Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ I. ПУЛЬМОНОЛОГИЯ.



Учебно-методический комплекс

По дисциплине: внутренние болезни

Для студентов стоматологического факультета.

 

Раздел 3.

Методические рекомендации для студентов, в том числе для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы

 

 

РАЗДЕЛ I. ПУЛЬМОНОЛОГИЯ.

Тема № 1. Острые пневмонии.

Структура занятия:

1. Курация больных.

2. Теоретическая часть.

3. Перерыв.

4. Разбор больных.

Цель и задачи занятия:

1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного пневмонией.

2. Овладеть самостоятельной диагностикой острой пневмонии:

- С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

- Наметить план обследования.

- Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

2. Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3. Научится принципам лечения и профилактики пневмоний, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

1. Классификацию острой пневмонии по этиопатогенетическому принципу и течению, а также клинические варианты острой пневмонии согласно МКБ.

2. Иметь представление об особенностях развития пневмонии.

3. Классическую картину острой пневмонии и ее особенности в зависимости от этиологии.

4. Лабораторные методы исследования при пневмонии (острофазовые показатели крови, анализ мокроты с микроскопическим бактериологическим исследованием).

5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, бронхоскопия при затяжном течении пневмонии.

6. Осложнения острой пневмонии (легочные и внелегочные – плеврит, плеврофиброз, пневмосклероз, инфекционно-токсический шок, миокардит, эндокардит, гепатит, нефрит).

Студент должен понимать:

1. Современное представление об этиологии: инфекционные факторы: бактериальные, вирусные, микоплазменные, хламидийные, легионеллезные; химические, физические, смешанные.

2. Основные патогенетические механизмы в развитии пневмоний: пути проникновения инфекции (бронхогенный, гематогенный, лимфогенный), снижение общей неспецифической резистентности организма (снижение фагоцитоза, выработки бактериолизинов) и подавление местных защитных механизмов (нарушение мукоцилиарного клиренса, снижение фагоцитарной активности альвеолярных макрофагов и нейтрофилов).

3. Патогенез осложнений легочных и внелегочных.

4. Назначение плана обследования.

5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

- Лихорадочный синдром: высота подъема температуры, сопровождение ее ознобом, длительность лихорадочного периода, снижение температуры (критическое, литическое).

- Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, ржавая, с наличием алой крови), ее количество, запах.

- Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

- Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

- При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован.

2. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

3. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

4. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

5. Провести дифференциальный диагноз с инфарктом легкого, эксудативным плевритом, очаговым туберкулезом. Определить этиологическую форму заболевания, степень тяжести.

6. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

7. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

- Этиотропная – антибиотики с учетом бактериологического исследования.

- Патогенетическая – препараты иммуномодулирующего действия для восстановления неспецифической реактивности организма, витаминотерапия, биостимуляторы, адаптогены.

- Препараты для восстановления бронхиальной проходимости – бронхолитики и средства, разжижающие бронхиальный секрет, при затяжном течении и хронической пневмонии – бронхоскопическая санация.

- Симптоматическая – успокаивающие кашель, жаропонижающий препараты. При тяжелом течении – сердечно-сосудистые средства, гормональные препараты, инсуфляции кислорода.

- Физиотерапевтическое лечение, санаторно-курортное лечение (в случаях затяжного и хронического течения пневмонии).

- Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

1. Определение пневмонии.

2. Этиология и патогенез пневмоний.

3. Классификация пневмоний.

4. Основные клинические синдромы пневмоний.

5. Степени тяжести.

6. Лабораторно-инструментальные методы диагностики острой пневмонии.

7. Осложнения острой пневмонии.

8. Дифференциальный диагноз с экссудативным плевритом, туберкулезом, раком, инфарктом легкого.

9. Лечение и профилактика острой пневмонии.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Этиология и патогенез пневмоний.

2. Этиопатогенетическая классификация пневмонии.

3. Ведущие клинические синдромы в клинической картине пневмонии. Осложнения.

4. Дифференциальный диагноз с эксудативным плевритом, туберкулезом, раком, инфарктом легкого.

5. Лечение больных пневмонией.

 

Клинические ситуационные задачи:

Ситуационные клинические задачи по терапии, часть 1, задачи №№ 5,7,8,9,10,11,18,25 на стр. 4-7, 19, 25.

Рекомендуемая литература:

1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. "Внутренние болезни". М., 1987.

2. Сметнев А.С. "Внутренние болезни". М., 1981.Машовский М.Д. "Лекарственные средства". М., 1994.

3. Руководство по пульмонологии под ред. Путова Н.В. и Федосеева Г.Б. Л., 1978.

4. Граф логической структуры занятия, 1980, часть 1.

5. Текущие лекции по внутренним болезням.

Дополнительная литература:

1. Руководство "Болезни органов дыхания". М., Медицина, 1989, т.2.

2. Русский медицинский журнал. "Пульмонология". 1999, № 5, стр. 243-244.

3. Видаль-визит. М., 1999.

 

Тема № 2. Бронхиальная астма.

Структура занятия:

1. Курация больных.

2. Теоретическая часть.

3. Перерыв.

4. Разбор больных.

 

Цель и задачи занятия:

1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного бронхиальной астмой.

2. Овладеть самостоятельной диагностикой бронхиальной астмы:

- С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

- Наметить план обследования.

- Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

- Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3. Научится принципам лечения и профилактики бронхиальной астмы, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

1. Классификацию бронхиальной астмы согласно МКБ, 1992 год.

2. Особенности клинической симптоматики астмы в зависимости от стадии заболевания: первая стадия – легкое, эпизодическое и персистирующее течение, вторая – течение средней тяжести, третья – тяжелое течение.

3. Классическую картину бронхиальной астмы с выделением основного синдрома заболевания. Астматический статус.

4. Лабораторные методы исследования бронхиальной астме (полный анализ крови, иммунологическое исследование крови, анализ мокроты – триада Габричевского).

5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, ЭКГ, спирография, пикфлоуметрия.

6. Аллергологическое обследование.

7. Осложнения бронхиальной астмы (хронический бронхит, пневмосклероз, эмфизема, легочное сердце и легочно-сердечная недостаточность).

Студент должен понимать:

 

1. Современное представление об этиологии: аллергическая и атопическая бронхиальная астма.

2. Основные патогенетические механизмы в развитии бронхиальной астмы:

- Три фазы патогенеза: иммунологическая, патохимическая и патофизиологическая

- Преобладание тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, снижение функционального состояния коры надпочечников, блокады бета-адренергических рецепторов, наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям

3. Патогенез осложнений: астматический статус, хронический бронхит, пневмосклероз, эмфизема, легочное сердце, сердечная недостаточность.

4. Назначение плана обследования.

5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

- Удушье: характер одышки, причины возникновения, продолжительность приступа, поведение больного во время приступа, чем купируется приступ, не сопровождается ли удушье сухими хрипами, слышимыми на расстоянии.

- Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, стекловидная, трудноотделяемая), ее количество, запах.

- Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

- Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

- Повышение температуры тела, характер температурной кривой.

- При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, производственные вредности, лекарственные вещества, краски и т.п., первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Обратить внимание на наличие хронических очагов инфекции (тонзиллит, отит, гайморит, бронхит, пневмония).

2. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

3. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

4. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

5. Провести дифференциальный диагноз с сердечной, уремической, истерической астмой, бронхоспастическим синдромом, как осложнением и болезнью легких. Определить этиологическую форму заболевания, стадию, степень тяжести.

6. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

7. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

- Противовоспалительные средства (нестероидные противовоспалительные средства, антагонисты лейкотриенов, глюкокортикоиды).

- Бронходилататоры (симпатомиметики, антихолинэргические средства, метилксантины).

- Физиотерапевтическое лечение, санаторно-курортное лечение, ЛФК, массаж, галокамера.

- Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

1. Определение бронхиальной астмы.

2. Этиология и патогенез бронхиальной астмы.

3. Классификация бронхиальной астмы согласно МКБ.

4. Клиническая картина приступа удушья.

5. Лабораторно-инструментальные методы диагностики бронхиальной астмы.

6. Осложнения бронхиальной астмы.

7. Дифференциальный диагноз с. сердечной, уремической, истерической астмой, бронхоспастическим синдромом, как осложнением и болезнью легких.

8. Лечение и профилактика бронхиальной астмы.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Этиология и патогенез бронхиальной астмы.

2. Клиническая классификация бронхиальной астмы.

3. Ведущие клинические синдромы в клинической картине бронхиальной астмы. Осложнения.

4. Дифференциальный диагноз между атопической и инфекционно-зависимой бронхиальной астмой.

5. Лечение больных бронхиальной астмой.

6. Астматический статус. Неотложная помощь.

Клинические ситуационные задачи:

Ситуационные клинические задачи по терапии, часть 1, задачи №№ 36,37,38,40,41 на стр.29,30,31,32,41,33.

Рекомендуемая литература:

1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. "Внутренние болезни". М., 1987.

2. Сметнев А.С. "Внутренние болезни". М., 1981.Машовский М.Д. "Лекарственные средства". М., 1994.

3. Машковский М.Д. "Лекарственные средства"., М., 1984.

4. Граф логической структуры занятия, 1980, часть 1.

5. Текущие лекции по внутренним болезням.

Дополнительная литература:

1. Руководство по пульмонологии под ред. Н.В. Путова и Г.Б. Федосеева. М., 1984.

2. Хегглин Р. "Дифференциальная диагностика внутренних болезней", 1994.

3. Лукомский Г.И. с соавт. "Бронхопульмонология"., М., 1982.

4. Руководство "Болезни органов дыхания» под ред. акад. Н.Р. Палеева. в 4-х томах, М., 1990.

5. Международный консенсус по диагностике и лечению бронхиальной астмы, Ст-Петербург, 1995.

6. Р. Пауелс, П.Д. Снешалл. Практический подход к астме. Ст-Петербург, 1999.

7. Русский медицинский журнал. Тема номера: Бронхиальная астма, 1999, № 5.

 

Тема № 3. Нагноительные заболевания легких

(бронхоэктатическая болезнь, абсцесс и гангрена легкого).

Структура занятия:

1. Курация больных.

2. Теоретическая часть.

3. Перерыв.

4. Разбор больных.

Цель и задачи занятия:

1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного с нагноительными заболеваниями легких.

2. Овладеть самостоятельной диагностикой нагноительных заболеваний легких:

- С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

- Наметить план обследования.

- Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

- Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3. Научится принципам лечения и профилактики нагноительных заболеваний легких, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

1. Сегментарное строение легких.

2. Классическую бронхоэктатической болезни, абсцесса и гангрены легкого.

3. Основные синдромы при нагноительных заболеваний легких.

4. Классификацию нагноительных заболеваний легких, дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности.

5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, бронхоскопия при затяжном течении и при хронической пневмонии.

6. Лекарственные средства, применяемые при лечении нагноительных заболеваний легких.

Студент должен понимать:

1. Этиологию нагноительных заболеваний легких.

2. Зависимость клинических синдромов и симптомов от патоморфологических изменений в легких.

3. Назначение плана обследования.

4. Принципы профилактики и комплексного лечения нагноительных заболеваний легких.

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

- Лихорадочный синдром: высота подъема температуры, сопровождение ее ознобом, длительность лихорадочного периода, снижение температуры (критическое, литическое).

- Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, ржавая, с наличием алой крови), ее количество, запах.

- Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

- Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

- При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован.

- Выявлять этиологию, патогенетические механизмы, предрасполагающие факторы заболевания конкретного больного по истории болезни.

2. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

3. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

4. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

5. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

6. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

1. Определение нагноительных заболеваний легких.

2. Этиология и патогенез нагноительных заболеваний легких.

3. Классификация нагноительных заболеваний легких.

4. Осложнения нагноительных заболеваний легких: легочная гипертония, эмфизема легких, пневмосклероз, бронхоспастический синдром, легочное сердце, легочно-сердечная недостаточность, амилоидоз.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Этиология и патогенез нагноительных заболеваний легких.

2. Ведущие клинические синдромы в клинической картине нагноительных заболеваний легких. Осложнения.

3. Рентгенография и бронхоскопия в диагностике нагноительных заболеваний легких.

4. Лечение больных нагноительных заболеваний легких.

Клинические ситуационные задачи:

Ситуационные клинические задачи по терапии, часть 1, задачи №№ 19,20,21,23,27 на стр14-18,20.

Рекомендуемая литература:

1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. "Внутренние болезни". М., 1987.

2. Сметнев А.С. "Внутренние болезни". М., 1981.Машовский М.Д. "Лекарственные средства". М., 1994.

3. Руководство по пульмонологии под ред. Путова Н.В. и Федосеева Г.Б. Л., 1978.

4. Граф логической структуры занятия, 1980, часть 1.

5. Текущие лекции по внутренним болезням.

Дополнительная литература:

1. Хегглин Р. "Дифференциальная диагностика внутренних болезней", 1994.

2. Наумов Л.Б. "Рентгенологические синдромы в диагностике болезней легких" м. 1972.

3. Руководство "Болезни органов дыхания". М. Медицина, 1990 т. 2,3.

4. Справочник врача общей практики. «Практика», 1998.

 

Тема № 4. Хронический бронхит.

Структура занятия:

1. Курация больных.

2. Теоретическая часть.

3. Перерыв.

4. Разбор больных.

Цель и задачи занятия:

1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного хронического бронхита.

2. Овладеть самостоятельной диагностикой хронического бронхита:

- С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

- Научиться дифференциальной диагностике обструктивного бронхита с бронхиальной астмой

- Наметить план обследования.

- Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

- Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3. Научится принципам лечения и профилактики хронического бронхита, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

1. Классификацию хронического бронхита.

2. Классификацию степеней тяжести хронического обструктивного бронхита.

3. Понятие о хронической обструктивной болезни легких.

4. Особенности клинической симптоматики хронического бронхитав зависимости от клинического варианта: катаральный, гнойный и функционального состояния – обструктивный, гнойный; степени тяжести – легкая, средняя, тяжелая

5. Клдассическую клиническую картину хронического бронхита с учетом его клинического варианта и выделением основных клинических синдромов.

6. Лабораторные методы исследования при хронического бронхита (острофазовые показатели крови, анализ мокроты с микроскопическим бактериологическим исследованием, посев на БК, бластоматозные клетки).

7. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия грудной клетки в прямой и боковой проекциях, спирография (снижение теста Тиффно, ЖЕЛ), ЭКГ, бронхоскопия..

8. Осложнения хронического бронхита (пневмосклероз, эмфизема, бронхоэктатическая болезнь, дыхательная недостаточность, легочное сердце, легочно-сердечная недостаточность).

Студент должен понимать:

1. Современное представление об этиологии: роль экзогенных (особое внимание обратить на курение) и эндогенных факторов.

2. Основные патогенетические механизмы в развитии хронического бронхита: изменение структурно-функциональных свойств слизистой оболочки, развитие воспаления в слизистой оболочке, нарушение проходимости и дренажной функции бронхов.

3. Патогенез осложнений.

4. Назначение плана обследования с целью проведения дифференциального и обоснования окончательного диагноза.

5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

 

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

- Лихорадочный синдром: высота подъема температуры, сопровождение ее ознобом, длительность лихорадочного периода, снижение температуры (критическое, литическое).

- Кашель: сухой или влажный, характер мокроты (слизисто-гнойная, ржавая, с наличием алой крови), ее количество, запах.

- Одышка: характер (инспираторная, экспираторная), степень выраженности.

- Боль в грудной клетке: локализация, характер (острая, колющая, ноющая), связь с кашлем, дыханием, иррадиация.

- Интоксикация: общая слабость, головная боль, снижение аппетита, потливость.

- При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Последнее обострение. Состояние больного на день разбора. Выявить вовлечение в процесс других органов и систем. В анамнезе жизни обратить внимание на условия жизни в детстве и юношеском возрасте, перенесенные заболевания, выяснить условия труда и быта, характер работы, профессиональные вредности, состояние квартиры, характер питания, вредные привычки.

2. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

3. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

4. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

5. Провести дифференциальный диагноз с хронической пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких. Определить этиологическую форму хронического бронхитазаболевания, степень тяжести.

6. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

7. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

- Этиотропная – антибиотики (гнойный бронхит), противовоспалительные средства.

- Патогенетическая – нормализация дренажной функции бронхов, бронхолитики, отхаркивающие средства. При лечении хронического обструктивного бронхита использовать антихолинергические препараты, бета-2-агонисты, глюкокортикостероиды, лечебную бронхоскопию.

- Симптоматическая – вазо- и кардиотоники, мочегонные, кислородотерапия, успокаивающие кашель, жаропонижающий препараты.

- Физиотерапевтическое лечение, галокамера, массаж, санаторно-курортное лечение.

- Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

1. Определение хронического бронхита.

2. Этиология и патогенез хронического бронхита.

3. Классификация хронического бронхита и хронического обструктивного бронхита по степеням тяжести.

4. Основные клинические синдромы хронического бронхита.

5. Лабораторно-инструментальные методы диагностики хронического бронхита.

6. Осложнения хронического бронхита.

7. Дифференциальный диагноз с хронической пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких.

8. Лечение и профилактика хронического бронхита.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Этиология и патогенез хронического бронхита.

2. Клиническая классификация хронического бронхита.

3. Ведущие клинические синдромы в клинической картине хронического бронхита. Осложнения.

4. Дифференциальный диагноз с хронической пневмонией, бронхоэктатической болезнью, бронхиальной астмой, туберкулезом, раком легких.

5. Лечение больных хроническим бронхитом.

Клинические ситуационные задачи:

Ситуационные клинические задачи по терапии, часть 1, задачи №№ 29,30,31,32,33,34,35 на стр. 23-29.

Рекомендуемая литература:

1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. "Внутренние болезни". М., 1987.

2. Сметнев А.С. "Внутренние болезни". М., 1981.Машовский М.Д. "Лекарственные средства". М., 1994.

3. Руководство по пульмонологии под ред. Путова Н.В. и Федосеева Г.Б. Л., 1978.

4. Граф логической структуры занятия, 1980, часть 1.

5. Текущие лекции по внутренним болезням.

 

Дополнительная литература:

1. Руководство "Болезни органов дыхания"под ред. Н.Р. Палеева. в 4-х томах, М., 1990.

2. Хегглин Р. "Дифференциальная диагностика внутренних болезней", 1994

3. Лукомский Г.И. с соавт. "Бронхопульмонология". М. 1982.

4. Видаль-визит. М., 1999.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.