными в статике.

Это же упражнение можно выполнять с более сложными движениями: в первой позиции руки поднять вверх, затем с наклоном туловища повернуть ладони Рук вперед, поднять корпус и упереть ладони в бока так, чтобы большие пальцы рук были направлены вперед, а остальные назад- вниз. Ритм дыхания при этом должен быть автономным.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка,

пффф (в движении)

пауза (в движении),

возврат дыхания (в движении),

ссс (в движении)

пауза (в движении),

возврат дыхания (в движении),

ссс (в движении),

пауза.

возврат дыхания,

вольно.

Сосредоточившись на движении, многие совершают ошибку, сокращая естественную паузу: слишком быстро подхватывают дыхание, чтобы произнести подлиннее звук. Это лишено смысла. Ведь задача упражнения состоит в том, чтобы научиться при движении чувствовать все три фазы дыхания и силу тренируемого звука так же, как ощущаешь их в спокойном состоянии, сидя, стоя,лежа.

Упражнение 34.Тренировка выдоха на звуке “ч”. Этот короткий согласный правильно звучит при сжатых зубах и раскрытых губах (рис. 11).Начинаем произношение в спокойном ритме, чередуя ударные звуки с безударными.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

ччччччччч...

пауза,

возврат дыхания,

ччччччччч,,,

пауза,

возврат дыхания,

(и т.д.).

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Постепенно темп произношения можно ускорять, но все звуки обязательно произносить четко, варьируя ударения.

Когда звуки будут ровными и спокойными, попробуйте произносить их чаще и с ударением на каждом звуке или активизируя каждый из четырех звуков.

Упражнение 35.

Выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

иччч-чччч-чччч-чччч...

пауза,

возврат дыхания,

чччч-чччч-чччч-чччч.,.

пауза,

возврат дыхания,

(и т. д.),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно,

Упражнение 36. После освоения упражнений 34 и 35 можно соединять звук “ч“ с простейшими движениями, Например, согнутыми а локтях руками двигать, как шатун, приводящий во вращение колесо паровоза. При ''том руки движутся в своем темпе, трехфазность дыхания сохраняется.

Схема упражнений;

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

ч-ч-ч-ч-ч (одновременно начинаем вращение

рук),

пауза (движение рук продолжаем),

возврат дыхания (движение продолжаем),

(и т. д.).

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

отдых.

Упражнение 37. Длинный выдох хорошо тренируется при произнесении звука “чк”. Сочетание произносится так же, как и отдельный звук “ч”, при открытых губах и сомкнутых зубах. Темп сначала медленный,

Схема упражнения;

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

чк-чк-чк-чк-чк...

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение 38.По мере освоения упражнения 37 ускоряем темп, объединяя звуки “чк” в группы по три.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

чкчкчк-чкчкчк-чкчкчк...

пауза,

возврат дыхания,

чкчкчк-чкчкчк-чкчкчк-чкчкчк...

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

В упражнениях 37 и 38 первые звуки слегка акцептируются ударением.

Упражнение 39.Объединение звуков “чк” с движением. Для этого согните руки в локтях, сожмите кулаки и двигайте руки вперед, вниз, назад и т. д. При этом движение "шатуна" сопровождайте четырьмя звуками “чк” с небольшим акцентом на первом звуке. Для усложнения упражнения передвигайте ноги в ритме движения рук и одновременно четко в самостоятельном ритме произносите звуки “чк”.

Упражнение 40. Тренировка дыхания на прыжках. При гимнастических прыжках, любых других резких движениях ритм дыхания нарушается. Очень часто во время прыжка затаивают дыхание, сжав губы, напрягают мышцы шеи и плеч. От этого быстро наступает утомление, резко учащается биение сердца, нарушается ритм дыхания. А если во время прыжков и после них использовать трехфазное дыхание, излишнего напряжения не будет, пульс учащается мало и ритм его быстро возвращается к норме. Поэтому в балете учат применять в таких случаях длинный плотный и беззвучный выдох.

Сначала лучше тренироваться, произнося “пффф” с одновременным выполнением легких гимнастических упражнений, допустим, прыжков на месте. Перед началом упражнения обязательно выполнить трехфазный цикл дыхания и, прыгая, продолжать дышать с длинным выдохом на “пффф”, не сокращая паузы и свободно возвращая дыхание. В другой раз выдох воспроизводить уже не на “пффф”, а на звук “ссс”, соблюдая те же условия. Наконец следует применить и третий способ — длинный беззвучный выдох. При любом из указанных способов сначала выполнять не больше 10—15 прыжков подряд, увеличивать их количество нужно очень постепенно, не доводя организм до чрезмерного утомления.

После прыжков выдох на “пффф” особенно необходим. Он должен быть плотным и долгим, выполняться до тех пор, пока почувствуете полное успокоение.

Упражнение 41.Дыхание в беге. Во время бега трехфазное дыхание ускоряется, однако его ритм остается меньшим, чем ритм движения. Легче бегать при коротком выдохе-пффф.

Начинайте пробежки с небольшой скоростью, делая короткий выдох-пффф и непродолжительную паузу перед возвратом дыхания.

Схема упражнения:

выдох-пффф, короткая пауза, возврат дыхания,

пффф,

короткая пауза, возврат дыхания,

( и т. д.1— 3 цикла, не более').

Бегать легче на носках, упруго отталкиваясь от земли. Сначала выполнять небольшие пробежки, постепенно увеличивая их по мере того, как найден удобный ритм трехфазного дыхания. Во время остановок обязательно по 2—3 раза выполнять выдох на “пффф”, паузу и возврат дыхания.

Упражнение 42.Тренировка развитой мускулатуры. Переходить к этому упражнению можно после года занятий по освоению трехфазного дыхания на звуках. Теперь будем учиться задержке дыхания. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (одновременно кладем руки

на затылок, задерживаем дыхание на 5 — 10 секунд),

пффф (одновременно плавно опускаем руки

вниз),

пауза,

возврат дыхания (руки на затылок, задержка

дыхания),

(и т. д. 2—3 раза),

пффф, пауза,

возврат дыхания, вольно.

Ошибки. На первых этапах занятий не следует задерживать дыхание дольше чем на 10 секунд. Увеличивать время задержки дыхания надо постепенно. Очень важно сохранять ощущение удобства, .естественность дыхания. В противном случае будет происходить судорожный возврат дыхания, и упражнение тогда потеряет смысл.

Упражнение 43.К выполнению этого упражнения можно приступать после того, как задержка дыхания на 20—25 секунд будет для вас естественной и удобной. В данном упражнении опускание рук происходит не плавно, а толчками с одновременным произнесением звука “пфф”, более короткого, чем обычное “пффф”. С каждым рывком рук вы как бы выпускаете пар из котла маленькими порциями: толчок руками — “пфф”, толчок еще ниже — “пфф” и т. д.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

пффф, пауза,

возврат дыхания (одновременно кладем руки на затылок, задерживаем дыхание на 5—10 секунд, не дольше),

пфф (одновременно толчок руками вниз),

пфф (толчок руками еще ниже)

пфф " " "

пфф " " " "

пфф " " " "

пауза,

возврат дыхания (одновременно кладем руки

на затылок),

(повторить 2—3 раза),

пфф, пауза,

возврат дыхания, вольно.

Ошибки. Дыхание на “пфф-пфф-пфф-пфф” отдается до конца, в результате происходит судорожный возврат дыхания и появляются неприятные ощущения. В этом случае необходимо сократить время задержки дыхания.

>







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.