Здавалка
Главная | Обратная связь

Система финансового контроля в РК. Понятие аудита. Цель и задачи аудиторской деятельности.



Финансовый контроль – специфическая деятельность, направленная на проверку обоснованности стоимостного распределения ВНП по соответствующим денежным фондам и их расходования на определенные цели. Предметом финансового контроля является процесс расширенного воспроизводства и управления финансовыми ресурсами, основанного на соблюдении установленных правил его нормативно-правового регулирования. Цель финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики и эффективному использованию ресурсов предприятия. Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства. Основная цель контроля — объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами. Система финансового контроля в РК включает следующие элементы: 1) счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, образовавшийся 19 апреля 2006 г. 2) ревизионная комиссия – маслихаты. 3) уполномоченный правительством РК орган по внутреннему контролю, 4) службы внутреннего контроля центральных государственных органов, 5) службы внутреннего контроля исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения и столицы. Задачи финансового контроля: 1) проверка выполнения обязанностей перед государством, организациями и населением.2) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц. 3) контроль правильности ведения б/у и ф/о экономических субъектов. 4) контроль правильности составления и исполнения бюджета всех уровней. 5) проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений. 6) выявление резервов увеличения финансовых ресурсов, ускорения оборачиваемости хозяйственных средств, повышение рентабельности и производительности труда. 7) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов, формирование и использование денежных средств организации и учреждений. 8) выявление, устранение и профилактика нарушения финансовой дисциплины и связанных с ними негативных последствий. Гос.контроль осуществляется путем проверки и анализа соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства РК с целью выявления, устранения и недопущения. Дальнейшее развитие системы государственного финансового контроля Республики Казахстан, в частности контроля эффективности, должно существенно повлиять на решение вопросов в системе финансово - экономических отношений государства и хозяйствующих субъектов страны, а также позволит вести целенаправленную борьбу с различными правонарушениями в сфере экономики. Аудит представляет собой проверку ФО юридических лиц с целью выражения мнения о достоверности и объективности ФО в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан. Потребность в аудите возникает когда права собственности и управление предприятием разделяются. Однако существуют определенные преимущества, присущие аудиту ФО, даже в случае отсутствия законодательного требования к проведению такого аудита. Сущность аудиторской деятельности заключается в том, что она является предпринимательской деятельностью аудиторских фирм (аудиторов), которые предлагают услуги клиентам по независимой проверке ФО, платежно-расчетной документации; оказанию различных услуг и консультаций; ведению и восстановлению бухгалтерского учета; оценке активов и обязательств организации; составлению налоговой декларации; проведению экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности и др. Цель аудита ФО - предоставление возможности аудитору дать заключение (выразить мнение) в отношении того, подготовлена ли ФО по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой составления ФО. Несмотря на стандартное определение цели аудита, на самом деле под целью аудита следует понимать ту цель, которую ставит перед аудитором клиент. Значение аудита состоит в достижении интересов соответствующих сторон: экономических субъектов (фирм, акционерных обществ) в лице их владельцев; государства в лице налоговой службы; различных пользователей ФО; аудиторов в защите интересов собственника и государства, в обеспечении учета и отчетности. Потребность же в проведении аудита основывается на интересах пользователей ФО – внутренних и внешних. Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: сбора и оценки доказательств для подтверждения полноты и достоверности ФО; проверку соответствия данных ФО общепринятым стандартам учета. Основная задача аудиторских служб состоит в обеспечении качественных проверок соблюдения законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и обеспечением пользователей информацией о финансовом положении. Задачей аудиторских фирм является также и систематическое проведение маркетинговых исследований в области расширения аудиторских услуг.

Система контроля качества. Основные принципы контроля качества работы аудитора. Политика и процедуры контроля качества аудита. Внешний и внутренний контроль качества работы аудитора. МСА 220 «Контроль качества работы аудита исторической финансовой информации».

Качественным признается аудит, который соответствует принятым в данной стране стандартам и принципам работы. МСА 220 “Контроль качества работы в аудите” посвящен вопросам организации контроля качества внутри аудиторской фирмы (тематика внешнего контроля качества здесь не затрагивается). Аудиторским фирмам предписывается применение кадровой политики, направленной на комплектацию ее персонала компетентными и опытными сотрудниками, которые могут обеспечить выполнение поручаемых им заданий с должной тщательностью. Основными принципами контроля качества аудиторской работы являются: информирование ассистентов о характере бизнеса клиента и возможных учетных проблемах, руководство и надзор за ходом их работы, а также проведение обзорной проверки результатов процедур, выполненных ассистентами аудитора. Кроме того, к процедурам контроля качестваотнесена оценка целесообразности принятия клиентов, исходя из таких критериев: реальная независимость аудиторской фирмы в отношении конкретного клиента (отсутствие заинтересованности в делах клиента, обусловленной статусом акционера, учредителя и т. п.); наличие у аудиторской фирмы специалистов, способных оказать данному клиенту качественные услуги (с учетом отраслевой специфики и индивидуальных особенностей компании); уровень доверия, который может быть оказан руководству компании (предполагаемому клиенту). Контроль качества внутри фирмы - контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов. В МСА 220 отмечено, что политика и процедуры контроля качества должны быть реализованы как на уровне аудиторской фирмы, так и на уровне отдельных аудиторских проверок. В разделе «Аудиторская фирма» подчеркивается важность соблюдения полити­ки и процедур контроля качества, призванных обеспечить проведение всех ауди­торских проверок в соответствии с МСА, применимыми национальными стандарта­ми или практикой. Указываются обязательные цели политики контроля качества, к которым отнесены: профессиональные требования, навыки и компетентность; поручение заданий; делегирование полномочий; принятие и сохранение клиентов; мониторинг (необходимо постоянно контролировать адекватность и операци­онную эффективность политики и процедур контроля качества).В разделе «Отдельные аудиты» рассматриваются различия между контролем качества конкретных проверок и общим контролем качества услуг аудиторской фирмы. Подчеркивается, что общий контроль качества дополняет контроль качества конкретных аудиторских проверок и способствует ему, хотя и не заменяет его. Внешний контроль качестваработы аудиторов может осуществляться госорганами. Однако этот контроль является косвенным, поскольку имеет целью проверку не работы аудиторов, а правильности уплаты налогов, совершения предприятиями противоправных действий и др. Некоторые экономисты считают, что убедиться в качестве работы аудиторской фирмы можно, лишь проводя повторную проверку (перепроверку) того же клиента силами другой аудиторской организации. Может быть такая мера, как перепроверка и является одним из вариантов проверки качества, но вряд ли она окажется эффективной. Обычно те, кто проверяет качество, проводят выборочный контроль нескольких аудиторских файлов, в основном тех, по результатам которых у клиентов не было замечаний. Проводить повторный полный аудит большого числа клиентов данной аудиторской фирме было бы и расточительно и нецелесообразно. Согласно МСА 220 "Контроль качества аудиторской работы" требуется, чтобы во всех аудиторских организациях существовала надлежащим образом формализованная внутренняя система контроля качества аудита. Каждая аудиторская фирма должна разработать и регулярно применять систему внутренних стандартов или инструкций, выполнение которых позволяло бы обеспечивать необходимое качество работы. Именно эту систему и следует изучать в ходе проверки качества аудита: убедиться в наличии необходимых инструкций и соответствии их содержания стандартам, а также в том, что предусмотренные документами мероприятия и процедуры надлежащим образом применяются. Такая проверка обычно занимает всего один - два дня, т. е. не требует значительных людских и материальных ресурсов. При этом наличие или отсутствие некоторых внутрифирменных регламентирующих документов и их выполнение – свидетельство качества проведения аудита. В целом принято рассматривать две стороны процедур: имеющие отношение к качеству работы аудиторской фирмы в целом; относящиеся к качеству проведения конкретного аудита.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан об аудиторской деятельности. Назначение и классификация МСА, их применение в Казахстане. Права, обязанности и ответственность аудиторов.

Нормативно-правовое регулирование – это исследование функционирования объекта аудиторской проверки относительно норм и правил, предусмотренных законом, нормативными документами, правилами (внутреннего распорядка, распределения обязанностей и др.). Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности ФО клиента во всех существенных аспектах. Нормативно-правовое регулирование – Гражданский кодекс РК, Уголовный кодекс РК, Законом РК “О лицензировании”, Закон РК “Об аудиторской деятельности”, Кодекс "Об административных правонарушениях", Конституция РК, Кодекс РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, закон” Об акционерных обществах”, “О банкротстве”, “Об иностранных инвестициях”, “О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственности”, “О Национальном банке РК”. Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 г. №304-1 “Об аудиторской деятельности” с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 февраля 2009 г.; - данный Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Он содержит 6 глав и 25 статей. Международные стандарты аудита (МСА) разработаны Комитетом по Международной аудиторской практике (КМАП). КМАП представляет собой постоянный комитет Совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ), который был учрежден в 1997г. и основан в Нью-Йорке. Членство в МФБ автоматически дает право на членство в Комитете по международным бухгалтерским стандартам (КМБС), основанном в Лондоне. Две организации независимы друг от друга, первая имеет дело с аудитом, последняя - с бухгалтерским учетом. Другие постоянные комитеты МФБ рассматривают вопросы этики, образования, финансового и управленческого учета, государственного сектора, информационной технологии и членства. Версия «Международные стандарты аудита в Казахстане» решением Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов Евразия рекомендована странам СНГ для принятия за основу. Классификация МСА.На сегодняшний день стандарты делятся на 9 групп; десятая группа представляет собой Положения по международной аудиторской практике. Первая группа, которая называется «Введение», включает в себя такие разделы, как предисловие, терминологический словарь, концептуальная основа стандартов. Предисловие способствует пониманию задач и методов работы Комитета по международным стандартам, а также объема и статуса документов, создаваемых этим комитетом. Глоссарий призван ввести единообразие терминов, используемых в МСА, количество которых на сегодняшний день составляет 110. Вторая группа стандартов, получившая название «Обязанности», объединяет стандарты, в которых раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и на руководство аудируемого лица накладываются определенные обязанности. «Планирование» и «Система внутреннего контроля» – третья и четвертая группы стандартов. Эти две группы посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучению деятельности клиента, определению уровня существенности и аудиторских рисков. Документы пятой группы «Аудиторские доказательства» и шестой «Использование работы третьих лиц» содержат рекомендации по получению аудитором доказательств и по привлечению к работе третьих лиц – аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов. В стандартах седьмой группы «Аудиторские выводы и заключения» и восьмой «Специальные области аудита» представлены правила составления аудиторских заключений по результатам аудита ФО и проверки другой информации. Девятая группа «Сопутствующие услуги» раскрывает цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые необходимо соблюдать при выполнении аудитором сопутствующих услуг (выполнение заданий по обзору, подготовке ФО, проведению согласованных процедур). Права, обязанности и ответственность аудиторов.Цель профессии аудитора - работать в соответствии с нормами высочайшего профессионализма для достижения максимального уровня эффективности для удовлетворения потребностей общества. Это предполагает соблюдение четырех основных требований: достоверность, профессионализм, качество услуг и доверие. Для того, чтобы достигнуть цели, стоящей перед аудитором, необходимо выполнить ряд определенных условий или принципов: честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение, коммуникация. Аудитор (аудиторская фирма) имеет право: 1)самостоятельно определять формы (план аудита) и методы аудиторской проверки исходя из требований законодательных актов республики, стандартов аудита, а также конкретных условий договора с предприятием2)осуществлять у предприятий полную проверку документации по финансово-хозяйственной деятельности3)получать по письменному запросу нужную для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку, а также привлекать на договорной основе к участию аудиторов-профессионалов из других фирм (организаций). Аудитор (аудиторская фирма) обязан (а):Осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с согласованными планами работ и договорными условиями;Квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;Обеспечивать сохранность документов б/у. Ответственность аудиторы и аудиторские организации несут за нарушение законодательства об аудиторской деятельности, а также условий договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Ответственность аудитора: 1)Административная ответственность; 2)Гражданско-правовая ответственность. Если имеет место проведение неквалифицированной аудиторской проверки, приведшей к убыткам клиента, то на основании решения суда с аудиторской фирмы могут быть взысканы: Понесенные клиентом убытки в полном размере; Расходы на перепроверку. Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности ФО клиента во всех существенных аспектах.

Содержание, сущность, значение и функции аудита. МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».

Аудит – это лицензируемая предпринимательская деятельность аттестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов), направленная на подтверждение достоверности финансовой и налоговой отчетности, для уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей ФО, представляемой организацией собственникам, а также другим юридическим и физическим лицам. Компоненты аудита.В рамках определения содержания аудита можно отметить ряд ключевых компонентов, каковыми являются: 1) хозяйствующий субъект; 2) информация; 3) квалификация аудитора; 4) сбор и оценка фактов; 5) стандарты или критерии; 6) аудиторский отчет. Рассмотрим подробнее эти со­ставные части аудита. Сущность аудиторской деятельности заключается в том, что она является предпринимательской деятельностью аудиторских фирм (аудиторов), которые предлагают услуги клиентам по независимой проверке ФО, платежно-расчетной документации; оказанию различных услуг и консультаций; ведению и восстановлению б/у; оценке активов и обязательств организации; составлению налоговой декларации; проведению экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности и др. Значение аудита состоит в достижении интересов соответствующих сторон. Это интересы: экономических субъектов (фирм, акционерных обществ) в лице их владельцев; государства в лице налоговой службы; различных пользователей ФО; аудиторов в защите интересов собственника и государства, в обеспечении учета и отчетности. Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции:сбора и оценки доказательств для подтверждения полноты и достоверности ФО;проверку соответствия данных ФО общепринятым стандартам учета. Функции аудита: Экспертиза, т. е. проверка публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью дать заказчику свое заключение, выражение собственного мнения о том, насколько данные ее достоверны и отражают действительное финансовое состояние, соответствует ли постановка б/у действующим законодательным и нормативным актам,аналитическая, консультативная, производственная - Аудиторские организации или индивидуальные аудиторы на договорной и платной основе непосредственно выполняют обязанности бухгалтера: налаживают учет, внедряют его передовые формы и методы; составляют отчетность и декларации о доходах; постоянно ведут учет с составлением отчетности. МСА 200: цель аудита ФО – предоставление аудитору возможности выразить свое мнение в отношении того, подготовлена ли ФО по всем существенным аспектам в соотв.с применяемой основой представления ФО, этические требования в отношении аудита ФО, проведение аудита ФО – в соответствии с МСА, масштаб аудита ФО – при определении аудиторских процедур,которые надо выполнить при проведениии аудита в соответствии с МСА, аудитор должен выполнять требования каждого МСА, применимого к аудиту, профессиональный скептицизм – аудитор должен планировать и выполнять аудит с определенной долей проф.ск., сознавая, что могут сущ.обстоятельства, влекущие за собой искажение ФО, разумная уверенность, аудиторский риск и существенность, ответственность за ФО, определение приемлемости основы представления ФО, принятой руководством субъекта, принимая во внимание характер деятельности субъекта, выражение мнения по ФО, даты вступления в силу, приложение

Сопутствующие аудиту услуги. Назначение и краткая характеристика сопутствующих услуг. Состав и содержание методов сбора аудиторских доказательств в соответствии с МСА 500.

В настоящее время аудиторская деятельность включает две компоненты: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги. Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Сопутствующие аудиту услуги, можно классифицировать по принципу совместимости с различными видами аудита следующим образом: 1) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки; 2) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки. Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по: а) постановке бухгалтерского учета; б) контролю ведения учета и составлению отчетности; в) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; г) анализу хозяйственной и финансовой деятельности; д) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; е) представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами; ж) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; з) научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.; и) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; к) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; л) информационному обслуживанию; м) экспертному обслуживанию; н) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта и др. Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по: ведению бухгалтерского учета; восстановлению бухгалтерского учета; составлению налоговых деклараций; составлению ФО. Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на: услуги действия; б) услуги контроля; в) информационные услуги. К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. К услугам контроляотносятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов"; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.