Специфические критерии экономической эффективностиСтр 1 из 6Следующая ⇒
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ. КРИТЕРИЙ ШЕРДАНИ В статье автор рассказывает о методе комплексного анализа и сравнения экономической эффективности интернет-магазинов, способе прогнозирования их развития, формулирует понятие «критерия Шердани» — показателя экономической эффективности. Статья будет интересна как владельцам интернет-магазинов, так и бизнесменам, планирующим инвестировать в предприятия онлайновой торговли. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интернет, веб, онлайн, магазин, торговля, коммерция, продажа, шопинг, ретейл, рынок, маркетинг, товар, принцип, показатель, критерий, коэффициент, анализ, сравнение, эффективность, прибыль, оборот Алан Шердани (Alan Sherdani)— основатель и директор студии дизайна и высоких технологий VINCINELLI. С 2003 года профессионально занимается реализацией комплексных интернет-проектов с применением передовых веб-технологий, а также исследованиями е области оптимизации бизнес-процессов и организации «гуманистического менеджмента» (г. Москва) Введение Онлайновая коммерция ^перестала быть просто перспективным средством продаж, предметом обсуждения маркетологов и чьим-то локально успешным или неудачным опытом. Сегодня интернет-магазины — это эффективный способ продаж, представляющий собой реальную угрозу для обычных магазинов. Рассмотрим российский рынок электроники, бытовой и компьютерной техники. Объем прб-даж в России составляет $30 млрд в год. Доля интернет-розниды, по некоторым оценкам, достигает 10% [1]. На сегодняшний день конкуренция между онлайн-магазинами в этом сегменте рынка становится все брлее жесткой ввиду увеличения количества продавцов и стирания границ между УТП каждого из них. Дело в тон что, например, на долю интернет-ретейла ноутбуков приходится 9,5%. Примерно такую же до^ю занимает интернет-ретейл и в объемах продаж плазменных и ЖК-телевизоров, ЖК-мониторов, чуть меньше — проекционных телевизоров, аудио- и видеотехники [1]. Можно суверенностью
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА 02(44)2008 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ. КРИТЕРИЙ ШЕРДАНИ утверждать, что доля продаж через Интернет будет расти с каждым годом. В условиях жесточайшей конкуренции некоторые из интернет-магазинов идут по дороге улуч-шения качества клиентского сервиса, другие пы-таются сделать процесс покупки более быстрым, оптимизируют интерфейс и дизайн веб-страниц, третьи .стараются снизить цены на аналогичные товары; полагая, что этот фактор привлечет большее количество покупателей. Подобные решения владельцев интернет-магазинов носят интуитивный характер и/или основываются на поверхностных маркетинговых исследованиях. В связи с этим мы решили посвятить статью методике комплексного анализа, сравнения и прогнозирования экономической эффективности интернет-магазинов. В качестве примеров, демонстрирующих применение теоретических положений на практике, рассмотрена работа трех интернет-магазинов из «проблемного» сектора бытовой техники и электроники: «Холодильник.ру» (рис. 1), «Эльдо-радо.ру» (рис. 2) и «Техника.ру» (рис. 3). На первый взгляд взаимодействие с каждым из них покажется схожим — даже после того, как вы закажете товар и получите вовремя свою покупку. С целью рассмотрения проблемы с научной точки зрения и формулирования корректного вывода об экономической эффективности того или иного интернет-магазина, написана эта статья. Специфические критерии экономической эффективности Для того чтобы охарактеризовать и выразить количественно эффективность интернет-магазина в области его функционирования, необходимо Рис. 1. Главная страница сайта «Холодильник.ру»
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ ■ 02(44)2008 Шердани А. Рис. 2. Главная страница сайта «Эльдорадо.ру» Файл Правка Вид Избранное Сереж Справке & ** : Адрес Щ\
, а., ши.„г.а.
ввести понятие специфического критерия экономической эффективности, или просто специфического критерия. Безусловно, говоря о нормальной работе предприятия онлайн-торговли, следует учитывать множество различных факторов, связанных с организацией интернет-магазина с точки зрения маркетинга, программно-технической обеспеченности, функциональности, клиентского сервиса и т.д. С тем чтобы вывести конечное количество критериев, сформулируем необходимые условия их существования. Задача специфических критериев — проиллюстрировать характерную составляющую в деятельности интернет-магазина, оказывающую влияние на его экономическую эффективность в целом. Это определение рассматривается как достаточное условие существования критерия, которое можно назвать условием уникальности. А степень «конкретного влияния» критерия на общую экономическую эффективность веб-магазина — удельным весом критерия, измеряемым в процентах. Необходимым условием существования критерия является его независимость от других критериев (условие независимости). Таким образом, используя описанные условия уникальности и независимости, нам удалось сформулировать девять специфических критериев эконо-мической эффективности интернет-магазкна. Значения специфических критериев м|эгут варьироваться от 0 до 1Q0. Оценку рекомендуем производить по следующей схеме: значение критерия в диапазоне от 85 до 100 единиц —* отличное, от 70 до 84 — хорошее, от 55 до 69 — нормальное, до 54 — критическое.
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ Щ 02(44)2008 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ. КРИТЕРИЙ ШЕРДАНИ Рис. 3, Главная страница сайта «Техника.ру» Вид Избранное Сервис Справка » Ддк -—— ~&=~ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН л »*;} 080-5 "*~30 пи сб eco^oooiвс 9001 о бЫТОвО Т if ИДЯ ] О КОМПАНИИ J ДО~Т« >Д1 ОПЛ UTi» I K-PKCflFH-VTb АКАЗ | СЕРВИС ЦЕНТР ( "КОР ИНА
Холодильники и морозильники Нчпр мер] холодильник Пиоер СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕ.ЦЛОЖЕНИЯ . .Тепловая текника по суперцемй!.! ' - - ■ гграиваеиые однокамерные жшодипьники Uebherr
телевизоры, DVO бытовая технш?4дпя кухни м Во и^ч/ гнимзнию
Критерий пользовательской доступности Этот критерий учитывает степень «дружественности» интерфейса, доступности меню и навигации, сбалансированности дизайна веб-страниц. Очень важно, чтобы пользователь, попав на веб-страницы интернет-магазина, смог сразу же разобраться в интерфейсе, найти необходимый товар и совершить покупку. Обозначим критерий пользовательской доступности как U (от англ. usability — «удобство пользователя»). В качестве количественной интерпретации значения критерия U предлагаем использовать оценочную шкалу в 100 единиц. Оценка пользовательской доступности интернет-магазина должна быть произведена экспертами в области веб-дизайна. Соответственно, чем больше удастся собрать мнений экспертов, тем объективнее будет вывод. Удельный вес критерия пользовательской доступности предлагаем считать равным аи - 0,07, или 7%. Это означает, что мы считаем, что 7% суммарной экономической эффективности интернет-магазина зависит от сбалансированности дизайна его веб-страниц и логичности интерфейса. Этот и последующие коэффициенты удельного веса специфических критериев мы определяем из собственного профессионального опыта в области электронной коммерции, а также из последних публикаций об интернет-магазинах [1; 2]. Теперь рассмотрим критерий U в контексте трех выбранных нами примеров интернет-магазинов. Выводы и комментарии представлены в табл. 1.
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ ■ 02(44)2008 Шердани А. Таблица 1.Сравнение интернет-магазинов по критерию пользовательской доступности Интернет-магазин Критерий U Комментарии Меню логичное и понятное, но цветовая палитра веб-сайта слишком контрастна: темно-синяя тяжеловесная плашка с меню, кричащие красные, оранжевые плаш- Холодильник.ру 60 ки сильно контрастируют с белым фоном. Все это бьет по глазам и на уровне под- сознания раздражает посетителя. Путь от главной страницы до конкретного продукта затянут. Российскому посетителю более привычны и понятны растягивающиеся на весь экран монитора веб-сайты, поэтому этот зафиксированный по ширине сайт выглядит слишком зажатым и неудобным. Контенту явно тесно на веб-страницах. Эльдорадо.ру . 50 В добавление ко всему дизайнерские элементы, состоящие из ярко-красного и черного цветов, выглядят слишком агрессивно. Кроме того, постоянно мелькают анимированные баннеры. Посетитель будет чувствовать себя неуютно в этом интернет-магазине. Веб-страницы выглядят достаточно гармонично, однако крупная имиджевая кар- Техника.ру 75 тинка с обилием деталей занимает самое «продающее» место на всех страницах. Интерфейс понятен. Критерий интерактивности Интернет-магазин в достаточной мере дол- жен быть оснащен интерактивными функциональными элементами. Следует различать товарные и коммуникативные функциональные элементы. К первым относятся: различные виды поиска и выбора товара (по типу, цене, бренду и т.д.), онлайн-сравнение потребительских характеристик продукции, онлайн-калькулятор (например, построение кухни в 3D и последующий расчет ее стоимости или расчет ипотечного кредита по параметрам в интернет-магазине банковского брокера). Ко вторым: форумы, онлайн-консультации, подписка на новости. Товарные функциональные элементы способствуют быстрому формированию покупки, коммуникативные — созданию постоянной аудитории. Обозначим критерий интерактивности как / (от англ. interactivity — «интерактивность»). Удельный вес критерия интерактивности определим как а, = 0,13, или 13%. С учетом допущения, что удельный вес товарных функциональных элементов в значении критерия интерактивности — 75%, а коммуникативных — 25%, предлагаем проводить расчет критерия / в соответствии с формулой (1): (1) где р, — данный товарный функциональный элемент (от англ. product — «продукт»), с, — данный коммуникативный функциональный элемент (от англ. «коммуникация»). Значения этих величин рекомендуется уста- навливать в соответствии с табл. 2. Рассмотрим значения критерия интерактивности / на выбранных нами примерах. Результаты расчета представлены в сводной табл. 3. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|