Организационный моментСтр 1 из 7Следующая ⇒
Предисловие Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. Особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений и тем самым выравнивания речевого развития детей-логопатов до возрастной нормы. Необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, то есть по формированию правильного произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении в рамках работы во время занятий и частично в свободное время. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановка звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические дефекты речи, и представляет методические разработки логопедических занятий по постановке и автоматизации звука [Л]. Нами была разработана система автоматизации звука [Л],так как это наиболее частая речевая патология. В работе мы предлагаем выдержки из системы коррекционных занятий. Материал, предложенный в пособии, занимателен, доступен и рекомендуется как специалистам, так и родителям. Звук [Л] Постановка звука [Л] Цель. Постановка звука [Л]. Задачи. 1.Коррекционно – обучающие: - поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада; - учить точно и полно отвечать на вопросы; 2. Коррекционно – развивающие: - развитие логического мышления, внимания, памяти; - развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук; 3. Воспитательные: - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения. Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход. Ход занятия Организационный момент - Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай. 2. Подготовка к постановке звука [Л] - Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж? Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” - сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”. Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик” Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор” Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях! Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк” Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”. Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”. Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок. Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку. Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть. Развитие дыхания. Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать. 4. Постановка звука [Л] - Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.
Физминутка Раз — присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться (потянуться) Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны) 6. Задание на логику Игра “Четвертый лишний” (работа по картинкам). Пароход, лодка, самолет, парусник. Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро. Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|