Способность выживания человека в чрезвычайных ситуациях как эколого-биологической системы.
Возможности выживания человека в чрезвычайных ситуациях во многом зависят от его особенностей как эколого-биологической системы. Выживание человека при аномалиях в окружающей природной среде заложено самой природой. Человеческий организм - открытая для окружающей среды биологическая система. Условно можно выделить четыре уровня выживания человека при воздействии на него внешней среды: структурно-функциональный, физиологический, за счет соблюдения баланса источников жизни и за счет способности человека к обучению современным способам выживания в чрезвычайных ситуациях. Первый уровень самовыживания, заложенный природой, - структурно-функциональный. Он заключается в том, что отдельные молекулы, клетки, органы, системы человека при их повреждении способны или самовосстанавливаться, или воспроизводиться за счет деления клеток. Один из способов выживания - дублирование органов и систем или их функций. Кроме того, в структуре человека имеются органы и системы, которые специально предназначены для решения задач выживания при воздействии на человека вредных факторов. Выживание обеспечивают: - способность молекул ДНК и клеток самовосстанавливаться при определенных внешних воздействиях; - дублирование отдельных органов человека (две почки, два глаза, два легких, два уха, две руки и т.д.); - дублирование функций разными органами (плохая работа почек дублируется выделительными свойствами кожи, работе сердца помогают икроножные мышцы); - способность разрушенных тканей к регенерации; - наличие иммунной и эндокринной систем; - наличие мозга и др. Структурно-функциональное построение организма создает предпосылки для выживания в большинстве чрезвычайных ситуаций различного характера. На этом уровне выживания даже не нужны высшие формы отражения, связанные с деятельностью мозга, такие как сознание, самосознание и др. Второй уровень самовыживания, заложенный природой - физиологический. Он заключается в том, что отдельные физиологические процессы в организме обеспечивают восстановление равновесия «противоборствующих сил» основных законов жизни, а значит и выживание. Так, например: - рвота очищает желудок при отравлениях; - кашель очищает легкие от микробов и других вредных веществ; - понос обеспечивает очищение кишечника при отравлениях; - повышение температуры тела обеспечивает «сжигание» шлаков и подавление болезнетворных микробов; - отсутствие аппетита вынуждает голодать, чтобы освободиться от продуктов распада; - жажда вынуждает употреблять повышенное количество жидкости, что ускоряет выведение продуктов распада из организма; - потение обеспечивает удаление продуктов распада и ядов через поры кожи при перегрузке почек; - чихание обеспечивает очищение полости носа от болезнетворных микробов и загрязнений и т.д. Эти физиологические свойства организма человека позволяют выживать прежде всего в чрезвычайных ситуациях экологического, биолого-социального и техногенного характера. Они помогают восстанавливать реализацию законов жизни в организме. Проявляются они или в форме отдельных процессов, или в форме очистительных, оздоровительных, энергетических или нравственных кризисов. Естественные очистительные процессы в организме обычно поддерживаются за счет правильного образа жизни, учитывая возраст человека и состояние его здоровья. Таким образом, на втором уровне выживания физиологические процессы играют важную роль в выживании, но они должны контролироваться мыслительными способностями человека (например, рвота еще не означает, что произошло отравление, так как рвота возможна и при сотрясении мозга или инсульте). Третий уровень самовыживания сочетает выполнение физиологических потребностей в источниках жизни и активной мыслительной деятельности. Основными источниками жизни для человека являются воздух, пища, вода, свети другие источники энергии (гравитация, магнитные поля и др.). Рациональное использование источников жизни обеспечивает выживание в большинстве чрезвычайных ситуаций и в условиях экологического неблагополучия. Четвертый уровень самовыживания базируется на способности человека с помощью мыслительной деятельности прогнозировать чрезвычайные ситуации. Человек может быть обучен действиям в чрезвычайных ситуациях благодаря управлению психикой и применению науки выживания на практике. Используя достижения современной науки, человек способен предупреждать многие чрезвычайные ситуации и выживать в них. Универсальной схемы выживания для всех людей нет, так как она должна учитывать множество факторов, касающихся жизни и здоровья человека, особенностей психики, множества факторов окружающей среды, воздействующих на человека, как на эколого-биологическую систему. Масштабы вышеупомянутых проблем выходят за рамки учебной программы, поэтому в дальнейшем при изучении способов выживания в условиях экологического неблагополучия будут рассмотрены лишь наиболее значимые. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|