Здавалка
Главная | Обратная связь

В Хранение и переработка информации человеком



Знание физиологических особенностей работы анализаторных систем позволяет нам понять связь психики человека с внеш­ним миром, выяснить физиологические ограничения по приёму и преобразованию информации, определить основные законо­мерности функционирования первичных психологических меха­низмов работы мозга. Это существенно при решении задач про­ектирования систем и средств отображения информации, выбо­ре технических решений по организации рабочего места опера­тора, органов управления. Однако этого явно недостаточно для описания сложных психических процессов при принятии реше­ний в СЧМ.
При изучении психических явлений необходимо постоянно по­мнить об их неразрывной взаимосвязи, взаимовлиянии и целост­ности. Нет в чистом виде, например, такой категории, как «па­мять». Эти свойства проявляются в любом психическом процессе, но при изучении памяти намеренно выделяют задачи, акцентирую­щие данные свойства и позволяющие определить основные черты этого феномена. То же относится и ко всем остальным психичес­ким образованиям, вне зависимости от уровня их рассмотрения.
Анализ когнитивных процессов в психической сфере оператора строится в инженерной психологии на базе информационного подхода, в котором информационные процессы рассматривают­ся в «чистом виде», без учёта специфики их носителя, биологии и физики процессов. Это достаточно серьёзное допущение, так как оно, сильно упрощая реальную сложность работы человече­ского мозга, исключает многие существенные, важные в про­фессиональной деятельности, черты работы механизма психи­ческого регулирования. Вместе с тем наука не имеет более эф­фективных, чем информационный и системный подход, спосо­бов представления объектов организованной сложности, ккото­рым относится человек. Информационные представления позво­ляют использовать привычные для инженерного мышления ки­бернетические метафоры при анализе психики человека.
Одним из основных процессов, определяющих когнитивные спо­собности человека, является память. Она обеспечивает накоп­ление информации об окружающем мире, служит основой для реализации всех видов человеческой деятельности, обучения и развития человека. Механизмы памяти являются основой для функционирования всех физиологических и психических процессов, формирующихся в нервной системе.
Выделяют основные процессы памяти — запоминание, сохране­ние, забывание и восстановление (воспроизведение). В зависи­мости от уровня рассмотрения и выбранных оснований для классификации различают: память долговременную и кратко­временную; зрительную, слуховую, тактильную и т.д.
Память является сквозным психическим процессом и проявляет­ся во всех явлениях психики независимо от уровня их рассмот­рения. В памяти отражаются все грани человеческого опыта — не только когнитивного (познавательного), но и эмоционально-волевого. Память обеспечивает существование человека во времени, возможность использовать знания о прошедшем для построения будущего.
Для инженерной психологии конструктивно понятие «оператив­ной памяти» — способности человека к запоминанию, сохране­нию и воспроизведению информации, перерабатываемой в оп­ределённой деятельности.
Оперативная память связана с кратковременной памятью — процессом непосредственного запоминания информации, за­висящим от характера запоминаемых стимулов, вида их орга­низации, значения для субъекта осуществляемой деятельнос­ти. По сравнению с понятием «объём кратковременной памя­ти», которое подразумевает количество объектов, свободно за­поминающихся в короткий промежуток времени, понятие «объ­ём оперативной памяти» подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабаты­вающихся как поодиночке, так и между собой за этот промежу­ток времени.
Объём кратковременной памяти подчиняется закону Миллера и равен «семь плюс минус два» одновременно действующих в со­знании структурированных фрагментов опыта. Правда, заметим, что это, строго говоря, не закон запоминания, а скорее объясни­тельная форма, свидетельствующая об ограниченных возмож­ностях человеческого сознания. В последнее время кратковре­менная память критикуется многими исследователями как недо­статочно строго определённое понятие.
При рассмотрении человека как системы переработки информа­ции выделяют декларативную, рабочую и процедурную память.
Декларативную память называют также долговременной, кон­цептуальной, вторичной или семантической памятью в зависимости от контекста и вкуса автора. Именно в ней хранятся дан­ные, необходимые для операторской деятельности.
Основная функция — запоминание входной информации. Объ­ём — практически неограниченный, связанный с процессами ди­намической организации информационных процессов. Содержи­мое — семантические, пространственные, акустические, двига­тельные, временные коды.
Информационные единицы — понятия, высказывания, схемы (фреймы, скрипты). Организация — иерархическая, в виде уз­лов и связей, допускаются неточные значения, предыдущий опыт, многоуровневость. Процессы запоминания — устное на­учение (по инструкциям), перекодировка.
Рабочая память — тождественна оперативной памяти.
Процедурная память—место хранения знания о том, как что-то можно сделать. Она является разновидностью декларативной памяти, отличается наличием в ней логических правил, позволя­ющих делать выводы о необходимых действиях с информацией в тех или иных ситуациях деятельности.
Особенности памяти оператора учитывают при организации сис­тем и средств СЧМ, обеспечивающих деятельность человека. Объём информации, предоставляемой оператору в рабочих ус­ловиях, не должен превосходить актуальных оперативных воз­можностей его памяти.
Память служит основой более сложных когнитивных образова­ний, на базе которых человек организует свою деятельность.
К ним относится мышление — психический процесс, являю­щийся формой опосредованного (в отличие от непосредствен­ного восприятия) отражения. Мышление имеет обобщённый характер, предполагающий отвлечение, абстрагирование от каких-либо свойств предметов, явлений, использует функции анализа и синтеза. Выявление и обобщение отношений меж­ду предметами и явлениями мира является сущностью мыш­ления.
Инженерную психологию интересует прежде всего «оператив­ное мышление» — процесс решения практических задач, в ре­зультате которого формируется модель предполагаемой дея­тельности и операции, позволяющие выполнить её эффективно.
Основными компонентами оперативного мышления являются:
— структурирование — образование более крупных единиц действия путём связывания элементов ситуации между собой;
— динамическое узнавание — узнавание частей конечной си­туации в исходной;
— формирование алгоритма решения — выработка принци­пов и правил решения задачи, определение последовательности действий в каждом конкретном случае.
Отображение информации в СЧМ должно учитывать характери­стики мышления оператора. Для его эффективного функциони­рования необходимо обеспечить:
— полноту информации об отображаемом событии;
— краткость и чёткость сигнала;
— его правильность, отсутствие информации, влекущей к лож­ным выводам;
— форму сигнала, которая должна указывать на его связь с дру­гими сигналами;
— учёт опыта субъекта, полученного в аналогичных ситуациях.
Человек при решении тех или иных задач использует только ему присущую систему способов, приёмов действий, образующую его индивидуальный стиль. Стиль является образованием до­статочно устойчивым и часто служит характеристикой человека, отличающей его от других людей. Мы, например, часто говорим, что человек по стилю речи напоминает жителя Крыма, или Нов­города, или Вологды, подчёркивая присущие жителям этих мест особенности. Решение одной и той же задачи с равной эффек­тивностью может достигаться различными способами, одни из которых мы легко понимаем и принимаем, а другие для нас не­доступны и неудобны. Естественно, что при проектировании тех­нической среды необходимо учитывать индивидуальные особен­ности протекания процессов переработки информации операто­рами, позволяя им использовать при работе наиболее «удоб­ные» стили.

Интеллектуальные функции оператора в экстремальных условиях сильно ограничены, и техническая система должна быть спроекти­рована с учётом общего снижения требований к оператору.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.