Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗВИТИЕОПОРЫ ДЫХАНИЯ



При обучении правильной речи и пению применяется термин “опора дыхания”. Говорят о “плотном” и “неплотном” звучании. Чтобы понять значение этих выражений, которые понадобятся нам в дальнейшей работе по развитию дыхагельного аппарата, прислушаемся к речи окружающих людей. Например, мальчика выставляют из комнаты, а гот упорствует: “А я не пойду!”— говорит он упрямо и зло. Звук его голоса плотный и уверенный. Или, допустим, девочку зовут гулять в давно знакомые и надоевшие ей месга. “Я не пойду!” - равнодушно отбивается она вялым и безразличным голосом.

Дело в том, что упрямое напористое произношение достигается за счет напряжения губ и диафрагмы, а при равнодушном звучании они более расслаблены. Проговорите что-либо упрямо и прислушайтесь, как невольно звук вашего голоса делается плотным, а в области губ и диафрагмы ощущается напряжение. Особенно заметно это при свисте, резком и пронзительном. Итак, когда звук голоса насыщен, а мускулатура лица, диафрагмы и всего звукоообразующего комплекса активна, звук называется опертым. Опоре звука помогает подбор брюшного пресса — знакомое вам положение “смирно".

Занимаясь тренировкой дыхательного аппарата, необходимо выполнять упражнения на все более опертом звуке и использовать его в повседневной жизни, в пении и речи. Прислушайтесь к плотности своего выдоха на отдельных слогах, словах и фразах, усиливайте их плот-

ность, но только не за счет громкости. Потому что громкий звук на первых этапах обучения получается, как правило, за счет толчкообразного, неэкономного выдоха, нам же нужна опора как средство для эффективного развития дыхательной мускулатуры и управления ею.

Упражнение 55. Тренировка длинного плотного выдоха на гласных и согласных. Задача состоит в том, чтобы каждый гласный звук сразу строить на правильной форме, чтобы на нем легко можно было задержаться, а затем перейти к звуку “м”. Переход должен быть очень плавным, звучание — негромким, но плотным. Если гласная звучит не на “зевке”, то звук “м” придется перестраивать, иначе он будет резонировать не в груди, а в носу, получится неровным и коротким. При правильном построении гласной для перехода на звук “м” достаточно сомкнуть губы на уже готовой форме зевка, тогда звук будет ровным, выдох — экономным и продолжительным. Как мы уже знаем, звук “м” нельзя воспроизводить при вялых губах, они должны плотно смыкаться, а звук “м” звучать низко и оперто. Упражнение выполняется обязательно в основной стойке (смирно).

В конце упражнения проверим правильность образования звука “м”, как уже было указано в упражнении 15.

Для выполнения упражнения распределите выдох приблизительно поровну. Первая половина (образованная через короткий согласный звук “о”) — ровный, “бесконечно” звучащий гласный, вторая — такой же ровный звук “м” той же высоты. Все звуки должны резонировать одинаково в грудном резонаторе.

Первые четыре гласные “у”, “о”, “а”, “э” строятся сразу на форме м и легко в нее переходят. Последняя гласная “ы” переходит в звук “м” с перестройкой, о которой вы уже знаете по упражнению 27. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

бууу-ммм (резко прервать звук “м”),

пауза, возврат дыхания,

бооо-мм (резко прервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания,

баа-ммм(резко прервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания,

бэээ-ммм (резко прервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания,

быыы-ммм (резко прервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания,

выдох,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Ошибки. Вначале многие чрезмерно открывают рот на звук “а”, растягивают губы в стороны на звук “э”, отчего звучание резко меняется, искажается резонирова-ние, звук становится “зажатым”, запас дыхания быстро истощается. Уже говорилось, что при тренировке гласных звуков “а” и “э” их форма не должна отличаться от формы “о”, тогда они звучат ровно и долго, хорошо резонируют, то есть обеспечивают плавный, эластичный выдох.

Упражнение 56. После месяца тренировки упражнения 46 первый согласный звук следует заменить жужжащим звуком “ж”, затем “з”. При вып-.лнении этого сочетания задерживаемся и на первом звуке. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

жж-у-у-ммм(резко прервать звук амя),

пауза,

возврат дыхания (форма ж),

жж-о-о-ммм (резко прервать звук “м”), возврат дыхания (форма ж),

(и т. д. 3—5 раз),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Аналогично выполняется это же упражнение со звуком “з”.

Упражнение 57. Упругий выдох через согласные “п” и “т”. Упругое произношение этих согласных достигается за счет напряжения диафрагмы. При звуке “п” аоз-дух выталкивается через плотно подвернутые губы с резким их размыканием и расслаблением. Звук “т” произносится толчком кончика языка в слегка разжатые зубы. Сначала после каждой пары звуков делается пауза и возврат дыхания, а через некоторое время на одном дыхании произносится “п-т-п-тя.

Схема упражнения;

выдох-пффф, пауза;

возврат дыхания, основная стойка,

п-т (между звуками пауза без расслабления

брюшного пресса),

пауза,

возврат дыхания,

пффф, пауза,

(и т. д. 2—3 раза), пффф,

возврат дыхания, вольно.

Упражнение 58. Освоив произношение на одном дыхании четырех и больше звуков “п-т”, можно усложнить упражнение, добавить звук “к”. При этом темп произношения всех звуков убыстряется по сравнению с произнесением “п” и “т”, между которыми целесообразна относительно большая временная пауза. Звук “к” так же, как и звуки “п”, “т”, произносится толчком воздушной струи.

Схема упражнения;

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

п-т-к (звуки подаются рывками на плотной

диафрагме),

пауза,

возврат дыхания,

(и т. д. 2—3 раза),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Ошибки. Если в упражнениях 57 и 58 губы сжима-к тся неплотно, звук “п” получается вялым, не резким. Кзгда челюсти раскрь ваются неактивно, звук не будет достаточно оперт, и тогда следует потренировать произношение “п” отдельно, лишь потом присоединять зву-ю “т” и “к”.

Нередко вместо твердого короткого “п” слышится “гы”, а также “ты”, “ка". Гласный звук в таком случае — это расслабление диафрагмы и неправильный роспуск губ.

Упражнение 59. Тренировка экономного выдоха и оп эры дыхания. Как вы жаете, на звуке “р) ровно и экономно дно расходуется дыхание. В данном упражнении этот

звук будем произносить как бы через тормозящие звуки “т” и “д”, которые активизируют диафрагму. Соединения “дррр”, “тррр” свяжемсо слогами из согласных в сочетании с буквой “у”, т. е. “Бу”, “By”,“Ду” и далее по алфавиту.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (подготовка формы зевка),

будррр-тррр (все звуки произносить плотно, оперто), пауза, возврат дыхания (подготовка формы зевка),

Вудррр-тррр (плотно, оперто),

пауза,

возврат дыхания (подготовка формы зевка),

(и т. д. 2—4 раза со слогами Гу, Ду, Жу...),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

После того как упражнение будет освоено, можно •ереходить к произнесению на одном дыхании двух соединений “Будррртррр-Вудррртррр” и т. д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.