Здавалка
Главная | Обратная связь

ИЛЛЮСТРАЦИИ В ТЕКСТЕ 17 страница



Тем не менее, несмотря на эти недостатки, эго, вероятно, — величайшее достижение человечества. Своей способностью предпринимать и выполнять сложные задачи, требующие месяцев и лет концентрированного и направленного усилия, современный человек обязан только развитию эго — сосредоточению сознания под началом «Я». Примитивный человек на это не способен. Его заинтересованность и внимание слишком легко рассеиваются: перед лицом реалий момента отдаленная цель не может представляться достаточно ясно для того, чтобы стать реальной. Без развития эго и его дисциплины был бы невозможным рост современного мышления, современной науки и современной


М.Э. Хардинг

технологии. Человеческий интеллект, по-видимому, не вырос, — во всяком случае за исторический период времени — но весьма значительно расширилась способность человека управлять им и направлять в нужное русло.

Для какого бы то ни было прогресса вообще абсолютно необходимо, чтобы свет сознания, столь рассеянный у примитивного человека, сфокусировался, а его неустойчивое внимание управлялось. Особенно впечатляет достигнутый успех при сравнении современного западного человека с примитивным аборигеном какого-нибудь удаленного острова. Способность цивилизованного человека не упускать из виду свою цель, его относительная независимость от компульсивности инстинктов и значительное количество либидо в распоряжении эго — все это свидетельствует о прогрессе, достигнутом благодаря эго-сознанию. Нынешний человек способен обеспечить себя не только тем, что может создать его собственное сознание, но и воспользоваться плодами усилий других людей. Он не ограничен тем, что может быть достигнуто в течение короткого периода собственной жизни; он может использовать приспособления и изобретения бесчисленного множества других людей, создавших и распространивших нужную информацию.

Все это действительно впечатляет. Но если мы обратим внимание на недостаточность человеческой свободы, на его зависимость от влебчений, инертность, приступы ярости и страстные желания, то увидим оборотную сторону картины, мрачную и ужасающую. Либидо, вырванное современным человеком у бессознательного и организованное под началом эго, революционизировало жизнь на земле. Но эта мощь — ничто по сравнению с необузданными силами природы, способными в один миг смести человека со всеми результатами его труда; обретенная им власть над собой только-только бросила вызов внутренним примитивным силам. Силы инстинктов и неукрощенной природы добровольно не расстаются с притязаниями на энергию, которую человек стремится присвоить; напротив, зачастую они забирают то, что эго предполагало использовать само.

Как было показано выше, «инстинкт» власти питают достижения эго-сознания, и нередко человек, пытающийся изъять часть силы бессознательных инстинктов, сам становится жертвой тех же самых непреодолимых влечений. Он не управляет тем, что, по его мнению, находится под контролем, напротив, влечения уп-


Источник психической энергии

равляют им: его волеизъявление, цели, сознательно выбранные или бессознательно навязанные, заставляют его трудиться, действовать, думать под диктовку. Человек все еще не свободен. Однако его импульсы претерпели изменение. Они больше не отличаются невинностью, присущей простой инстинктивности. Теперь, под пагубным влиянием эго, они целенаправленны, часто отравлены своекорыстием и имеют отрицательный характер. Они составляют то, что мы называем эгоизмом. Эго, казавшееся ценнейшим и самым человечным качеством индивида, утратило свою человечность и снова функционирует как нечеловеческая движущая сила.

Дальнейшее продвижение вперед, для освобождения человека от непреодолимых влечений инстинктов и последующего развития, требует усовершенствования эго и расширения его власти. Каждое поколение людей, каждый человек в своем поколении, должны заняться дисциплинированием и развитием эго. Хотя эго-комплекс и формируется спонтанно, чтобы он не оставался в варварском состоянии, необходимо поднять его до уровня сознания посредством настойчивых направленных усилий. Без этого никакие шаги в психологическом развитии невозможны. Превзойти же эго, если оно не достигнет должного состояния, нельзя. Обычно первое робкое появление эго можно наблюдать у ребенка, только-только выходящего из периода младенчества. В возрасте трех-четырех лет ребенок начинает вести себя как личность. Он говорит «Я» и постепенно понимает, что обладает внутренней властью над своими действиями. Мудрые родители или учителя подхватывают перЁые проявления эго и поощряют их. Там, где недалекий родитель говорит: «Ты должен делать это так, как я сказал», более проницательный советует: «Ты теперь уже большой мальчик, иди и сделай это сам». Меня часто удивляла реакция, которую можно получить в ответ на подобный подход даже от очень маленьких детей. В период прохождения интернатуры в больнице, я обнаружила, что, взывая к ощущению собственного «Я» у трехлетних детей, можно почти всегда добиться их содействия. Если перед безболезненным уколом сказать маленькому ребенку: «Ты уже большая девочка, ты не должна плакать», то она обычно собирается с духом и стойко выносит боль.

Воспитывать и стимулировать эго нужно в детстве. Ребенка стоит уверить, что развитие эго приветствуется, и одновременно

S - 7325


М.Э. Хардинг

научить сдерживать крайности волеизъявления, которые будут ущемлять права других. Таким образом разрешаются самые серьезные проблемы своеволия, и ребенок может набраться мужества и вступить в реальную жизнь, где львиную долю воспитания берет на себя закон причины и следствия.

С приближением отрочества эго-импульсы разделяются на два потока. Один продолжает усиливать желание власти и престижа: в это время обычно становится выраженным стремление господствовать над другими, а ощущение собственного «Я» определяется стремлением к власти. Второй поток, дающий о себе знать, направлен в сторону ослабления влияния личностного эго в пользу группы. В этом возрасте дети естественно начинают объединятся вокруг лидера, образуя группировки, команды или клубы.

Престиж группы приносит авторитет каждому из ее членов лично, тогда как индивидуальные эго-потребности, похоже, находят удовлетворение в престиже лидера. Период этого спонтанного развития современной молодежи соответствует времени инициации в возрасте достижения половой зрелости у народов примитивной культуры. С его помощью осуществляется дальнейшая дисциплинированность и совершенствование эго-импульса. Это период, когда развивающийся ребенок восприимчив к групповой культуре, и прискорбно, если удобный момент для этого типа воспитания упускается и развитие эго у молодежи пускается на самотек. Довольно часто развитие принимает асоциальное направление, тогда как при должном руководстве оно может получить толчок, необходимый для переориентации поколения от чисто эгоцентрической направленности к заботе о социальной группе10.

Ближе к концу юности обычно наблюдается еще один интересный феномен развития. В возрасте двадцати лет юноши и девушки часто проявляют интерес к безличным ценностям. Это может выглядеть как желание социальных реформ, стремление посвятить себя какой-нибудь альтруистической деятельности во благо человечества (например, социальное обеспечение или научные исследования); или выражаться в поглощенности романтической любовью идеального типа, либо любовью к поэзии, погруженностью в религию и т.п. Это выглядит так, словно в момент кульминации физического роста эго собирается вытеснить безличный принцип. Однако вскоре требования взрослой жизни возвращают юношу или девушку к необходимости зарабатывать


Источник психической энергии

средства на существование и заводить семью — цели, требующие дополнительных усилий со стороны эго и дальнейшего его развития и тренировки. А стремление заменить желания эго надличностной целью возвращается, как правило, только по прохождении зенита жизни, когда человек начинает свое нисхождение к старости и смерти.

К этому времени индивид должен понять, что для достижений, возможных под руководством эго, существуют определенные границы. Появляются признаки неудовлетворенности его властью. Затем бессознательное начинает указывать на новую область приложения сил. Человек, все еще пытающийся удовлетворить свои стремления с помощью эго и его достижений, будет оставаться таким же недовольным и несчастным, как юноша, цепляющийся за свойственные младенчеству аутоэротические удовольствия. Но если он сумеет отыскать способ пожертвовать идентификацией с точкой зрения собственного эго, то в его жизни образуется новый центр; в служении ему он сможет исследовать новые области, имеющие большее значение и ценность чем те, что доступны для эго.

Развитие эго несет с собой положительные ценности, имеющие большое значение как для созревания индивида, так и для завершения его начинаний. Наиболее важной из них является самоуважение. Вместе с ним следует назвать честолюбие положительного типа, выражающееся в желании хорошо выполнить работу, преуспеть в жизни и адекватно сыграть свою роль не только из-за ожидаемого престижа, но и во имя собственных внутренних стандартов. Эти качества связаны с ощущением себя личностью, «Я», индивидом, обладающим правами и гордостью — более того, человеком, способным занять достойное место в обществе и быть готовым защитить себя, будучи отрезанным от социальной поддержки. Индивид с достаточно развитым эго не только компетентен в преодолении препятствий внешнего мира, хорошо выполняет свою работу и социально успешен, но и может выйти из состояния инертности, которое истощает энергию при решении внешних проблем. Ибо эго — это функция, развившаяся у человека для того, чтобы справиться с первичной инертностью.

Когда индивиду удается добиться хорошей регуляции на уровне эго, он, как правило, вознаграждается не только достижением объективных целей, но и обретением престижа. Этот престиж,

8*


М.Э. Хардинг

обусловленный одобрением товарищей, в свою очередь, становится мотивом дальнейших усилий преодолеть себя и контролировать свое окружение. Казалось бы, такой человек преуспел на пути к достижению образа жизни, доставляющего удовольствие. Но обычно он обнаруживает, что вожделенные цели, издали казавшиеся столь чарующими, утрачивают свою привлекательность, оказавшись в пределах досягаемости. Поначалу он с легкостью добивается их и немедленно переходит к борьбе за достижение следующей цели, отстоящей немного далее. Возможно, ему не удается добиться своего, и честолюбие ущемляется снова и снова. В любом случае наступает время, когда каждый человек, способный к интроспекции, начинает спрашивать себя: «Какой в этом смысл? Для чего я это делаю?» Вознаграждение за предпринятые усилия не удовлетворяет честолюбия. Некоторые смиряются с судьбой, прикрываясь циничной отговоркой, что все — суета. Однако другие начинают задаваться вопросом, не были ли их усилия направлены на ошибочную цель. Возможно, искомая награда была подобна моркови, болтающейся на веревке перед носом осла, и реальная цель заключается, как говорят индусы, в самом приложении усилий, а не в «плодах деятельности?» В результате деятельности человек оказывает воздействие на самого себя и происходит внутренняя перемена. Ощущение себя личностью становится сильнее и более определенным.

В примитивных общинах существование племени или группы было более значимым, чем существование индивида, который едва ли представлял собой обособленную индивидуальную личность, о чем свидетельствует фаталистическая позиция, с которой он принимал смерть. В ходе эволюции сознания люди пришли к осознанию группы как реально существующего целого задолго до того, как они стали осознавать себя как личность. В примитивных племенах инициации периода созревания предназначены сделать мальчика или девочку членом племени; с другой стороны, религиозные мистерии более развитых общин вселяют в юношу или девушку отдельную душу, или, как говорится, превращают из животного в человека.

Сильная озабоченность личной жизнью, столь характерная для западной цивилизации, чужда народам примитивной культуры. Жителей Востока она также занимает в намного меньшей степени, чем жителей Запада. В Индии, например, господствующее религиозное учение гласит, что цель жизни заключается в


Источник психической энергии

избавлении от личностного эго посредством объединения или слияния со Всеобщим Сознанием, Атманом. Эта доктрина контрастирует с западной концепцией значения личной души. Не дает ли это ключ к тому, какая стадия сознания должна следовать за разочарованием, столь часто приходящим в середине жизни? Не должен ли новый центр сознания сменить эго — аналогично тому, как ранее само эго заменило аутос? Индусы, несомненно, изучили внутреннюю область человеческой психики намного глубже, чем мы, ибо если мы были озабочены проблемами внешнего мира, они основательно занимались вопросами души. Мы не можем перенять их учения, принять их на веру: это означало бы регрессию наших собственных сознательных достижений. Но, возможно, следуя в своем развитии по западному пути и изучая скрытые глубины психики с помощью психоанализа, мы обнаружим, что некоторые учения действительно отвечают реальным фактам.

Появление эго влечет за собой проблему стремления к власти. Ибо по мере постепенного выхода из бессознательного состояния и развития способности укрощать свою инстинктивную сущность, человек овладевает энергией, ранее присущей естественному процессу. Этот прогрессивный переход энергии происходит всякий раз, когда личность пытается познать и понять. Такой процесс продолжается как в необъятной сфере отношения человечества к миру, так и в более узкой области, затрагивающей развитие каждого индивида. Благодаря завоеванию мира и растущему пониманию законов природы человек стал обладателем несметных ресурсов и власти. По сравнению с обнаженным дикарем из джунглей, современный человек — царь.

Но ему грозит опасность забыть то, что, несмотря на свои впечатляющие достижения, он лишь едва прикоснулся к тайнам природы и ее запасу энергии. Человек все еще продолжает оставаться во власти естественных сил, неподвластных его контролю. Кроме того, завоевание внешнего мира оказалось возможным благодаря покорению собственных внутренних естественных сил; а сегодня, к сожалению, западного человека не очень интересует проблема умения владеть собой. Эти факты подробно освещены в предшествующих главах, где показано, что борьба против лености, жадности и примитивной сексуальности была, по меньшей мере, лишь половиной проблемы, возникшей перед челове-


М.Э. Хардинг

ком в его борьбе за выживание. Здесь же мы займемся вопросом о том, каким образом человек распоряжается способностями, обретенными в борьбе с природой, с одной стороны, и против непреодолимой силы собственных инстинктов — с другой.

К несчастью для человечества, эти два процесса протекали неравномерно; между ними не поддерживалось никакого равновесия. На Востоке, особенно в Индии, идеал культуры связывался с покорением природных сил внутри человека, с идеей избавления его от власти собственных инстинктов и от конфликта противоположностей. Религиозное воспитание в форме системы йоги Индии и Тибета и Дзэн-буддизма в Китае и Японии направлено на осознание психологических влияний, в норме протекающих за порогом сознания. Благодаря специальным упражнениям адепт обретает сознательный контроль над энергиями, обычно функционирующими автономно. Это сопровождается определенными психическими переживаниями, описанными в текстах как расширение сознания с избавлением от страстей и желаний, привязывающих людей к миру.

Для уроженца Запада в идее, что культура и воспитание могут опираться на такую основу, присутствует нечто весьма необычное, ибо западный человек выбрал противоположный путь в своем культурном развитии. Если жители Востока обратились внутрь, добиваясь овладения внутренней сферой, то западный человек направил свой взор вовне и разработал методику управления внешним миром. Это, соответственно, интровертивный путь и экстравертивный. Каждый из них дал человеку контроль над энергией, отвоеванной у неизвестного в природе, в самой жизни. Однако, в связи с тем, что развитие бьшо однобоким, и экстравертивные народы мало знали об интровертивном пути, а интровертивные — не интересовались экстравертивными достижениями, прогресс человечества в целом имел серьезные недостатки и представители обеих культур оставались незрелыми в том или ином отношении.

В случае западной культуры проделанная над силами природы работа высвободила энергию для эго. Однако эго идентифицировалось с обретенной властью, вызвавшей его инфляцию. Возможно, более правильным будет сказать, что сформировавшемуся эго не удалось полностью отделиться от остального бессознательного, и оно продолжало идентифицироваться с ним. С увеличением контроля над природой возрастала и инфляция.


Источник психической энергии

Внутренне человек ощущал себя творцом жизни или, по крайней мере, ее хозяином. Однако, к сожалению, это поставило это в очень неудобное положение. Ведь если оно было хозяином и ставило себе в заслугу ситуации, когда все шло хорошо, то и в случае неблагоприятного положения вещей оно должно было брать вину на себя. И так как даже сегодня, имея за собой весь опыт прошлых столетий, человек еще ни в коей мере полностью не способен управлять природой, его отягощает чувство вины и неполноценности, являющееся оборотной стороной собственного могущества.

Когда событие внешнего мира делает очевидной недостаточность его сил и понимания для предотвращения катастрофы, современный человек чувствует себя виноватым. Мы нередко слышим как кто-нибудь называет «ужасным» голод или иное несчастье — ведь с нашими техническими знаниями нужно уметь предотвращать такого рода вещи. При этом говорящий возлагает ответственность и вину на кого-то другого, но, тем не менее, предполагает, что человечество в целом должно быть способно управлять силами природы. Чувство вины оказывается еще сильнее, если несчастье обусловлено недостаточным пониманием психологических условий. В современной истории имеется пример, в значительной мере коснувшийся нас всех. Пацифистская позиция демократических государств после первой мировой войны определялась искренним желанием мира и честной игры всех сторон. Тот факт, что она потерпела крах и из бессознательного в мир вырвался разрушительный динамизм, — в немалой степени обязанный своим начальным успехом этой самой позиции пацифизма — глубоко шокировал множество людей, испытывающих вину и озадаченных тем, что в своем стремлении к миру и доброй воле их поколение на деле порождало ненависть и войну.

Это поистине отрезвляющая мысль. Но порок заключается не столько в неспособности создать утопические условия, сколько в бессознательном «божественном всемогуществе», предполагающем способность человечества построить утопию, если только оно захочет. Это предвзятое мнение зависит от инфляции эго за счет сил, берущих начало от источника самой жизни. И эго настраивается на такое всемогущество. В действительности же оно выступает лишь марионеткой в руках этих сил, и высокомерное допущение нереальной власти обуславливает в корне ошибочное отношение к жизни.


М.Э. Хардинг

Человек, переполненный чувством вины за неудачу человечества, страдает и от инфляции, но из-за отрицательной идентификации с безличными силами результат инфляции сугубо негативный. Это бывает у людей, считающих себя самыми плохими, ничтожнейшими из живущих. Подобное душевное состояние парализует все усилия и оправдывает полную инертность. «Зачем мне пытаться сделать это?» — говорит такой индивид. «Я только все испорчу. Кто-нибудь другой, кто угодно может сделать это лучше меня». Негативная инфляция мешает жить. Эго безмятежно занимает позицию отрицания. Оно никогда не берется ни за что сложное, поэтому ничему стоящему не обучается и не развивается, а индивид остается изолированным от жизни.

Отрицательная инфляция приводит к застою. Аналогичным образом и положительная инфляция, заставляющая эго чувствовать себя могущественным, господствующим и «всегда правым», также мешает жизни. Ибо личность, чье эго страдает от вторжения безличных сил, не контактирует с жизнью напрямую. Такой индивид смотрит на жизнь и ее задачи не реалистически, на уровне своих достижений, а подходит к ним с самонадеянностью хозяина. Он бессознательно идентифицирует себя с какой-нибудь известной личностью — Наполеоном, Бетховеном или Христом. Такой образ в специальной терминологии называется архетипом «мана-личности»11. Иногда предположение индивида о своем превосходстве оказывается действенным, окружающие относятся к нему с почтением, которого требует такая установка, и следуют за ним как за лидером. В этом случае он может преуспевать до тех пор, пока будет действовать его идентификация. Но сам будет оставаться недоразвитым как человек, как мужчина, ибо вместо того чтобы жить своей собственной жизнью, он живет жизнью архетипической фигуры, наделенной безличными силами. Пока идентификация длится, он владеет ситуацией; однако фактически его психика одержима, и сам он лишь в незначительной мере определяет свои поступки и мысли. Если инфляция прекратится, он останется опустошенным, разуверившимся в своих силах и беспомощным; если идентификация с сильнодействующим архетипом станет полной, он потеряет свою человечность, то есть рассудок.

Когда же предположение о собственном могуществе совсем не соответствует реальным способностям человека, оно вызывает не одобрение, а насмешку и враждебное отношение. Такая реакция


Источник психической энергии

со стороны окружающих может образумить и помочь скорректировать свою позицию. Но если идентификация с мана-личностью окажется глубокой, ее нельзя будет нейтрализовать сознательным усилием, так как в этом случае сознательное эго окажется заполненным инстинктивной энергией бессознательной роли. Индивид будет одержим идеей, что его неправильно понимают и преследуют. Сознательно он ощущает себя мучеником — идентифицируясь с той фигурой из бессознательного, которая представляет другую сторону мана-личности и уравновешивает ее. Такой человек не воспринимает разумных доводов; все происходящее он рассматривает в свете своей одержимости и оценивает каждую ситуацию с искаженной точки зрения.

Эти примеры показывают, каким образом архетипические силы бессознательного могут вторгнуться в эго и наводнить его даже после существенного развития и обретения сознания. В этом состоит одна из опасностей, постоянно угрожающих психике. Ибо эго — это всего лишь малая часть психики, и для того чтобы вырвать у природы даже незначительную часть ее энергии для своих целей, оно должно усиленно бороться. И как только эго обретает свободу, то тут же подвергается риску оказаться захваченным вновь. Но теперь оно считает, что действующая через него сила является его собственной.

Динамическая энергия живых организмов проистекает от основных инстинктов. Они наделены энергией самой жизни. Когда эго обособляется от остальной части психики, оно очень мало; эго голо и беззащитно перед лицом громадных сил жизни, остающихся недоступными, онб пребывает в полном неведении относительно характера и величины этих сил. То есть эго не осознает их. Или, выражаясь иначе, с позиции эго эти силы находятся в бессознательном. И когда эго пытается овладеть этой энергией, роли могут поменяться местами, и само эго окажется во власти сил бессознательного. Данная ситуация вызывает в памяти старую историю об охотнике и медведе:

«Эй, я медведя поймал!» «Так тащи его сюда»! «Не могу, он не пускает!»

Во времена, когда человек еще ничего не знал о законах природы, он считал, что все незнакомые силы проистекают от жи-


М.Э. Хардинг

вых существ, духов или богов. Он персонифицировал непознанные силы мира, а так как собственная психика также была неизведанной, то и ее силы он проецировал и аналогичным образом персонифицировал. Поэтому ему казалось, что мир населен множеством невидимых демонов, владеющими вселенной и всеми ее сокровищами, за исключением незначительной части, которую человек может себе отвоевать.

Для увеличения своей власти эго необходимо было изъять часть энергии, принадлежащей основным инстинктам. Так оно одолело аутос и подчинило его. Но в действительности аутос, как это и должно быть, полностью не подавлен, ибо информация, предоставляемая им, крайне необходима для здоровья и благополучия не только тела, но и всего организма. Некоторые люди так сильно подавляют эту сторону жизни, что отсутствие сведений, которые может обеспечить только аутос, серьезно затрудняет их жизнь. Некоторые, например, не понимают, что не так, когда они голодны, замерзли или устали. Вместо того, чтобы уделить внимание естественным физиологическим потребностям, они продолжают эксплуатировать переутомленный организм до тех пор, пока он в конце концов не выходит из строя. Многие считают себя выше или лучше других, так как могут не прерывать работу для принятия пищи или отдыха, заявляя, что, не обращая внимания на свои маленькие неудобства и боль, добиваются большего сосредоточения. Для того чтобы эго имело в распоряжении какую-либо психологическую энергию, нужна дисциплина аутоэротического аспекта психики. Но если подавление практикуется ради увеличения власти и престижа эго, а не в пользу самой жизни, оно неизбежно окажется деструктивным.

Ибо когда эго в своей решимости быть хозяином положения отдаляется от инстинктов слишком сильно, оно теряет контакт с внутренним течением жизни. Оно все более и более замыкается в себе, ограничивается собственными ресурсами, которые весьма незначительны, так что с течением времени внутренняя живительная энергия иссякает. Жизнь, протекающая в тесных пределах сознательного эго, становится сухой и бесплодной, подвергаясь опасности смерти. Этот момент ясно иллюстрируют мифы и легенды из многих уголков мира.

Как говорят, Ддама и Еву изгнали из райского сада за то, что они вкусили плод древа жизни. Отведав плод с дерева познания, они обрели способность отличать добро от зла и стали смертны-


Источник психической энергии

ми. То есть, в них родилось сознательное эго и, противопоставив свое волеизъявление воле Бога, олицетворяющего вечный закон природы, они были вынуждены смириться с ограничениями смертного сознания.

Золотое Платье из индусского мифа12 представляет эго. Он обрел контроль над инстинктивными силами благодаря своим упражнениям и аскетическому образу жизни, но использовал его только для собственной выгоды. Вишну же, служивший высшей ценности, а не своим личным интересам, символизирует психический фактор, превосходящий эго.

Борьба между двумя позициями, занимаемыми Золотым Платьем и Вишну, фактически представляет собой конфликт, который должен быть разрешен в душе человека. Этот конфликт возникает в жизни каждого великого лидера. Одним из таких лидеров был Моисей. Нам говорят, что во время своих блужданий сыны Израилевы пришли в пустыню Син и оказались в опасности погибнуть от жажды. Моисей обратился с молитвой к Господу ниспослать им воду:

«И явилась им слава Господня.

И сказал Господь Моисею, говоря:

Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глаза их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его».

Но Моисей был зол на народ и обратился к нему с упреками.

«И сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?

И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его»13.

Магический ритуал сработал, люди были спасены; но Моисей заявил, что способен сделать нечто такое, на что его собственных сил, несомненно, недостаточно; он посягнул на могущество, присущее только Господу.

Рассматривая это повествование как легенду, а не реальную историю, необходимо интерпретировать лежащий в его основе символизм. До этого происшествия Моисей был «героем», спасшим израильтян от египетского гнета. В своих предшествующих подвигах, остро осознавая свою человеческую способность ошибаться, он проводил четкую границу между собой и вверенной ему миссией14, и поэтому относится к героям, которые будут об-


М.Э. Хардинг

суждаться в следующей главе; но в случае со скалой он регрессировал и опустился до эготизма. Как мы помним, он только что спустился вниз после продолжительной беседы с Богом на горе Синай, где получил уникальное доказательство благоволения Господня. Говорится, что лицо Моисея сияло таким ярким светом, что ему пришлось прикрыть его — он стал одним из просветленных.

В такие моменты в человеке всегда просыпается дьявол, сильно искушая его. Обычно это Люцифер, дьявол власти, высокомерное эго. Так было и в случае с Моисеем; он идентифицировал себя с Богом, говоря: «Разве нам из этой скалы известь для вас воду?» Извлекать воду из скалы означает обладать властью над скрытыми течениями жизни. И как бы намереваясь показать, что считает себя важнейшим действующим лицом, он не только сказал: «Разве нам известь для вас воду», но и ударил в скалу, хотя, согласно указанию, ему следовало только обратиться к ней. Последствия были вполне естественными: Моисей не был допущен в землю обетованную. Этот факт свидетельствует о том, что человек, эго которого раздуто безличными силами психики, не может войти в рай.

Окончание этой истории с Моисеем заметно контрастирует с итогом другой, содержание которой во всех иных отношениях весьма сходно. Когда Иисус из Назарета пришел к Иоанну Крестителю принять крещение, на него снизошел Божий Дух в виде голубя:

«И се, глас с небес глаголящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола»15.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.