Здавалка
Главная | Обратная связь

Христианская мораль



Христианство как мировая религия возникло двадцать веков назад на территории современного государства Израиль. Основателем этой религии был Иисус Христос, иудей по национальности. Родился он от девы Марии, забереме-

1 Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в Древности. М., 1985. С. 345.


невшей, как гласит легенда, в результате непорочного зачатия от святого духа. Отец его Иосиф — представитель древнееврейского рода Давида.

Как описывают жизнеописания Иисуса, называемые Евангелиями, Христос, хотя и рожден человеком, является и человеком, и богом одновременно. Он пришел на землю в качестве Мессии — спасителя человечества от накопившихся грехов.

В тридцатилетнем возрасте Иисус Христос начал свои проповеди и продолжал их всего три года. В тридцатитрехлетнем возрасте Иисус был обвинен в богохульстве и распят на кресте. Казнь была совершена римлянами, под властью которых находилась в то время Иудея. Хотя обвинение в «богохульстве» строилось на основе полемики с положениями Ветхого Завета, тем не менее римляне в этом факте увидели нечто большее, а именно — критику одного из устоев государственной идеологии Римской державы, которая умело приспособила религиозные догмы завоеванных окраин, в том числе и отдельные положения иудаизма, для укрепления своего господства.

Своеобразие этики христианства состоит в том, что ее создателем был великомученик. В то же время, по справедливому утверждению А. А. Гусейнова, особенность этики Иисуса определяется его отношением к древнему закону, связанному с именем Моисея1. Моральные заповеди христианства даны в известном противопоставлении нравственности Ветхого Завета. Поэтому можно утверждать, что этика христианства выросла из противоречий на основе отрицания и некоторого преодоления ветхозаветных постулатов. В главе 5 «От Матфея» Нового Завета, в п. 21 читаем: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Дальше развивая это положение древнего закона, в п. 22 «Нагорной проповеди» Иисус Христос сказал: «А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек. — В. Д.), подлежит синедриону (Верховному судилищу); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной». Человека, по мысли Иисуса, не только нельзя убивать, но и оскорблять. Поэтому в последующих пунктах проповеди Иисус призывает мириться и с братом, и с соперником, то есть человеком, конфликтующим с тобой. Смысл приведенного запрета состоит в том,

1 Гусейнов А. А. Великие моралисты. С. 109.


что норма «не убивай» относится к ближним и, прежде всего, к родственникам. Тогда выходит, запрет «не убивай» не относится к чужим людям, особенно к людям иных вероисповеданий, то есть он не имеет общечеловеческого содержания.

В связи со сказанным считаем необходимым проанализировать отдельные высказывания Фридриха Ницше, обратившего внимание на сострадание, считающееся одним из основных феноменов христианства. Он писал: «Христианство называют религией состраданий... Сострадание во много крат увеличивает потери в силе, сострадания и без того дорого обходятся»'. Действительно, для сострадания, то есть для сочувствия нужна и психическая, и нравственная энергия, вполне закономерно в данной ситуации наблюдается некоторое опустошение души и упадок жизненных сил. Сострадание в обычном состоянии человека ничего опасного для него не представляет. У Ницше же речь идет о религиозном сострадании как парадигме религиозного мышления, как неизменной установке массового сознания. Христианская мораль, по Ницше, ослабляет личность христиан тем, что призывает людей принять сторону тех, которые слабы и несовершенны физически и интеллектуально. «Христианство принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни...; христианство погубило разум даже сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовного»2.

Итак, Ницше сострадание считал противоестественным, а потому и безнравственным. Противоестественным считал он и призыв к целомудрию.

Эти призывы известного философа, хотя и имели значительный резонанс, но всеобщего признания не получили в силу своей противопоставленности здравому смыслу. Мы считаем, что куда естественней было бы для людей, если бы они имели больше сострадания, чем это наблюдается в странах христианского вероисповедания. Было бы гораздо меньше и войн, и колониальных захватов, и криминогенных ситуаций, если бы был принят христианский вариант сострадания.

1 Ницше Фридрих. Антихристианин /J Сумерки богов. М.: Полит
издат, 1989. С. 21.

2 Там же. С. 20.


Более последовательным и уникальным по сравнению с запретом «не убивай», так и не получившим в христианстве убедительной трактовки, выступает запрет «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...»1. Этот запрет (одновременно и призыв) имеет общечеловеческое значение, он стал важным показателем миролюбия и гуманизма. Притягательность этого высказывания состоит в том, что насилие нельзя победить с помощью насилия, злу нельзя противопоставить зло. Зло можно победить или с помощью меньшего зла, или с помощью добра. Также обстоит дело и с насилием. Насилие можно победить либо с помощью меньшего насилия, либо же с помощью добра. Такова, например, правовая и нравственная природа существования в современном международном праве понятия «гуманитарная агрессия».

Звучит несколько противоестественно: «бьют по щеке, подставь другую». Моральный смысл этой акции состоит в том, что подставить другую щеку проще и гуманнее, чем самому бить кого-то по щеке. Эта норма чисто этическая, она действует через деятельность сознания, апеллируя к разуму. В этом ее мудрость, на которой воспитывались выдающиеся люди планеты, такие как Л. Н. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, А. Д. Сахаров, И. Бродский и др.

Высокий нравственный смысл заложен также в проповеди Христа о любви к ближнему и об отношении к врагам: «Вы слышали, что сказано «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»2. Как видно из процитированного, Новый Завет отвергает положение Ветхого Завета о том, что нужно ненавидеть врагов. Вместо этого предлагается любить врагов. Этот призыв, шокировавший современников Иисуса, остается не совсем понятным и сегодня. Но он стал общечеловеческим идеалом, хотя всегда могут найтись аргументы, способные оправдать отход от этого поведенческого принципа со ссылкой на конкретную жизненную ситуацию. Например, как быть с маньяком-убийцей, для которого убивать людей стало страстью и потребностью? Сторонники применения смертной казни обычно ссылаются на такие факты. И их благородному негодованию трудно возразить. Но, тем не

1 Евангелие от Матфея. Гл. 5. П. 39 I/ Библия. М., 1968.

2 Там же. П. 43, 44.


менее, нравственно-психологический эффект приведенной формулы Нагорной проповеди от этих аргументов нисколько не снижается. Все дело, вероятно, в том, что в выражении «любите врагов ваших» имплицитно присутствует интуитивно постигаемый следующий смысл: поскольку все люди, имея друг с другом общее, могут отождествлять себя друг с другом, постольку они воспринимают друг друга как инобытие собственного «Я». Поскольку ты и я подобны друг другу, постольку то, что ты сделал, мог бы сделать и я. В том, что ты совершил когда-то что-то против меня, есть и моя вина. Поэтому я должен простить тебя как человека, существа, подобного мне, живущего во многих отношениях по тем же, что и я, законам.

Исследователь этики христианства не может пройти мимо тех пунктов Нагорной проповеди, где говорится о желаемых нравственных качествах людей, причем здесь речь идет в целом о народе. Нельзя не заметить известной симпатии Иисуса к простым людям, просто к человеку. Только через эти нравственные качества становятся реализуемыми вышеприведенные формулы: «не противься злому» и «любите врагов ваших».

Остановимся вкратце на этих нравственных качествах. «И он отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3. Блаженны нищие духом, ибо их царство Небесное». Здесь имеется в виду не духовная нищета, а скорее всего придавленность человека нуждой, его упадническое состояние, потеря веры в жизнь. Христос, разумеется, поддерживает таких людей, он на их стороне.

Дальше в продолжении Нагорной проповеди читаем: «4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Человек, который плачет, вряд ли способен быть злобствующим. Далее: «5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кроткими могут быть люди скромные и самокритичные. Христос верит, что таким людям в перспективе принадлежит будущее. «6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Христос и здесь оптимист; он верит, что когда-нибудь люди научатся говорить правду и не бояться ее. «8. Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят». Речь идет о честных и порядочных людях. «10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство Небесное»1. Изгнанные за правду — это искатели справедливости, активно боровшиеся за нее.

1 Евангелие от Матфея. Гл. 5. П. 3 — 6, 8, 10 ff Библия. М., 1968.


Только люди с названными в Нагорной проповеди нравственными чертами (плачущие, жаждущие правды, миротворцы, борцы за справедливость, люди кроткие и др.) способны к самоотверженному и бескорыстному поведению, то есть способны достичь вершины нравственного совершенства. Это было одной из основных причин того, что христианская религия стала фундаментом греко-римской цивилизации. Мораль и этика христианской культуры выделяются своей конструктивностью и созидательностью из-за обращенности к бедным, униженным и гонимым, которых большинство в любом обществе. Вероятно, по этой причине христианство стало одной из мировых религий, получившей распространение на всех континентах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.