Здавалка
Главная | Обратная связь

Тот, кто чаще с ним встречается.



Тот, у кого тренировкой развит острый взгляд.

Чтобы преодолеть трудность «знаю, но не умею», или, иначе говоря, для того чтобы научиться узнавать знакомое в незнакомом, общее — в конкретном, выход один: больше работать над выработкой понятий, выведением правил и фор­мул, делать как можно больше сложных и разнообразных упражнений, в которых знакомые правила «неожиданно» вы­ныривают в самых невероятных условиях, потом исчезают надолго и вновь появляются, когда вовсе не ждешь их, когда уже и забыл про них. Но мы должны быть готовы к встрече. И вот в этих-то столкновениях и развивается острый взгляд, способность к пониманию сути вещей, развивается ум, и по­степенно становится все легче и легче опознавать старое в новом, и постепенно каждая задача перестанет пугать нас сво­ей необычностью и дикостью — мы в мгновение ока увидим в ней другую задачу, которую уже решали когда-то.

Никакого другого способа преодолеть разрыв между зна­нием и умением на свете нет: только в самостоятельных упражнениях на «опознание» знакомого в незнакомом.

…Прислушаемся: шумно в наших тихих комнатах, когда мы садимся работать. На тысячу голосов, на сотни языков гудит учащаяся земля; и от напряжения мысли, от суровых попы­ток постичь тайны земли и ее истории, законы всего живого и неживого, от всего этого напряжения, кажется, сгущается воздух.

Миллиарды людей на земле, тысячи миллиардов драгоцен­ных мыслей реют над землею, украшая ее… В час нашей ра­боты рождается еще одна мысль, пусть маленькая, крошеч­ная, незрелая… Но она рождена, есть, живет, будет расти. Од­ной мыслью на земле стало больше, и когда-нибудь веселым колокольным звоном будут приветствовать этот час рождения мысли!

Пусть нас всегда волнует час работы и его приближение. Это самый человеческий час в человеческой жизни. Час, когда мы по праву можем называть себя людьми.

ОПЫТЫ НА СЕБЕ

Эта серия опытов самая трудная хотя бы потому, что здесь нет и не может быть конца. «Опыты» такого рода надо начинать немедленно, а продолжать… до окончания школы.7 Нет, всю жизнь.

Вот некоторые советы, не слишком легкие, но все же впол­не доступные каждому.

1.

Развиваем способность к представлениям. Способ про­стой, его предлагает Таня Деревянко из села Арзгир, Ставро­польского края: «Если сказано, к примеру, что каменный уголь залегает на юго-западе Англии, то я должна ясно представить себе этот остров и его юго-запад. Если же просто заучивать слова, зубрить, то это равносильно тому, что совсем не учить, так как в будущем этот текст совершенно изгладится из памя­ти, потому что мы не знаем его смысла. Такой ученик, кото­рый вызубрит параграф, может запнуться в самом неожидан­ном месте предложения, там, где все ясно, если судить по смыслу предложения».

Сказано точно. Каждое предложение в учебнике, каждое описание надо стараться представитьсебе — создать в созна­нии представление, картину, по возможности более полную. Когда изучаешь учебник, в уме должен идти нескончаемый спектакль — представление всего того, о чем говорится в учебнике. Не будем допускать пустой сцены — пустоты в го­лове/

2.

Учимся вырабатывать научные понятия. Для этого креп­ко держим в голове разницу между представлением и науч­ным понятием. Если встретилось в учебнике истории слово «феодализм», то мало представить себе помещика и крепост­ного, а надо не полениться еще и еще раз, заглянув в соот­ветствующее место книги, точно усвоить, в чем состоит сущ­ность феодализма, из каких отношений вырос феодализм, как он развивался, в каких формах существовал в разных стра­нах. Ничего приблизительного, только точное, полное и ясное понимание! Научные понятия — основное наше богатство, его надо увеличивать, используя каждую возможность. Такой спо­соб учить уроки поначалу покажется очень неэкономным; мы скоро с ужасом убедимся, как мало у нас точных и ясных понятий. Но с каждым днем дело пойдет быстрее и быстрее, все меньше нужно будет возвращений и повторений, и в резуль­тате мы сэкономим массу времени и приобретем твердые зна­ния на всю жизнь, не говоря уже о том, что постепенно вы­работается драгоценное стремление к точному уяснению ве­щей, к ясному знанию: стремление, которое доставляет нам много хлопот и еще больше радости и уверенности в себе.

3.

Учимся думать. Сделаем своим девизом простые слова: «Подумай, почему?» После каждой фразы в учебнике вспом­ним: «Подумай, почему?» Не будем торопиться говорить се­бе: «Это понятно», вообще не будем торопиться. Чем проще кажется материал, тем обычно труднее отвечать на вопросы «почему», поставленные после каждой фразы. Убедиться в этом легко, например, на учебнике ботаники. Многие считают, что это легкий предмет: выучи, да и дело с концом. Но по­ставьте в этом учебнике вопросы после каждой фразы, и вы увидите, что на половину из них вы не сможете ответить! И уж конечно, особенно бдительными надо быть с учебника­ми математики. Стоит один раз забыть о вопросе «почему?», проскочить мимо непонятного места — и весь урок пошел насмарку.

4.

Учимся применять знания. Обычно думают, что приме­нять знания можно только в практической работе: в кружках, в мастерских и так далее. Но гораздо труднее выработать привычку применять знания на каждом шагу. По дороге из школы присмотримся вокруг — тысячи вопросов из физики окружают нас! Когда мы открываем новую книжку, не будем думать, будто она не имеет никакого отношения к тому, о чем говорили на уроках литературы. Когда мы пишем письмо дедушке, не будем надеяться на то, что дедушка не поставит отметки и можно писать безграмотно. Когда мы смотрим пе­редачу «Клуб кинопутешествий», то не будем думать, что сейчас мы отдыхаем и потому можем напрочь забыть учеб­ник географии. Вся жизнь вокруг школы — отчасти и арена для сражения за знания, поле для применения и развития знаний. Попробуем прожить таким образом хоть неделю, по­стоянно задаваясь вопросами, попробуем самостоятельно най­ти ответ хоть на некоторые из них, и мы с удивлением уви­дим, что школьные знания, о которых мы склонны были ду­мать, что они не очень-то и нужны нам, — эти самые школь­ные знания в неявном виде окружают нас со всех сторон.

5.

Учимся проверять понимание. Все знают, как проверить, запомнил материал или нет: надо повторить его вслух или про себя. Но как проверить понимание? Повторение обманчи­во, никогда не знаешь, что же сработало — ум или просто па­мять. Так как же? Надо поставить перед собой два вопроса:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.