Здавалка
Главная | Обратная связь

Жить в такой учащейся стране, соответствовать сути ее, быть ее частью — значит постоянно учиться.



Когда мы утром идем на уроки, мы ни о чем таком не думаем, и еще реже говорим об этом между собой. Цент­ральные мысли, то есть мысли о высоком, редко овладева­ют нами. Но они есть в нашем сознании, они определяют на­ше поведение, хотя мы не замечаем этого, как не замечаем своих собственных вдохов и выдохов.

Мы ходим в школу, потому что это простая забота каж­дого дня и потому что это наш долг перед страной и перед своей жизнью. Мы не можем думать об этом каждую мину­ту, но в действительности дело обстоит именно так. На каж­дом нашем поступке стоит тройная печать: день, жизнь, веч­ность. В каждом нашем поступке так или иначе отражены интересы собственные, интересы страны, интересы всего че­ловечества. Так мы вписываемся в пространство и время. Кто не поймет всего этого, тот вечно будет хныкать, как малень­кий: «Зачем учиться? Зачем мне математика? Зачем биоло­гия? Не хочу!»

А кто поймет, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймет, что только в учении душа разрастается, и в ней появляются человеческиежелания, тот будет учиться напряженно и радостно. Свободно.

Образование дают, образование получают…

Но надо еще уметь его взять!

Однажды ученые задали большой группе ребят простой вопрос: «Как вы сами считаете, соответствуют ли результа­ты учения вашим возможностям?»

Больше половины старшеклассников ответили: «Нет, не соответствуют». А в последнем, десятом классе почти семь­десят процентов ребят считают, что они могли бы учиться

лучше. Что же им мешает? Может быть, не хватает способ­ностей, трудно учиться?

Все ребята, как один, ответили: «Нет!» Конечно, одним учиться труднее, чем другим, способности у людей разные, но «труднее» — не значит «невозможно». Никто не жалуется на свои способности, и это правильно, это честно. Из этого исходило и наше государство, когда принимало закон о все­общем среднем образовании: все ребята действительно мо­гут овладеть серьезными знаниями, у всех достаточно спо­собностей для того, чтобы не просто отсидеть в школе десять лет, а реально выучиться.

И мы в нашей книге почти не будем говорить о способ­ностях — нет этой проблемы!

Проблема в другом. Большая часть ребят жалуется, что им не хватает организованности и нет у них достаточного интереса к учению, к школе. Но две эти причины можно свести в одну, потому что тот, кому интересно учиться, ни­когда не страдает от лени и неорганизованности.

Вот главная причина наших школьных бед и неприятнос­тей, вот что мешает многим из нас получить достойное обра­зование: неумение заинтересоваться учением! Между тем только любовь к знанию, к школе дает силы для того, чтобы преодолеть десятитысячный массив уроков (десять классов — это примерно десять тысяч уроков) и получить хорошее среднее образование.

Долгое время считали, что без скуки учения вообще нет, а нелюбовь к учению — обычное, естественное явление. В некоторых странах учителям до сих пор разрешено бить детей на уроках. Считают, что это нормально: дети не хотят учиться, а учитель заставляет их.

И вдруг сегодня, в последней четверти XX века, положе­ние резко изменилось. Вдруг оказалось, что недостаточно просто учиться, а необходимо всем учиться с увлечением.

Учение с увлечением нужно всем без исключения!

Что же произошло?

Есть по крайней мере три причины этой перемены.

Первая причина:

в обязательности среднего образова­ния. Прежде было так: не хочешь учиться после восьмилет­ки — не учись, твое дело. А теперь и в техническом училище надо получать общее среднее образование, и на заводе по­коя не дадут: иди в школу рабочей молодежи, получай среднее образование. Закон один на всех: всем — среднее. Теперь никто не спрашивает, хочешь или не хочешь, считаешь себя способным или не считаешь. Учись! Развивай способности!

Но если охоты учиться нет — учение мучительно и бес­смысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого боль­ше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увле­чение и способности тесно связаны между собой.

Вторая причина:

в быстром прогрессе науки и техники. Каждому приходится учиться и переучиваться почти всю жизнь. Прежде говорили: «Учись!» Теперь правильно будет добавлять: «Учись учиться!» Кто не научился в школе учить­ся, у кого нет любви к учению, тот рано или поздно отстанет в жизни. Идея непрерывного учения, учения всю жизнь, ви­сит в воздухе. Интерес к учению и умение учиться теперь становятся такими же важными результатами школьных лет, как и знания. Кто кончает школу с ненавистью к учению — пропадет, даже если у него е аттестате все пятерки. Кто кон­чает школу с желанием учиться — тот а выигрыше, даже ес­ли у него не блестящий аттестат. В аттестате отметок за увлечение не ставят, но жизнь их ставит каждому.

Третья причина:

в том, что когда среднее образование становится обязательным для всех, то, несмотря на увеличе­ние числа институтов, поступает в них меньший процент вы­пускников.

Как же подготовить себя к тому, что и с хорошим сред­ним образованием надо будет работать на заводе или в по­ле? Иначе образование не пойдет впрок, приведет лишь к разочарованию. Образование с разочарованием — это еще зачем?

Путь один: приучить себя везде работать с интересом, никогда не теряя чувства полноты жизни. Совсем недавно можно было допустить роскошь учиться без увлечения, лишь бы кончить школу. Сегодня учиться без интереса — ( значит подрывать основу будущей своей жизни, заранее при- писываться к лагерю разочарованных и унывающих.

Таково положение дел, если смотреть правде в глаза. Учение без увлечения стало не просто плохим учением, как было всегда, — оно теперь немыслимо. Сегодня учение с увлечением — завтра увлекательная жизнь.

Но, скажут, в жизни часто приходится делать то, чего не хочется. Разве может всякая работа быть увлекательной? Раз­ве могут, например, все школьные предметы быть одинако­во интересны? И что получится, если человек привыкнет де­лать только интересное для него?

Здесь что ни вопрос — то ошибка.

В жизни часто приходится делать неинтересное? Нет! Рас­спросите людей, добившихся значительных успехов, будь то ученый, журналист, сталевар, слесарь, учитель. Все они ска­жут, что никогда не делали того, что не хочется делать. Они выполняют все, что требует от них жизнь и долг, но имен­но это они и сами хотели бы делать. Долг — на первом мес­те для таких людей, интерес — на втором, но долг и интерес идут следом, как два сцепленных тепловоза, ведущих тяже­лый состав. У тех, кто работает по чувству долга, но с отвра­щением, и у тех, кто работает с интересом, но при этом не выполняет свой долг, у тех и у других неполная, неполноцен­ная, мучительная жизнь.

Радость приходит к тому, кто выполняет свой долг с радостью!

Спрашивают: разве может всякая работа быть увлека­тельной?

Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякуюработу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя ра­бота. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо.

Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она ка­жется им обременительной и скучной. Ах! Опять эта посуда! Ах! Опять идти на работу! Ах! Ах! И всегда кажется, что есть на свете какие-то другие, более интересные дела… Ка­тастрофическая неспособность увлекаться любойработой заложена в таких людях еще в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников.

Есть молодые люди, которые знакомятся с одной девуш­кой, потом с другой, третьей, и кажется им, что и та нехоро­ша, и другая, и третья… А вот четвертая будет хороша. Но и четвертая будет не по душе, потому что молодой человек не умеет любить,не научился…

Точно так же и с работой.

Исполнение долга приносит радость, чувство удовлетворе­ния, и если этого нет, значит, что-то не так с человеком, не­правильно он воспитан, неправильно понимает жизнь.

Учение с увлечением — первый шаг к будущей ответствен­ной, серьезной жизни, полной смысла и радости.

Умение работать с любовью на всякой машине, умение с увлечением заниматься любым необходимым и важным де­лом, умение искать и находить интерес в нем — это свойство характера самому можно воспитать в себе. Вот основная мысль этой книги, основная цель исследования, главная ги­потеза: человек может сам научиться работать с увлече­нием!

Как бы ни был увлечен человек историей, спортом или ма­тематикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы всенеобходимые дела встречать без отвращения.

Ведь что такое культура? Культурным мы называем все, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия.Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок дает кислые, сморщенные плоды, в рот не возь­мешь. Яблоня, над которой работали, дает плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в чело­веке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом… А культура чувств? Культу­ра желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и са­мовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, своими мыслями, желаниями, чувствами, интере­сами.

Макаренко писал одному своему бывшему ученику:

«…У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, человеком настоящим. Если ты сумеешь это требование понять… везде для тебя будет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное в жиз­ни».

Везде тебе будет интересно! Везде дашь ценное!

Кто не развил в себе общегоинтереса к жизни, кто не уме­ет увлекаться каждым делом, каким ему приходится заняться, тот может и не найти своего главного увлечения, своего при­звания.

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересны­ми?

Могут! Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить другие, требуются опре­деленные старания. Культурному человеку это не страшно. Культурный человек приучает себя ко всем предметам отно­ситься творчески, увлеченно, с уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой. Здоровый, нор­мально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука.

Иногда говорят: «Что получится, если человек с детства привыкнет делать только интересное для него?»

Но кто же к этому призывает? Никакого «только» нет. Уче­ние с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Школа не цирк, она не может развлекать, не должна этого делать. Школа — труд, серьезный, долгий, иногда и тяже­лый умственный труд. В школьной программе есть предме­ты потруднее и полегче, и в каждом предмете есть разделы поинтереснее и поскучнее. Школа дает знания в системе, в этом ее главная ценность, и потому она не может выбирать лишь то, что интересно: никакого учения не получится.

Именно потому, что школа не развлекает и не дает вы­бора, учиться в школе с увлечением — это и значит воспиты­вать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Именно школа воспитывает культуру отношения к жизни.

Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Понятна ли разница?

Но если уж читатель так любознателен, что все же хо­тел бы получить точный ответ на вопрос «Зачем учиться?», то лучше всего привести слова выдающегося педагога Василия 'Александровича Сухомлинского. Вдумаемся в них, это одна из самых важных «центральных» мыслей. Каждый сам сумеет доказать ее истинность:

Человек должен учиться потому, что он человек.

Глава 2 • УВЛЕЧЕНИЕ

«Центральные» мысли тогда хороши, когда они ведут к практическим делам, к улучшению жизни. Поэтому без даль­них околичностей возьмемся за работу.

Обычные романы строятся по такой схеме: двое встре­чаются, и сразу, с первого взгляда, вспыхивает любовь. Но что-то мешает им, возникают препятствия. Влюбленные пре­одолевают их, совершая героические поступки, и, наконец, сое­диняют свои жизни. Или умирают, как Ромео и Джульетта, В школьном «романе», романе учения, все не так. Двое, например человек и математика, встречаются, но любви не выходит… Какая-то сила, не столь явная, как вражда двух семейств, но такая же опасная, мешает любви. Человек не любит математику, а математика не любит человека, что и выражается двойками в дневнике. Школьный дневник — это сборник рассказов о счастливой или несчастной любви…

Итак, безнадежный случай? Неминуем трагический ко­нец?

Нет, как и во всяком романе, здесь тоже возможны два окончания, печальное или счастливое: человек преодолева­ет таинственную враждебную силу, любовь его разгорается, и любовью он побеждает математику или другие страшные для него предметы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.