Устойчивость к ошибкам производственного персонала
2.3.1. "Взаимоотношения" производственного персонала с технологическими установками
Все системы сложных ПООЭ становятся взаимосвязанными только благодаря наличию человека. До ряда крупномасштабных техногенных аварий человеческий фактор в возникновении и развитии аварий считался второстепенным, однако аварии на АЭС, крупных химических и других опасных объектах экономики показали к каким тяжёлым последствиям могут приводить ошибки персонала. Во "взаимоотношениях" производственного персонала с опасными технологическими установками решающую роль играют три момента: 1. Культура безаварийных взаимоотношений. 2. Информационная поддержка человека (оператора) в процессе его деятельности. 3. Оптимальное распределение обязанностей между человеком и машиной с точки зрения исключения возможности возникновения аварий и предотвращения их развития. В настоящее время не вызывает сомнений исключительно важная роль человека в предотвращении аварий и обеспечении безопасности. Человек осуществляет контроль за процессом эксплуатации ПООЭ и ОТУ, предотвращает опасные отклонения от нормального хода процесса, в процессе эксплуатации проводит проверки работоспособности ПАС и при необходимости восстанавливает отказавшие элементы и каналы, выполняет корректирующие действия при непредвиденном пути развития аварии. При этом действия его должны базироваться на глубоком понимании протекающих в ОТУ процессов при её нормальном функционировании и при аварии, точном соблюдении технологического регламента и инструкций по эксплуатации как ОТУ, так и её ПАС, т.е. на высокой технической и технологической культуре, не создающей предпосылок для аварий. Важным направлением повышения эффективности действий производственного персонала является организация его информационной поддержки. При проектировании систем контроля и ПАС информация, которую получает оператор при авариях, должна быть оптимизирована. Она должна быть минимально необходима для оценки сложившихся ситуаций и не приводить к стрессовым состояниям обилием сигналов. В настоящее время используется система, в которой на дисплей выводится по требованию любой параметр, а также сигнал о приближении к аварийной границе или о превышении её. Разрабатываются для оказания помощи оператору диагностические системы, снабжающие его информацией о причинах нарушений в работе ОТУ, текущем состоянии технологического процесса и возможном его изменении, дающие рекомендации по необходимым корректирующим действиям. Подобные системы в значительной мере решают проблему оперативной обработки большого количества информации при аварии. Основными функциями диагностических оперативных систем являются: - определение причин нарушений в работе ОТУ, предсказание возможных путей их развития и выдача рекомендаций по действиям оператору; - обеспечение оператора сигнальной информацией в доступной форме, особенно важной во время аварий. Большой интерес представляют системы диагностики и управления, ориентированные на состояние ОТУ. С привлечением логического анализа отбрасывается ненужная информация, ограничивается число рассматриваемых состояний. Результирующее аварийное сообщение с мнемосхемой выдаётся на диагностический дисплей на основе анализа аварийных сигналов. Параллельно на цветной дисплей выдаётся детальная информация, представляемая в виде графика, диаграммы, схемы. Подобные системы обеспечивают увеличение скорости и точности обнаружения и локализации возникшей неисправности, значительно сокращая количество выдаваемой при аварии информации. Распределение обязанностей между человеком и машиной преследует цель освободить персонал (операторов) от рутинной работы, а также помочь ему в управлении сложными ситуациями. Практический опыт свидетельствует о том, что сложной ситуацией легче и надёжнее управляет автоматическая система, поскольку проектировщики этой системы имеют возможность всесторонне рассмотреть все варианты протекания процесса, не испытывая дефицита времени, в отличие от оператора в условиях реальной ситуации. В то же время автоматическая система должна представлять информацию оператору, показывая ему состояние технологической установки и реакцию на его действие, что позволяет оператору в случае необходимости (отказе автоматической системы) включить ПАС вручную. С внедрением автоматизированных систем человек не оказался исключённым из сферы управления. Он избавлен от многих тяжёлых и утомительных функций, но вместе с тем за ним осталась главная функция- принимать наиболее важные, ключевые решения на основе данных, подготовленных этими системами. Кроме того, в обязанности человека входит выполнение функций общего контроля системы и принятие на себя управления в критические моменты.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|