Здавалка
Главная | Обратная связь

ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



Хорошая дикция — это ясное и четкое выговарива-ние звуков. Она зависит прежде всего от правильности дыхания, активности губ, артикуляции голосового аппарата. Обладающий хорошей дикцией человек бережно

тратит дыхание, в противном случае в речи будут слышны дополнительные звуки, придыхание. Иными словами, дикционные упражнения — это еще один способ тренировки дыхания.

Упражнение 60.“Наковальня” — для выработки хорошей дикции и опоры дыхания. В основу упражнения возьмем скороговорку “От топота копыт пыль по полю летит”. Текст произносите на низких тонах, негромко, но очень упрямо и зло, как бы ударяй по каждому слогу; “от-то-по-та-ко-пыт-пыль-по-по-лю-ле-тит”. При этом не следует выделять ударные и неударные слоги. Все они должны быть ударными.

Звучание слогов эезкое и четкое. Каждый звук можно сравнить с ударом молота о наковальню, который упруго и резко отскакивает после удара. При этом должны активно работать мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, косые мышцы живота, диафрагма, а также широчайшие лъышцы спины и мышцы рук. За напряжением этих мышц надо постоянно следить.

Чтобы активизирозать всю группу мышц дыхательного и звукообразующего комплекса, кисти рук должны быть предельно напряженными. Для выполнения упражнения встаньте в основную стойку (легкое смирно), со-"ните правую руку в локте, пальцы сожмите в кулак. Раскрытую ладонь левой руки опустите до уровня пояса (это будет “наковальня”) и вообразите, что в растопыренных пальцах держите тугой резиновый мяч. Теперь резко ударяйте “по мячу” кулаком (не касаясь ладони), рука отскакивает от воображаемого предмета, как молот от наковальни (рис, 13). После того как упражнение будет освоено и вы почувствуете работу диафрагмы и основных мышц звуке образующего аппарата, скороговорку следует произносить с использованием этого приема движения рук. Основная цель этого упражнения — научиться четкой дикции, а также автономному управлению работой отдельных групп мышц для организации правильного диафрагмального дыхания. Известно, что среди дыхательных мышц, принимающих участие в акте дыхания, диафрагма играет ведущую роль. При увеличении окружности груднои клетки на один сантиметр легких входит 200 миллилитров воздуха, а сокращение диа-

<

Рис, 13

фрагмы и снижение ее купола только на один сантиметр позволяют вдохнуть уже 350 миллилитров.

Итак, каждый слог скороговорки произносите негромко, но четко и упрямо,без излишнего напряжения. Когда правая рука, ударяя, отскакивает от воображаемой пружины (левой руки), то одновременно раздается очередной звук: удар — слог, удар — слог... При этом обратите особое внимание на то, чтобы в области гортани и носоглотки не было зажимов, воздух проходил свободно. Мышцы лица и губ находятся в естественном слегка расслабленном состоянии. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка (форма зевка),

пауза, возврат дыхания,

то,

пауза,

возврат дыхания,

по,

пауза,

возврат дыхания,

та,

пауза,

возврат дыхания,

(и т. д. всю скороговорку),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Тон должен быть очень сдержанным, даже медленным. Сначала после каждого удара-слога выдерживаем паузу и соответствующий возврат дыхания. Затем на одном дыхании проговариваем 2—3 слога. И лишь после нескольких месяцев тренировок весь текст повторяется один, затем два раза подряд. При этом ни в коем случае нельзя терять четкость выговаривания. Пауза и возврат цыхания осуществляются тогда, когда возникает естест-эенная потребность вдохнуть. Это очень важное упражнение следует выполнять периодически для укрепления мышц диафрагмы.

Ошибки. Слово “:короговорка” заставляет некоторых забывать о цели и характере упражнения, они начиают гнаться за быстротой, нарушая четкость произношения и опору дыхания, В этом случае полезно совсем зэмедлить темп и обязательно присоединить жест, о котором мы говорили.

Некоторые занимающиеся при выполнении упражнения даже в медленном темпе выделяют только ударные гласные, забывая, что все слоги должны звучать одинаково четко. В этом случае тоже помогает жест: упругий, равномерно отскакивающий удар кулака выравнивает произношение звука.

Упражнение 61.После “пффф”, паузы, возврата дыхания повторяйте несколько раз подряд на одном дыхании сочетание слогов “гтуптоптаптэпти”. Стремитесь предельно четко выговаривать все слоги, связывая их в одно слзво с ударением на первом “пту”. Помните, как в упражнении 45(“Камыши”), ударение отмечалось не усилением звучания, а удлинением звука. Ведь в обычном разговоре мы не выкрикиваем ударные слоги, а как бы

Рис.14

слегка затягиваем их произношение. Прислушайтесь:

“шкоола”, “книига”... Наше слово “птууптоптаптэпти” надо произносить также, слегка удлинив первый гласный звук “у”.

Для четкого звучания слогов в дикционных упражнениях прибегать к “зевку” не нужно. Успех достигается за счет активного движения центра губ, плотного их смыкания и размыкания (рис, 14), но не растягивания или широкого, “размашистого” открывания рта.

Итак, ваша задача повторять слово “птууптоптаптэпти” на одном дыхании при хорошей дикции. Начинайте упражнение в медленном темпе, внимательно прислушиваясь, четко ли звучат гласные и согласные, правильно ли чередуются ударные и неударные слоги. По мере того как будет улучшаться дикция, можно ускорять темп и количество повторений на одном дыхании. Говорить надо на низких нотах, негромко, как всегда не растрачивая до конца воздух. Важно своевременно возвращать дыхание и сохранятьего ритм. Ни в коем случае нельзя пренебрегать качеством произношения ради скорости. В начале обучения можно довольствоваться средним темпом, добиваясь ясности произношения при небольшом количестве повторений звуков.

Схема упражнения;

выдох-пффф, пауза,

возврат дыхания (основная стойка).

птууптоптаптэптиптууптоптаптэптиптуу (до естественной потребности возврата дыхания).

пауза,

возврат дыхания,

птууптоптаптэптиптууптоптаптэптиптуу...

пауза,

возврат дыхания,

птууптоп"аптэптиптууптоптаптэптиптууу...

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания

вольно.

Слоги повторяются несколько раз подряд, но так, чтобы не было до конца истрачено все дыхание и без усилия можно было сделать еще паузу, возврат дыхания и вновь повторить цикл.

Вначале упражнение не следует выполнять более2 раз подряд, иначе ослабевает внимание и страдает ДИКЦИЯ.

Ошибки. Ударения делаются на каждом слоге, и тогда они начинают звучать разрозненно: пту, птб, пта... ведь мы имеем дело не с отдельными слогами, а с целым словом, в котором под ударением только первая гласная. Произнесите слово несколько раз, преувеличив задержку первого слога и более слитно произнося все остальное: птуууптоптаптэптиотуууптоптаптэптиптууу...

Неверно, связывая слоги в слово, перемещать ударение на гласную “и”, отмечая при этом иу” не задержкой, а резким акцентом. Неправильно произносить “птуптопта-п и”... Исправлять так же, как и первую ошибку.

Ошибочно, когда при произнесении звука “а” широко открывается рот и звук “выливается”, нарушая ровность звучания всего сочетания слогов, а вместо звука “э”

произносится звук “е” (при этом губы непроизвольно растягиваются в стороны, нарушая четкость дикции).

Случается также, что в стремлении повторить слово как можно большее количество раз занимающийся тратит дыхание до конца. В итоге постепенно исчезает четкость произношения, ослабляется опора звучания, пауза перед возвратом дыхания сокращается до предела и воздух хватается судорожно с резким поднятием груди и плеч. Это самая неприятная ошибка, так как в таком случае не только не вырабатываются хорошая дикция и экономный выдох, но и утрачивается навык трехфазного дыхания.

Распространенная ошибка состоит еще и в том, что человек, правильно чередуя слоги, сливая их в слово, повторяет его слишком вялыми губами. Тогда вместо звука “пт” слышится звук “фт”, вместо “птаптэпти”— что-то вроде “фтафтэфти”. Значит, нужно активнее артикулировать губами при произнесении звуков, несколько замедлив темп, но не нарушая целостности слова.

В дикционных упражнениях важно достичь такого дыхания, когда возникает чувство, что повторять слово или фразу вы можете до бесконечности. Это и есть точный показатель экономного дыхания.

Упражнение 62. Звуки будем произносить так же, как и в предыдущем упражнении. В объединенных слогах “ткууткоткаткэтки” тщательно выговариваем гласные, но к ним добавляем не менее трудные для произношения согласные “тк”. Все слоги надо проговаривать слитно, слегка удлиняя первый и тщательно выговаривая трудное сочетание согласных. Начинайте с медленного темпа, ускоряя его постепенно в течение года обучения. Добивайтесь того, чтобы смогли повторять все слоги три раза и более на одном возврате дыхания. Длительность естественного звучания без насилия на одном вдохе является оценкой качества тренированности диафрагмы.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

ткууткоткаткэткиткууткоткэткитку...

пауза,

возврат дыхания,

ткууткоткаткэткиткуутко,.

пауза,

возврат дыхания,

ткууткоткаткэткиткуутко...

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Ошибки. Кроме ошибок, указанных в упражнении 61, занимающиеся часто допускают еще одну: вместо слога “ткэ”, говорят “тке”, растягивая при этом губы. Надо тщательно следить за точностью произношения этого слога, в этом упражнении нет звука “е”, есть только “э”.

Упражнение 63. Когда слоги “птуптоптаптэпти” и “ткуткоткаткэтки” начинают звучать четко, непринужденно и подвижно, усложним задание. Напишем все согласные буквы по алфавиту, присоединим к каждой из них гласную “у” и добазим “ткуткоткаткэтки”, распределив их в определенной последовательности.

Буткуткоткат кэтки Вуткуткоткаткэтки Гуткуткоткаткэтки Дуткуткоткаткэтки Жуткуткотка гкэтки Зуткуткоткаткэтки Куткуткоткаткэтки Луткуткоткаткэтки Муткуткотка-кэтки Нуткуткоткачкэтки

Путкуткоткаткэтки

Руткуткоткаткэтки

Суткуткоткаткэтки

Туткуткоткаткэтки

Футкуткоткаткэтки

Хуткуткоткаткэтки

Цуткуткоткаткэтки

Чуткуткоткаткэтки

Шуткуткоткаткэтки

Щуткуткоткаткэтки

Тренировку начнем в медленном темпе. Будем присоединять слово “ткуткоткаткэтки” к слогам первого столбца, произнося все слово на одном дыхании. Постепенно по мере удлинения выдоха будем захватывать слоги из второго столбца. Но не следует проявлять поспешность за счет потери четкости дикции и ровности дыхания.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

БуткуткоткаткэткиВуткуткоткаткэткиГуткуткоткаткэтки...

(Все слово проговаривается на одном дыхании, не израсходовав его до конца), возврат дыхания,

(и т. д, 1—2 раза),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение 64. Теперь присоединим к каждому слову из упражнения 63 еще одно слогосочетание “птупто-птаптэпти”. Получится, например, слово “Буткуткоткат-кэткиптуптоптаптэпти”. При выполнении упражнения будем захватывать вначале несколько слогов из первого столбца, затем весь столбец, а по мере развития длинного выдоха — и последующие слоги из второго столбца. Как всегда, нельзя растрачивать дыхание до конца. Помните, длина выдоха развивается постепенно за счет правильного выполнения всех трех фаз.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка,

БуткуткэткаткэткиптуптоптаптэптиВуткуткот-каткэткиптуптоптаптэ...

(и еще 1—2 слога из столбца, на одном дыхании), пауза, возврат дыхания,

(и т. д, 1—2 раза),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Еще раз напоминаем: не спешите, главное — четкая дикция и ровное дыхание.

Ошибки схожи : ошибками в упражнениях 61 и 62. Способы их устранения те же.

Упражнение 65. Отработка дикции в стихотворном тексте. При произношении текста зевковую форму следует применять только на ударных гласных первого и последнего слова фраэы. Они задерживаются дольше, чем не ударные. Все остальные слова и слоги произносите более легким и тихим звуком, без задержек, с активным движением губ, но без растягивания их в стороны.

Вспомним стихотворение А. С. Пушкина “Зимний вечер”. Обозначим в тексте заглавными буквами ударные слоги, на которых следует строить форму губ и зевка, задерживая внимание, и подчеркивать их звуком. Все стихотворение следует произносить на ровном дыхании, Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка,

БУря мглою небо КРОет, ВИхри снежные круТЯ, ТО, как зверь, она заВОет, ТО заплачет, как диТЯ, ТО по кровле обветШАлой

ВДРУГ соломой зашуМИТ,

ТО, как путник запозДАлый,

К НАМ в окошко застуЧИТ.

Пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Проговаривая текст, слова надо произносить, как всегда, “таинственно”, внимательно следяза дикцией. Если гласные построены неправильно, то сразу нарушится плавность произношения, выдох будет неровным и воздуха на весь текст не хватит.

Упражнение 66.

Еще одна задача упражнения — произнести на одном выдохе возможно большее количество слов, естественно, не растрачивая при этом дыхания до конца.

Все знают наизусть стихотворение К. И. Чуковского “Федорино горе”. Прочтем очень четко, без остановок, в умеренном темпе, на одной интонации первые четыре строчки:

Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла.

После паузы и возврата дыхания читаем следующие строки:

Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Испугалася коза, Растопырила глаза.

И опять после паузы и возврата дыхания — последние две строчки:

“Что такое? Почему? Ничего я не пойму”.

Постепенно будем наращивать темп произношения, не теряя четкости дикции. Увеличиваем и количество строк, произнесенных на одном дыхании. В конце первого года тренировок можно выработать способность яа одном дыхании прочесть весь текст.

Если вам удалось четко, в едином темпо-ритме, при хорошей дикции, сез усилий, легко на одном дыхании прочитать приведенные 10 строк трижды как одно стихотворение, значит вь научились владеть диафрагмой, эко номно расходовать запас воздуха, достаточно укрепили все мышцы дыхательного и звукообразующего комплекса.

Упражнение 67. Выразительное чтение в движении. Хорошо известно, что во время прыжков, бега, различных поворотов корп/са и т. д. качество речи, а тем более пения резко ухудшается: появляются одышка, придыхд ние, нарушается плавность произношения и выразительность звуков. Однако человек с развитой дыхательной мускулатурой в таких условиях может, как правило, говорить и петь достаточно долго, не сбивая дыхания.

Развитию этой способности служит предлагаемая серия усложняющихся упражнений. Для тренировки будем опять использовать стихотворение Чуковского “Скачет сито по полям” или другие подобные ему ритмичные стихи.

Приступать к выполнению упражнений следует не ранее чем через пэлгода тренировок по овладению трехфазным дыханием. Только после того,как трехфазноедыхание станет цля вас естественным, привычным, приступайте к вырази гельному чтению сдвижениями.

Начнем с самого лэгкого упражнения. Выберите удобный для себя медленный ритм движения и выполняйте иаги на месте. Одновременно читайте выразительно екст: “Скачет сито по полям...” Обязательно соблюдай-е трехфазность дыхания. Упражнение выполняется так:

шаг — слог, шаг — слог и т. д. В этом случае на носовой возврат дыхания и паузу остается очень мало времени. Так должно быть, иначе длинная пауза нарушит ритм и выразительность чтения.

После того как вы будете читать стихотворение выра-

зительно и ровно, дыхание не будет сбиваться, ускорьте ритм шагов. При этом соответственно ускорится и ритм произнесения текста.

Не забывайте основное правило: пффф — пауза — возврат дыхания выполняются в начале каждого упражнения и после окончания. Этот трехфазный цикл можно повторить несколько раз для отдыха.

Овладев выразительным чтением во время ходьбы на месте, начинайте выполнять различные движения корпусом и руками. Например, так же, как это делалось в упражнении с произнесением звука “с”. Только вместо одного звука “с” надо ровно и выразительно произнести стихотворный текст. Обратите внимание, что в отличие от упражнений с шагами на месте, где ритм движения и произнесения текста совпадают, в этом упражнении ритм речи и ритм движения различны. Лучше, если ритм движений в этом случае будет медленнее, чем ритм речи.

И наконец, последнее упражнение этой серии, достаточно точно показывающее степень развития вашего дыхательного аппарата. Это прыжки на месте. Прыгать можно на одной ноге, на двух, с поворотами и т. д. Только вначале следует произносить каждое слово стихотворения в ритме прыжка: прыжок - слово, прыжок — слово и т, д. Упражнение очень трудное, так как слова как бы “вытряхиваются”, а потому не звучат ровно и выразительно, Ваша задача добиться того, чтобы каждое слово, а значит, и все стихотворение звучало ровно, с интонацией.

Не спешите произнести сразу все стихотворение. Можно ограничиться пятью, шестью строчками, постепенно доводить произнесение всего упражнения за один раз. После окончания упражнения выдохните несколько раз на “пффф”. Не забывайте соблюдать трехфазность дыхания.

Последнее упражнение можно еще усложнить, рассо-гласовав ритм речи и движения: прыжки выполняются в своем ритме, а речь льется плавно и выразительно, так, будто читаете текст, стоя на месте.

Подчеркнем, что совмещение движения со звукообразованием заставляет напрягаться диафрагму, вниматель-

но следить за плавностью звучания, то есть выдоха, активно использовать речевой аппарат, дикционно четко произносить текст. И|-ыми словами, упражнения на выразительное чтение с движениями концентрируют в себе все требования, которые предъявляются к развитому дыхательному аппара"у в системе трехфазного дыхания,

Заключение

Вы уже прочитали книжку до конца, пока бегло для ознакомления. Может, попробовали выполнить некоторые упражнения? Трудно, сложно... Не огорчайтесь. Книжка рассчитана на достаточно продолжительный курс самостоятельных занятий. Цель ее, как вы уже знаете, выработать стереотип правильного трехфазного дыхания. Точнее, вернуть себэ навык этого естественного дыхания, которое оказалось утраченным в круговерти жизни.

Упражнения разносторонне и тщательно прорабатываютвесь дыхательный аппарат. Они расположены в каждом разделепо нарастающей сложности, поэтому осваивать их надо послэдовательно, одно за другим. Подробное описание помэжет вам правильно выполнять каждое упражнение, контролировать его, исправлять возникающие ошибки.

Каков же порядок занятий по этой книге?

Самое главное — это освоение принципа трехфазного дыхания. Оно должно стать привычным, чтобы прибегать к нему во всех случаях, когда организм утомляется: физическая работа, бег, выступление в аудитории, участие в хоре...

Представьте, что вам пришлось добежать до отходящего автобуса и вы запыхались. Такого не случится, когда будет успешно освоен весь курс дыхательных упражнений. А пока вы заскочили в салон и не можете отдышаться... Немедленно сделайте беззвучный выдох-пффф, задержите дыхании и дождитесь возврата дыхания, так 3—4 раза, после чего самочувствие улучшится. То же самое можно проделать при нервном перенапряжении.

Ограничиваться выполнением одного только первого упражнения не следует, потому что все остальные служат для укрепления дыхательного аппарата и для выработки рефлекса правильного трехфазного дыхания.

Для каждого занятия можно выбрать по 2—3 первых упражнения из всех разделов. После того как вы стали выполнять их правильно, без ощущения внутренних зажимов и неудобств, можно переходить к следующим упражнениям из этих же разделов. Не обязательно осваивать одновременно все разделы, можно тренироваться в последовательности изложения материала в книге. Попробуйте разные варианты и выберите удобный для вас. Важно, чтобы занятия доставляли удовольствие, были необременительными.

В день можно выполнять по 3—4 упражнения. Больше нецелесообразно, так как потеря внимания приводит к ошибкам и наработке неправильного стереотипа. Всегда начинайте тренироваться с упражнения № 1: выдох-пффф, пауза, возврат дыхания. Им же завершайте занятие.

Интенсивность выполнения упражнений индивидуальна, в день 2—3 раза по 10—25 минут утром, днем, вечером. В те дни, когда почему-либо занятие пропускаете, обязательно найдите возможность выполнить 3—4 раза в день трехфазный цикл: выдох-пффф, пауза, возврат дыхания. Во время отпуска нагрузку можно увеличить прежде всего за счет упражнений на форму зевка и опору дыхания.

Приведенные упражнения осваиваются долго. Однако уже после полугода регулярных занятий ваше дыхание заметно улучшится. Вы научитесь использовать трехфазное дыхание для снятия утомления, нервного напряжения, нормализации сердцебиения и т. п. У вас улучшится самочувствие,красивее зазвучит голос.

Не жалейте времени на работу по самосовершенствованию. Желаем вам успехов!!!

Аникеева 3. И. Нарушения с восстановительным лечениемголоса у вокалистов. — Кишинев, 1985.

Кокосов А. Ч., Стрельцова Э.В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных заболеваниями легких ^ сердца. — Л., 1981.

Лобанова С. Г. Правильное дыхание, речь и пение М, 1923.

Лукьянова iE. А. Дыхание в хореографии. — М., 197

Лукьянова [:. А. Как конструировать дыхание // Спос:' тивная жизнь России — 1982. — № 1, 2, 3, 6, 7.

Лукьянове =. А., Сергиенко В. П., Ермолаев О. Ю. Учитесь правильно дышать //' Спортивная жизнь России. — 1986. — № К), 11, 12-

П о п о в а Е. Я. Основы обучения дыханию в хореографии. М., 1968.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.