Здавалка
Главная | Обратная связь

Мероприятия по обеспечению устойчивой работы агропромышленного комплекса в ЧС.



Агропромышленный комплекс - отрасль экономики, крайне чувствительная к чрезвычайным ситуациям при­родного, биолого-социального и экологического характера. Одновременно он является источником ситуаций экологи­ческого неблагополучия.

Сельскохозяйственное производство из-за стихийных бедствий, болезней растений и домашних животных, по­ражения растений вредителями ежегодно теряет значи­тельную часть урожая.

Стихийные бедствия и антропогенные воздействия на сельскохозяйственные земли столь значительны, что за последние 100 лет в мире деградировало 30 % сельскохо­зяйственных земель. Ежегодно в мире только гумуса раз­рушается до 50 млрд. т. Причины разрушения гумуса: оползни, эрозия, паводки, снижение уровня подземных вод. засоление, накопление вредных химических веществ, перенасыщение удобрениями, пестицидами и т.д. Все это имеет место и в Республике Беларусь.

Как в мире, так и в Республике Беларусь остается проблема борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений, с болезнями домашних и сельскохозяйственных животных.

Сельскохозяйственное производство в Республике Беларусь имеет свою специфику, обусловленную типом земель, климатом и т.п. Эти особенности предопределяют способы развития сельского хозяйства и экологической безопасности.

Структура земельного фонда благоприятна для развития сельского хозяйства. Но устойчивое сельскохозяйственное производство во мно­гом зависит от типов почв, погодных условий, характера растительного покрова, животного мира, рельефа местно­сти, характера производственной деятельности.

В республике основными типами почв являются: дерново-подзолистые, дерново-подзолистые заболоченные, дерновые и дерново-карбонатные, торфяно-болотные, пойменные дерновые.

Дерново-подзолистые почвы не отличаются высоким плодо­родием из-за низкого содержания гумуса и питательных ве­ществ, отличающихся повышенной кислотностью, плохой аэрацией, непрочностью структуры, завалуненностью, подвер­жены эрозии.

Дерновые и дерново-карбонатные почвы имеют ограничен­ное распространение, но обладают высоким плодородием. Зна­чительным плодородием обладают и торфяно-глеевые почвы, но их количество незначительное.

Структуры почвы, климатические условия, ландшафт определяют основные направления сельскохозяйственного производства, Такие как: растениеводство, животновод­ство, лесохозяйственные разработки, рыбное хозяйство, теплоэнергетика, объекты переработки сельскохозяй­ственной продукции.

Основу сельскохозяйственного производства составля­ют растениеводство и животноводство. Для достижения высокой эффективности сельскохозяйственного производ­ства в республике, с одной стороны, требуется применение современных средств и способов повышения урожайности сельскохозяйственных культур, повышения количества и качества продукции, в том числе и в чрезвычайных ситу­ациях различного характера, а с другой - постоянная борьба против деградации земель и за экологическую бе­зопасность вообще.

Повысить устойчивость сельскохозяйственного произ­водства можно путем противостояния природным чрезвы­чайным ситуациям, борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений, борьбы с заболеваниями сельскохозяйственных животных, путем остановки дегра­дации почв и соблюдения экологической безопасности сельскохозяйственного производства.

В хозяйственной жизни республики важное место за­нимает лесохозяйственная деятельность. Природный ра­стительный покров Беларуси занимает 65,9 % территории, который включает леса (35,5%), луга (15,8%), болота (11,5%), кустарники (3,1%).

Как показывает анализ, устойчивому развитию сельского хозяйства наибольшую угрозу представляют чрезвычайны ситуации природного и биолого-социального характера.

Экологическую безопасность сельскохозяйственного про­изводства можно обеспечить путем проведения следую­щих мероприятий:

- отказ или ограничение масштабов осушения болот с целью остановить понижение уровня грунтовых вод и сохранения малых рек;

- ужесточение контроля за степенью загрязнения почв и водоемов тяжелыми металлами;

- ужесточение мер по соблюдению норм применения пестицидов и замену пестицидов на биологические спосо­бы борьбы с болезнями и вредителями растений, приме­нять агротехнические методы защиты растений;

- уменьшение эрозии почв за счет чередования полос сельскохозяйственных культур вдоль склонов, за счет контурной пахоты, посадки леса в пой­мах и вдоль русел рек и т.д.;

- строительство навозохранилищ, моек автотракторной и другой техники, ликвидация в водоох­ранных зонах складов ядохимикатов;

- восстановление гумуса за счет постоянного введения в почву органических удобрений;

- проведение комплекса мероприятий по уменьшению степени загрязнения грунтовых и поверхностных вод;

- строгое соблюдение правил утилизации стоков на животноводческих фермах с дальнейшим использованием их как удобрений;

- соблюдение правил применения химических веществ в животноводстве;

- проведение мероприятий по обеспечению экологичес­кой безопасности животноводческих комплексов и др.

Противостоять бурям, ураганам, наводнениям и неко­торым другим стихийным бедствиям необходимо путем строительства надежных укрытий для сельскохозяйствен­ных животных, организацией эвакуационных мероприя­тий (при необходимости). Устойчивому развитию способ­ствует хорошо организованная ветеринарная служба и участие научных учреждений в решении задач сельскохо­зяйственного производства.

10. Устойчивое развитие транспорта и экологическая безопасность

В народном хозяйстве используются различные виды транспорта, без которых устойчивое развитие экономики и социальной сферы невозможны. В Республике Беларусь широко применяются все виды транспорта, но особенно автомобильный и железнодорожный. Работе железнодо­рожного транспорта больше мешают чрезвычайные ситуа­ции техногенного, реже природного характера. В свою очередь, железнодорожный транспорт является источни­ком некоторых чрезвычайных ситуаций техногенного ха­рактера и экологического неблагополучия.

В процессе эксплуатации автомобильного транспорта возникает значительное число чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источниками которых являются аварии и катастрофы на транспорте. Во время аварий и автомобильных катастроф гибнут люди, наносится значи­тельный материальный ущерб.

Для устойчивого развития автотранспорта, уменьше­ния социального и экономического ущерба принимаются меры организационного и технического характера:строят­ся дороги, дорожные развязки, широко используются тех­нические решения по безопасности использования транспорта, принимаются меры по безопасному использо­ванию транспорта в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Автотранспорт - основной источник экологических загрязнений. Каждый автомобиль выбрасывает более 40 вредных веществ, является основным источником шума в городах. Вредность выбросов авто­транспорта усугубляется тем, что они происходят на уров­не органов дыхания человека, а при оседании попадают в почву, в растения, в организм животных, вызывая от­равления.

Основными направлениями уменьшения вредных выб­росов являются:

- создание «экологичных» конструкций автомобилей;

- обезвреживание отработанных газов;

- применение улучшенных и альтернативных видов топлива;

- совершенствование дорожного движения;

- оптимизация управления автомобилем;

- совершенствование технической эксплуатации авто­мобилей;

- применение компьютерной техники в автомобиле.

В основу создания «экологичных» конструкций авто­мобилей положены идеи минимального расхода топлива, повышения коэффициента полезного действия двигателя, уменьшения аэродинамического сопротивления автомоби­ля. Обезвреживание отработанных газов производится в основном с помощью специальных нейтрализаторов.

Для улучшения экологической обстановки необходимо внедрение применения улучшенных и альтернатив­ных видов топлива и двигателей:

- природный газ. При этом количество оксидов азота и углеводородов такое же, как и от сгорания бензина, но оксида углерода содержится значительно меньше;

- водород - наиболее перспективное, экологически чи­стое топливо, к тому же оно относится к неисчерпаемым природным ресурсом. Теплота сгорания этого топлива по­чти в 3 раза выше обычного моторного топлива. Продуктом сгорания водорода является водяной пар. Пока существуют технические проблемы его получения и использования;

- этиловый спирт. Для экономически выгодного его применения требуются двигатели с малым расходом топ­лива;

- поиск новых антидетонационных присадок. Для по­вышения октанового числа бензина в него добавляют антидетонационные присадки, в частности тетраэтиленсвинец (этилированный бензин). Но он сильно токсичен и большинство стран отказалось от применения этилирован­ного бензина. Есть перспективы применения присадок на основе соединений марганца;

- добавка водорода к другим видам топлива;

- использование в качестве горючего метилового и этилового спирта с различными добавками;

- усовершенствование карбюратора (можно снизить расход топлива);

- применение газотурбинных двигателей вместо порш­невых. Эти двигатели, кроме низкой токсичности выбро­сов, обладают меньшей массой и габаритами и могут использовать топливо широкого фракционного состава. Эти двигатели выбрасывают оксида углерода в 6 раз меньше, чем у дизелей, и в 10 раз меньше, чем у бензи­новых. Альдегидов в выбросах практически нет;

- применение электрических двигателей. Сдерживает их применение отсутствие небольших аккумуляторов, но с большой емкостью;

Важнейшим направлением безаварийного использова­ния транспорта и обеспечения его экологичности являет­ся совершенствование дорожного движения. Дорожная сеть должна дублироваться в местах наибольших по­токов.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.