Здавалка
Главная | Обратная связь

Одна мысль — о вечности и человечестве.



Симон Львович Соловейчик. Учение с увлечением

Роман

Отсканировал Михаил Рыбаков. Спасибо, Майкл!

Содержание

— Да какой это роман! — возмутится читатель, пере­листав страницы книги. — Это не роман, а обман!

Нет обмана. Роман. Потому что о любви, потому что в книге десятки героев, а действие ее происходит по всему миру. Чем не роман?

Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и всякая любовь: здесь страдания, страсти, томление, надежды и разочарования, через которые проходит каждый человек.

В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика.

О науке написаны десятки миллионов книг. Для учите­ля — миллионы, А для ученика?

Есть руководства для юных конструкторов, созданы инст­рукции по разведению рыбок в аквариуме, есть самоучители игры на гитаре. Но книги о любви к учению нет!

Ужасная несправедливость!

Этот роман — попытка исправить положение. Автор был бы мошенником, если бы уверял, будто всякий, кто в ночь прочтет книгу, наутро проснется отличником. Конечно, нет! Все советы в этой книге еще нуждаются в дополнительной проверке, потому что главная наша цель — не советы, а ис­следование, опыты на себе. На первых порах в исследовании участвовало больше трех тысяч экспериментаторов от деся­ти до шестнадцати лет. Они поставили первые опыты, прове­ли первые наблюдения, и автор приносит им глубокую бла­годарность за труд, за веру и за самоотверженность. Но кто продолжит это важное исследование в одной из самых таин­ственных областей человеческой жизни — в науке хорошо учиться?

Может быть, вы, читатель?

Глава 1 • УЧЕНИЕ

Проделаем такой фантастический опыт. Помножим число людей на Земле на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. Произведение получится огромным. Теперь прикинем, как распределяются мысли лю­дей по содержанию, о чем люди думают.

Если не быть слишком строгими в подсчетах, то можно сказать, что приблизительно из каждых ста мыслей

девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих людях;

девять — о всей своей жизни и о всей стране;

одна мысль — о вечности и человечестве.

Люди думают о дне, о жизни и о вечности. Люди думают о себе, о стране и о человечестве. Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти все наше вре­мя — иначе быть и не может. Нельзя вечно думать о веч­ном: человек живет сейчас, а не в будущем. Но нельзя, не­возможно не думать и о высоком — о людях, о стране, о веч­ности и человечестве.

Вот круг на плоскости. В нем можно разместить неисчис­лимое множество точек. Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. Она одна в бесконечном чис­ле других точек, но она определяет место всего круга. Так и среди мыслей наших есть центральныемысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти цент­ральные мысли, и именно они определяют центр тяжести на­шей души, ее устойчивость, составляют духовную жизнь че­ловека.

Все остальные главы этой книги будут посвящены сугубо практическим вещам, деловым проблемам учения.

Но несколько минут жизни, несколько первых страниц книги посвятим главным, трудным, центральным мыслям,

Центральные мысли обладают тем свойством, что они ка­саются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясно­го и для всех одинакового ответа. Потому они и занимают людей тысячелетиями. Например: «Зачем человек живет?» Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?»

Само собой разумеется, что книга про учение должна от­крываться разъяснениями, зачем же человеку учиться. По­жалуй, и читатель будет расстроен, если автор не убедит его, что учиться — хорошо, а не учиться — плохо. Что хорошо учиться — лучше, чем учиться плохо. Что ученье — свет, а неученье — тьма.

Признаться, я с этого и начал: я написал не одну, а не­сколько глав, в которых доказывал, что учиться — это хоро­шо, а не учиться — плохо. Я привел прямые доказательства и доказательства от противного, собрал мнения многих мыс­лителей, подобрал примеры из жизни великих людей, дока­зывающие, что ученье — свет, свет и свет, А неученье — тьма. Темень темная и непроглядная. Даже предельно не­вежественный человек, тот, для кого неученье не тьма, а име­нины сердца, — даже он, прочитав эти главы, дрогнул бы душой, задумался бы о своей неправильной жизни и, сам того не замечая, потянулся бы к учебнику ботаники, всем существом своим осознав, что ученье (вы слышали?) — свет, а неученье, что там ни говори, — тьма.

Но не дрогнет ничья душа. Никто не прочитает прекрас­ные главы. Я их выбросил. Никому они не нужны. Потому что любой читатель, только попроси его, с изумительным вдох­новением докажет, что ученье — свет, а неученье… Докажет и это: что неученье — тьма!

Нет такого вопроса — «Зачем учиться?»

Сколько мир стоит, все, у кого была возможность, учи­лись. И в древнем мире, о котором мы много знаем, и в средние века, о которых мы знаем меньше, и в «век девят­надцатый, железный», и в наш атомный век вопрос решался и решается просто: у кого есть средства учиться, тот и учит­ся. Состоятельные люди никогда не спрашивали, зачем учить­ся, а посылали своих детей в школы, гимназии и университе­ты. Никто из ныне здравствующих миллионеров не пишет в газеты письма с мучительным вопросом: «Зачем учиться?» Они отправляют своих детей в школы сверх дорогие и сверх прекрасные. Возможность получить образование всегда со­путствовала богатству.

Вслушаемся в слова: образование дают, образование по­лучают… Дают и получают — как наследство, как богатство. В нашей стране образование бесплатное, чтобы все дети получили одинаковую возможность учиться, независимо от положения родителей. Но ведь и за это бесплатное образо­вание народ платитсвоим трудом. Из воздуха, сами собой, средства для содержания школ не появляются. Бесплатно — для семьи, но для народа — вовсе не бесплатно.

Так что же понапрасну рассуждать, зачем и для чего учиться? Что уж так интересоваться, свет учение или не свет? Есть один простой и деловой вопрос: какие у нас, у меня ре­альные возможности получить хорошее образование? Как этими возможностями воспользоваться?

Еще не кончилась гражданская война, когда в зале на Ма­лой Дмитровке, в Москве, где сейчас Театр имени Ленинско­го комсомола, собрались молодые люди со всех концов страны, многие — с фронта. Они знали, что должен высту­пить Ленин, и нетерпеливо ждали, что же он скажет, потому что этот человек, Ленин, вот уже почти четверть века гово­рил самое нужное людям.

Ленин приехал на этот съезд и действительно сказал точ­ное и своевременное слово, хотя оно и показалось неожидан­ным. Слово было такое: учиться.

Слово «учиться» существовало всегда, но теперь это бы­ло как будто совсем новое слово, вновь открытое, вновь най­денное, потому что в нем было совершенно новое содер­жание.

В то время, в 1920 году, многие люди думали, что доста­точно лишить власти царя, помещиков, капиталистов, как сра­зу начнется совсем прекрасная жизнь. Но, оказывается, пос­ле победы революции почти все начинает зависеть от того, как освобожденная страна будет учиться:учиться не только в школе, а всюду и во всем. Учиться считать и планировать, учиться управлять, учиться работать сообща, учиться думать обо всей стране, учиться быть свободными людьми, учиться новой нравственности — «учиться коммунизму», как сказал Ленин.

«…Задачи молодежи… можно было бы выразить одним словом: задача состоит в том, чтобы учиться», — сказал Ле­нин тогда, на Третьем съезде комсомола. Именно то, чего молодежь всегда была лишена, теперь становилось не толь­ко доступным — обязательным!

С тех пор слова «учиться», «воспитывать», «овладевать культурой» стали одними из самых важных, самых распрост­раненных слов в стране. Они сейчас привычны нам, а тогда ошеломили своей новизной. Учение всегда казалось благо­родным, но никак не самым важным делом. У людей и мыс­ли в голове не было, что учиться должны и могут все.

Никогда еще не было государства, в котором вся жизнь, все его развитие, все счастье в такой степени зависело бы от учения и воспитания всех людей.

Никогда еще не было государства, в котором учение и воспитание каждого в такой большой степени было бы не личным, а общественно важным делом.

Слово «учиться» в нашей стране имеет особый смысл, потому что и вся страна наша — ученик в истории. Мы учим­ся строить новую жизнь, учимся со всеми признаками уче­ния: с трудом, с ошибками, с постепенным приближением к истине.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.