Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗДЕЛ II. ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ.



Тема № 1. Хронический гастрит и рак желудка.

Структура занятия:

1. Курация больных.

2. Теоретическая часть.

3. Перерыв.

4. Разбор больных.

Цель и задачи занятия:

1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного хроническим гастритом.

2. Овладеть самостоятельной диагностикой хронического гастрита:

- С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

- Научиться дифференциальной диагностике хронического гастрита с раком

- Наметить план обследования.

- Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

- Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3. Научиться принципам лечения и профилактики хронического бронхита, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

 

К занятию студент должен знать:

1. Классификацию хронического гастрита.

2. Особенности клинической симптоматики хронического гастрита в зависимости от клиническо-морфологических особенностей: анацидный и ахилический гастрит, гастрит с сохраненной секрецией, эрозивный, ригидный, антральный гастрит; клинику рака желудка.

3. Классическую клиническую картину хронического гастрита с учетом его клинического варианта и выделением основных клинических синдромов.

4. Лабораторные методы исследования при хроническом гастрите (анализ желудочного сока, крови).

5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия, гастроскопия, морфологическое исследование слизистой оболочки.

6. Осложнения хронического гастрита (рак желудка, полипоз желудка, анемия, полигиповитаминоз).

Студент должен понимать:

1. Современное представление об этиологии хронического гастрита: роль экзогенных и эндогенных факторов. Роль хеликобактер пилори в развитии хронического гастрита.

2. Основные патогенетические механизмы в развитии хронического гастрита: раздражение СОЖ, повторные пищевые и бактериаольные отравления, рефлекторное нарушение нервно-гуморальной регуляции эпителиальных желез желудка при наличии заболеваний других органов, нарушения обмена веществ, гипоксия и аллергия.

3. Морфологические изменения при различных вариантах хронического гастрита, рака желудка.

4. Назначение плана обследования с целью проведения дифференциального и обоснования окончательного диагноза.

5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

6. Функциональные изменения при хроническом гастрите (секреторная функция).

7. Хронические гастриты, сопутствующие другим заболеваниям – анемия Аддисона-Бирмера, язва желудка, рак желудка, железодефицитная анемия.

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

- Синдром желудочной диспепсии: плохой аппетит, отрыжка, изжога, иногда рвота, чувство тяжести после еды. Типичный болевой синдром встречается нечасто.

- При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Последнее обострение. Состояние больного на день разбора. Выявить вовлечение в процесс других органов и систем. Обратить внимание на погрешности в диете, условия труда и быта, характер работы, профессиональные вредности, характер питания, вредные привычки.

2. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

3. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

4. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

5. Провести дифференциальный диагноз с раком и полипозом желудка. Дать морфологическую, этиологическую, функциональную и клиническую характеристику гастрита.

6. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

7. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

- Холинолитики – атропин, метацин, платифиллин, гастроцепин.

- Патогенетическая – блокатора Н2-рецепторов гистамина (ранитидин, фамотидин и т.п.).

- Антихеликобактерная терапия по схемам, прокинетики (церукал).

- Симптоматическая – спазмолитики, заместительная терапия (натуральный желудочный сок, ацидин-пепсин).

- Физиотерапевтическое лечение, фитотерапия, массаж, санаторно-курортное лечение (санаторий "Ува").

- Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

1.Определение хронического гастрита.

2.Этиология и патогенез хронического гастрита.

3.Классификация хронического гастрита и рака желудка.

4.Основные клинические синдромы хронического гастрита.

5.Лабораторно-инструментальные методы диагностики хронического гастрита.

6. Осложнения хронического гастрита.

7.Дифференциальный диагноз с полипозом и раком желудка.

8. Лечение и профилактика хронического гастрита.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Этиология и патогенез хронического гастрита.

2.Клиническая классификация хронического гастрита.

3.Ведущие клинические синдромы в клинической картине хронического гастрита. Осложнения.

4.Лечение больных хронического гастрита.

5.Причинно-следственные связи между нарушением питания, курением, алкоголем и хроническим гастритом.

Клинические ситуационные задачи.

Сборник "Ситуационные клинические задачи" №№ 13,14,15,18,20,21,22 стр. 104,105,108,110,111.

Рекомендуемая литература:

1. Ф.И. Комаров, В.Г. Кукес, А.С. Сметнева. "Внутренние болезни". М. 1991.

2. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. "Внутренние болезни". М., 1987.

3. Б.И. Шулудко "Внутренние болезни в 2-х томах". С-П, 1994.

4. П.Я. Григорьев, Э.П. Яковенко. "Диагностика и лечение болезней органов пищеварения". М., М, 1990.

5. Я.С. Циммерман "Очерки клинической гастроэнтерологии", Пермь, 1992.

6. Текущие лекции по внутренним болезням.

Дополнительная литература:

1. Л.И. Аруин, П.Я. Григорьев, Э.П. Яковенко и др. "Хронический гастрит". Амстердам, 1993.

2. Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону в 2-х книгах. «Практика», 2002.


Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

Структура занятия:

1. Курация больных.

2. Теоретическая часть.

3. Перерыв.

4. Разбор больных.

Цель и задачи занятия:

1. Совершенствовать свои навыки и знания по обследованию больного язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

2. Овладеть самостоятельной диагностикой язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки:

- С использованием синдромного принципа диагностики научиться постановке предварительного диагноза.

- Наметить план обследования.

- Научиться правильной оценке данных лабораторно-инструментальных методов исследования из истории болезни.

- Научиться оформлять развернутый клинический диагноз основного заболевания и его осложнений.

3. Научится принципам лечения и профилактики язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

К занятию студент должен знать:

1. Классификацию язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки и симптоматических язв.

2. Особенности клинической симптоматики хронического гастрита в зависимости от возраста больного, локализации язвы, типа течения.

3. Классическую клиническую картину язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки с учетом клинического варианта и выделением основных клинических синдромов.

4. Лабораторные методы исследования при хроническом гастрите (анализ желудочного сока, крови, кала на скрытую кровь).

5. Инструментальную диагностику: рентгеноскопия, гастроскопия, морфологическое исследование слизистой оболочки.

6. Осложнения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки (рак желудка, кровотечения, перфорация, пенентрация, рубцовый стеноз привратника).

Студент должен понимать:

1. Современное представление об этиологии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки: роль нервных и гуморальных расстройств регуляции гастродуоденальной системы, крнституциональные факторы, наследственность, недостаточность слизистого барьера желудка. Роль хеликобактер пилори в развитии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

2. Основные патогенетические механизмы в развитии язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

3. Патогенез осложнений.

4. Назначение плана обследования с целью проведения дифференциального и обоснования окончательного диагноза.

5. Принципы профилактики и комплексного лечения.

Студент должен уметь:

1. Правильно собрать анамнез с выделением симптомов и синдромов, обратить внимание на следующие вопросы:

- Синдром желудочной диспепсии: плохой аппетит, отрыжка, изжога, рвота (когда появляется, вызывает ли облегчение, установить возможную причину рвоты, содержимое рвоты), отрыжка, ее запах.

- Болевой синдром в эпигастральной области, характер болей, связь с приемом пищи, интенсивность, иррадиация, "голодны", "ночные" боли, купирование их приемом пищи, от чего успокаивается боль, связь с ходьбой.

- Стул, его характер.

- Общие жалобы: слабость, похудание, снижение трудоспособности.

- При анамнезе истории болезни установить давность заболевания, способствующие факторы, первые признаки, динамику заболевания: когда обратился к врачу, какие были назначены обследования, какой поставлен диагноз, где и чем лечился. Был ли эффект от лечения. В связи с чем госпитализирован. Последнее обострение. Состояние больного на день разбора. Выявить вовлечение в процесс других органов и систем. Обратить внимание на погрешности в диете, условия труда и быта, характер работы, профессиональные вредности, характер питания, вредные привычки.

2. Объективно исследовать больного, согласно прилагаемой схеме исследования больного.

3. Используя синдромальный принцип диагностики поставить предварительный диагноз, составить план обследования больного.

4. Оценивать данные параклинических методов исследования больного по истории болезни.

5. Провести дифференциальный диагноз.

6. Оформить развернутый клинический диагноз с указанием основного заболевания, степени тяжести, его осложнений, сопутствующих заболеваний.

7. Назначить профилактику и лечение (режим, диета, медикаментозная терапия:

- Холинолитики – атропин, метацин, платифиллин, гастроцепин.

- Патогенетическая – блокатора Н2-рецепторов гистамина (ранитидин, фамотидин и т.п.), блокаторы Н+-АТФазы (омепразол).

- Антихеликобактерная терапия по схемам.

- Симптоматическая – спазмолитики, антациды.

- Физиотерапевтическое лечение, фитотерапия, массаж, санаторно-курортное лечение.

- Уметь выписать рецепты.

8. Решать вопросы прогноза и экспертизы трудоспособности.

Контрольные вопросы:

1.Определение язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

2.Этиология и патогенез язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

3.Классификация язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

4.Основные клинические синдромы язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

5.Лабораторно-инструментальные методы диагностики язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

6. Осложнения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

7. Лечение и профилактика язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1.Этиология и патогенез язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

2.Дифференциальный диагноз язвенного процесса различной локализации.

3.Ведущие клинические синдромы в клинической картине язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Осложнения.

4.Лечение больных язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

5.Причинно-следственные связи между нарушением питания, курением, алкоголем, хеликобактер пилори и хроническим гастритом.

 

Клинические ситуационные задачи.

Сборник "Ситуационные клинические задачи" №№ 2,3,4,6,7,8,9,10 стр. 94-101.

Рекомендуемая литература:

1. Ф.И. Комаров, В.Г. Кукес, А.С. Сметнева. "Внутренние болезни". М. 1991.

2. Маколкин В.И., Овчаренко С.И. "Внутренние болезни". М., 1987.

3. Б.И. Шулудко "Внутренние болезни в 2-х томах". С-П, 1994.

4. П.Я. Григорьев, Э.П. Яковенко. "Диагностика и лечение болезней органов пищеварения". М., М, 1990.

5. Я.С. Циммерман "Очерки клинической гастроэнтерологии", Пермь, 1992.

6. Текущие лекции по внутренним болезням.

7. Схемы лечения внутренних болезней и синдромов (под ред. А.М. Корепанова), Ижевск, 1995.

8. Справочник врача общей практики. «Практика», 1998.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.