Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНТРОЛЬ ЭКОНОМНОГО ДЫХАНИЯ



Главным показателем экономного выдоха является ровное, свободное звучание голоса и длина звука. Нужно стремиться к тому, чтобы звук был ровный. Длина звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры, ровности же ее нужно добиваться с самых первых уроков. Мы уже знаем, что если попытаться жужжать, не сомкнув прочно челюсти, или произносить “у”, распуская уголки губ, то звуковая волна будет неровной, колеблющейся. Значит, мы не создали условий для экономного выдоха, т. е. неправильно его оформили.

Итак, для развития дыхательной мускулатуры главное — это тренировка экономного выдоха. Показателем правильности его образования является . ровность звучания, а обязательным условием для создания этой ровности — равильное оформление губ при образовании гласных и согласных.

Упражнение 44. Расслабление мускулатуры тела. После трех фаз (выдох, пауза, возврат дыхания) произносим слог “му” как обычно на стойке легкого смирно и на хорошей форме зевка. Затем, не истратив дыхания до конца, звук “му” переводим в мягкий, постепенно ослабевающий звук “х”, одновременно стойка смирно расслабляется. При этом мы почувствуем, как на звуке “х” освобождается от напряжения мускулатура тела. В начале следующего слога опять возвращаемся к стойке на положении легкого смирно, при звуке “х” вновь расслабиться. Слоги “мух”, “жух”, “зух” строятся обычно с применением согласного “м” или жужжащими звуками “з” и “ж” в сочетании с гласной “у”, “о”, “а” и др.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

му-ххх,

пауза,

возврат дыхания (смирно),

мо-ххх,

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Так же строится упражнение на слогах “ма-ххх”, “мэ-ххх”, “мы-ххх”, “жу-ххх”, “жо-ххх”, “жа-ххх”, “жы-ххх”, “зу-ххх”, “зо-ххх”, “за-ххх”, “зэ-ххх”, “зы-ххх”.

Это упражнение, с одной стороны, тренирует длинный экономный выдох, а с другой — учит расслаблять мышцы. Оно нормализует работу сердца и легких при больших физических и нервных нагрузках.

После продолжительной однообразной работы, сидения в неудобной позе для снятия утомления можно сесть или лечь на спину и низким стонущим звуком произнести несколько раз это упражнение с длинным ослабевающим звуком “х”. Тело становится расслабленным, пауза — длинной. Пяти минут такого “стона” достаточно для отдыха организма, чтобы со свежими силами продолжать работу (рис. 12).

Упражнение 45. Произнесение текста по слогам. Цель упражнения состоит в отработке правильной формы и экономного выдоха без усиления и ослабления дыхания. Вначале после каждого слога следует пауза и возврат дыхания. Чтобы звучание было длительным, все слоги заканчивайте гласной, а согласные и звук “и” относите к следующему слогу,

Рис. 12

Возьмем для примера отрывок из стихотворения Бальмонта “Камыши”, в котором много гласных “у” и “о”, помогающих удерживать правильную форму:

Полночной порою

В болотной глуши

Бесшумно, чуть слышно

Шуршат камыши.

В нашем упражнении эти строки должны звучать так":

По + лно + чно+йпо + ро + ю +

Вбо+ло+тно+йглу+ши+

Бе+сшу+мно+чу+тьслы+шно+

Шу+рша+тка+мы+ши+,

* Знак ( + обозначает паузу и возврат дыхания между сочетанием звуков (слов).

Разнообразное сочетание согласных, после которых нужно сразу хорошо построить форму гласных, тренирует спокойное, ровное образование слогов. Продолжительность звука определять собственным чувством меры.

После двух месяцев тренировки вы сможете произносить на одном дыхании не слог, а целое слово при плавном, ровном произношении связных слогов, с задержкой на ударных гласных (по тексту они выделены заглавной буквой).

Полн0чной+пор0ю+

В бол0тной+глуши+

БесшУмно +чутъ слЫшно+

ШуршАт+камышИ+

И наконец в конце учебного периода возврат дыхания берется после каждой строчки, объединяя слоги двух-трех слов, с задержкой на главном ударении. Это достигается, как правило, через 3—4 месяца тренировки с данным текстом.

Полночной пор0ю+

В болотной глушИ+

Бесшумно, чуть слЫшно+

Шуршат камышИ+

Упражнение 46.Соединение жужжания со звуком “м”. Каждый из этих звуков строится в разных формах, причем оба резонируют в груди, а “м” служит как бы продолжением “ж” и “з”. Начинать жужжание надо в низком регистре. Как вы знаете, звук “ж” образуется при слегка вытянутых, немного раскрытых губах и сжатых зубах. Затем, сомкнув губы и собрав их к центру рта, разжимайте челюсти и произносите звук “м” еще ниже, чем жужжание. В конце звучания небольшим, но резким раскрытием рта как бы сбрасываете звук “м” с губ.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма ж),

жжж-ммм (резко ррервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания (форма ж),

жжж-ммм (резко прервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания,

жжж-ммм (резко прервать звук “м”),

пауза, возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение 47. Таким же образом переводим в звук <м” жужжание на звуке “з”. Звук “з” хорошо образуется на полуулыбке. Для перевода его в звук “м” следует опять собрать губы к центру рта и разжать челюсти; на эвуке “м” необходимо понизить тон и в конце резко :бросить звук, как и в предыдущем упражнении.

Плавные переходы и одинаковое резонирование получается только при точной перестройке формы зева и губ. Поэтому упражнение нуждается в частой и внимательной тренировке.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма з),

ззз-ммм (резко прервать звук “м>”),

пауза,

возврат дыхания (форма з),

ззз-ммм резко (прервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания,

ззз-ммм,

пауза,

возврат дыхания,

Пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение 48.Соединим произнесение слогов “ж-м”

И “3-М”.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка (форма ж),

жжж-ммм (резко прервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания,

ззз-ммм (резко прервать звук “м”),

пауза,

возврат дыхания

(и т. д. 2—5 раз),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение 49. Когда дыхательная мускулатура окрепла, упражнения усложняются последовательным чередованием звуков “жж-мм-зз-мм”, Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная сгойка (форма ж),

жж-мм-зз-мм,

пауза,

возврат дыхания,

жж-мм-зз-мм,

пауза,

возврат дыхания,

пауза, возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение 50. Тренировка экономного выдоха при пр )изнесении текста с задержкой согласных. Особенно- ть упражнения в том, что делается задержка на опре-де юнных согласных, формируя гласные на зевке при пл. вном выдохе.

Неторопливо произнесите первые гласные, затем заде;>житесь на согласных “с” и “з”, потом плавно пере-йд> те к следующей гласной, следя за правильностью ее формы. После каждого слова следует пауза, возврат дыхания (знак -^- обозначает паузу). Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стоика,

Осса+усселась-г-на носсу^ Оссу+на ссуь+я+принессу^^ Косса+коссига+по овссу ^ Козза+коссигась+на коссу.

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

f Первоначально полезно отработать отдельные слова “оса+коса”. Чтобы на целое слово хватало дыхания,

гласные и согласныь ь длинные словах произносятся несколько скорее, чем в коротких. Например, “усселась” проговаривается быстрее, чем “осса”. Все звуки, особенно задержанные согласные, должны звучать упруго. Переход от согласных к гласным и обратно делается плавно, без толчков.

Ошибки. Задержавшись на согласной, выполняющие упражнение часто строят неправильную форму гласной, и это сразу нарушает плавность выдоха. Если эти переходы не ощущаются, следует первое время выполнять упражнение перед зеркалом.

Вначале многие часто забывают задерживаться на нужных согласных. Поэтому первое время следует текст обязательно прочитывать, обращая внимание на выделенные звуки и потренировать отдельные слова.

Упражнение 51. Тренировка экономного выдоха и мускулатуры губ. Чем четче и яснее произносится текст, тем экономнее дыхание. При вялом, невнятном произношении включается ненужное придыхание, и запас воздуха истощается быстрее. Для тренировки экономного дыхания будем очень плотными губами произносить короткие звуки “бб”, присоединяя их к слогам “Бу”, “By”, “Гу”, “Ду”, “Жу”, “Зу” и так все согласные с буквой “у”. Первый слог произносим на форме зевка, затем плотными губами, подвернутыми под зубы, в момент открытия рта произносим короткие звуки “б” несколько раз подряд на одном дыхании.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма зевка),

Бу-б-б-б-б...

пауза,

возврат дыхания,

(и т. д. 2—3 раза со слогами By, Гу и др.),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

То же упражнение можно выполнять со звуком “п”, Упражнение 52. После освоения упражнений со звуками “б” и “п” можно переходить к соединению этих

звуков в одном упражнении.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания (подготовка формы зевка),

Бу-б-б-б-б..,

пауза,

возврат дыхания (подготовка формы зевка),

Ву-п-п-п-г-з...

пауза,

возврат дыхания (подготовка формы зевка),

(и т. д. 2—3 раза с использованием слогов Гу, Ду, Жу...),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Ошибки. Ненужное укорачивание первых слогов “Бу”, “By”.,, мешает плавности и четкости звучания последующих звуков. Появляется ненужное их акцентирование, что мешает тренировке экономного выдоха. Первое время следует произносить звук “у” более протяжно. Чрезмерная громкость ззучания также мешает экономному выдоху, используйте средний по силе звук.

Упражнение 53. Тренировка экономного выдоха на смехе. Попробуйте сказать на форме зевка протяжное “да” и затем вслед коротко бросить “ха-ха-а-а” так, чтобы последнее “а” протянулось. На каждом слоге “ха” вы как бы сбрасываете дыхание, но так, чтобы оставшегося воздуха хватило на произнесение следующих звуков “ха” и протяжного “а”. Дыхание, как всегда, не должно при этом тратиться до конца.

При выполнении этого упражнения очень важно держать форму зевка и точно рассчитывать толчок дыхания. Для этого представьте, что вы очень важный, самодовольный человек и потому смеетесь как бы свысока, сдержанно и снисходительно. Все “да-ха-ха” должны быть сказаны очень открытым ртом на низких тонах, причем первое “да” имеет хорошую опору звука. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания (форма зевка),

да-ха-ха-ха-а,

пауза,

возврат дыхания (форма зевка),

(и т. д. 3—4 раза),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

Вольно.

Упражнение 54 тренирует экономный выдох при смехе разной высоты звука. Сначала проговариваете длинное отправное “два”. Если мы смеемся медленно и важно берем “дав” на низком тоне, то рот сильно прикрываем при произнесении последующих звуков “ха”, а губы не расползаются в стороны. Когда же хотим смеяться звонко и высоко, то говорим “два” как бы удивленно и на звуке “ха” очень широко открываем рот. При смехе на высоких тонах брюшной пресс подбирается. Напоминаем, что воздух не должен растрачиваться до конца.

Кроме “да-ха-ха-ха-а”, можно смеяться и с другими гласными: “до-хо-хо-хо-о”, “дэ-хэ-хэ-хэ-э”, “ду-ху-ху-ху-у”, “ди-хи-хи-хи-и”,

Тренировочные упражнения, выполняемые как бы на смехе, очень хорошо развивают экономное дыхание, но требуют длительной тренировки.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.