Христианская мораль
Христианство как мировая религия возникло двадцать веков назад на территории современного государства Израиль. Основателем этой религии был Иисус Христос, иудей по национальности. Родился он от девы Марии, забереме- 1 Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в Древности. М., 1985. С. 345. невшей, как гласит легенда, в результате непорочного зачатия от святого духа. Отец его Иосиф — представитель древнееврейского рода Давида. Как описывают жизнеописания Иисуса, называемые Евангелиями, Христос, хотя и рожден человеком, является и человеком, и богом одновременно. Он пришел на землю в качестве Мессии — спасителя человечества от накопившихся грехов. В тридцатилетнем возрасте Иисус Христос начал свои проповеди и продолжал их всего три года. В тридцатитрехлетнем возрасте Иисус был обвинен в богохульстве и распят на кресте. Казнь была совершена римлянами, под властью которых находилась в то время Иудея. Хотя обвинение в «богохульстве» строилось на основе полемики с положениями Ветхого Завета, тем не менее римляне в этом факте увидели нечто большее, а именно — критику одного из устоев государственной идеологии Римской державы, которая умело приспособила религиозные догмы завоеванных окраин, в том числе и отдельные положения иудаизма, для укрепления своего господства. Своеобразие этики христианства состоит в том, что ее создателем был великомученик. В то же время, по справедливому утверждению А. А. Гусейнова, особенность этики Иисуса определяется его отношением к древнему закону, связанному с именем Моисея1. Моральные заповеди христианства даны в известном противопоставлении нравственности Ветхого Завета. Поэтому можно утверждать, что этика христианства выросла из противоречий на основе отрицания и некоторого преодоления ветхозаветных постулатов. В главе 5 «От Матфея» Нового Завета, в п. 21 читаем: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Дальше развивая это положение древнего закона, в п. 22 «Нагорной проповеди» Иисус Христос сказал: «А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек. — В. Д.), подлежит синедриону (Верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной». Человека, по мысли Иисуса, не только нельзя убивать, но и оскорблять. Поэтому в последующих пунктах проповеди Иисус призывает мириться и с братом, и с соперником, то есть человеком, конфликтующим с тобой. Смысл приведенного запрета состоит в том, 1 Гусейнов А. А. Великие моралисты. С. 109. что норма «не убивай» относится к ближним и, прежде всего, к родственникам. Тогда выходит, запрет «не убивай» не относится к чужим людям, особенно к людям иных вероисповеданий, то есть он не имеет общечеловеческого содержания. В связи со сказанным считаем необходимым проанализировать отдельные высказывания Фридриха Ницше, обратившего внимание на сострадание, считающееся одним из основных феноменов христианства. Он писал: «Христианство называют религией состраданий... Сострадание во много крат увеличивает потери в силе, сострадания и без того дорого обходятся»'. Действительно, для сострадания, то есть для сочувствия нужна и психическая, и нравственная энергия, вполне закономерно в данной ситуации наблюдается некоторое опустошение души и упадок жизненных сил. Сострадание в обычном состоянии человека ничего опасного для него не представляет. У Ницше же речь идет о религиозном сострадании как парадигме религиозного мышления, как неизменной установке массового сознания. Христианская мораль, по Ницше, ослабляет личность христиан тем, что призывает людей принять сторону тех, которые слабы и несовершенны физически и интеллектуально. «Христианство принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни...; христианство погубило разум даже сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовного»2. Итак, Ницше сострадание считал противоестественным, а потому и безнравственным. Противоестественным считал он и призыв к целомудрию. Эти призывы известного философа, хотя и имели значительный резонанс, но всеобщего признания не получили в силу своей противопоставленности здравому смыслу. Мы считаем, что куда естественней было бы для людей, если бы они имели больше сострадания, чем это наблюдается в странах христианского вероисповедания. Было бы гораздо меньше и войн, и колониальных захватов, и криминогенных ситуаций, если бы был принят христианский вариант сострадания. 1 Ницше Фридрих. Антихристианин /J Сумерки богов. М.: Полит 2 Там же. С. 20. Более последовательным и уникальным по сравнению с запретом «не убивай», так и не получившим в христианстве убедительной трактовки, выступает запрет «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...»1. Этот запрет (одновременно и призыв) имеет общечеловеческое значение, он стал важным показателем миролюбия и гуманизма. Притягательность этого высказывания состоит в том, что насилие нельзя победить с помощью насилия, злу нельзя противопоставить зло. Зло можно победить или с помощью меньшего зла, или с помощью добра. Также обстоит дело и с насилием. Насилие можно победить либо с помощью меньшего насилия, либо же с помощью добра. Такова, например, правовая и нравственная природа существования в современном международном праве понятия «гуманитарная агрессия». Звучит несколько противоестественно: «бьют по щеке, подставь другую». Моральный смысл этой акции состоит в том, что подставить другую щеку проще и гуманнее, чем самому бить кого-то по щеке. Эта норма чисто этическая, она действует через деятельность сознания, апеллируя к разуму. В этом ее мудрость, на которой воспитывались выдающиеся люди планеты, такие как Л. Н. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, А. Д. Сахаров, И. Бродский и др. Высокий нравственный смысл заложен также в проповеди Христа о любви к ближнему и об отношении к врагам: «Вы слышали, что сказано «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»2. Как видно из процитированного, Новый Завет отвергает положение Ветхого Завета о том, что нужно ненавидеть врагов. Вместо этого предлагается любить врагов. Этот призыв, шокировавший современников Иисуса, остается не совсем понятным и сегодня. Но он стал общечеловеческим идеалом, хотя всегда могут найтись аргументы, способные оправдать отход от этого поведенческого принципа со ссылкой на конкретную жизненную ситуацию. Например, как быть с маньяком-убийцей, для которого убивать людей стало страстью и потребностью? Сторонники применения смертной казни обычно ссылаются на такие факты. И их благородному негодованию трудно возразить. Но, тем не 1 Евангелие от Матфея. Гл. 5. П. 39 I/ Библия. М., 1968. 2 Там же. П. 43, 44. менее, нравственно-психологический эффект приведенной формулы Нагорной проповеди от этих аргументов нисколько не снижается. Все дело, вероятно, в том, что в выражении «любите врагов ваших» имплицитно присутствует интуитивно постигаемый следующий смысл: поскольку все люди, имея друг с другом общее, могут отождествлять себя друг с другом, постольку они воспринимают друг друга как инобытие собственного «Я». Поскольку ты и я подобны друг другу, постольку то, что ты сделал, мог бы сделать и я. В том, что ты совершил когда-то что-то против меня, есть и моя вина. Поэтому я должен простить тебя как человека, существа, подобного мне, живущего во многих отношениях по тем же, что и я, законам. Исследователь этики христианства не может пройти мимо тех пунктов Нагорной проповеди, где говорится о желаемых нравственных качествах людей, причем здесь речь идет в целом о народе. Нельзя не заметить известной симпатии Иисуса к простым людям, просто к человеку. Только через эти нравственные качества становятся реализуемыми вышеприведенные формулы: «не противься злому» и «любите врагов ваших». Остановимся вкратце на этих нравственных качествах. «И он отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3. Блаженны нищие духом, ибо их царство Небесное». Здесь имеется в виду не духовная нищета, а скорее всего придавленность человека нуждой, его упадническое состояние, потеря веры в жизнь. Христос, разумеется, поддерживает таких людей, он на их стороне. Дальше в продолжении Нагорной проповеди читаем: «4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Человек, который плачет, вряд ли способен быть злобствующим. Далее: «5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кроткими могут быть люди скромные и самокритичные. Христос верит, что таким людям в перспективе принадлежит будущее. «6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Христос и здесь оптимист; он верит, что когда-нибудь люди научатся говорить правду и не бояться ее. «8. Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят». Речь идет о честных и порядочных людях. «10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство Небесное»1. Изгнанные за правду — это искатели справедливости, активно боровшиеся за нее. 1 Евангелие от Матфея. Гл. 5. П. 3 — 6, 8, 10 ff Библия. М., 1968. Только люди с названными в Нагорной проповеди нравственными чертами (плачущие, жаждущие правды, миротворцы, борцы за справедливость, люди кроткие и др.) способны к самоотверженному и бескорыстному поведению, то есть способны достичь вершины нравственного совершенства. Это было одной из основных причин того, что христианская религия стала фундаментом греко-римской цивилизации. Мораль и этика христианской культуры выделяются своей конструктивностью и созидательностью из-за обращенности к бедным, униженным и гонимым, которых большинство в любом обществе. Вероятно, по этой причине христианство стало одной из мировых религий, получившей распространение на всех континентах. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|