Здавалка
Главная | Обратная связь

Этические модели экономического поведения



Под экономикой мы понимаем сферу человеческой деятельности, связанную с производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ. Обычно в научной литературе, да и на практике принято отождествлять экономику и хозяйство. В «Толковом словаре русского языка» читаем, что хозяйство — это «1. То же, что и экономика (в 1-м знач.) ... 2. Производство, экономика (во 2-м знач.)»3. Нам представляется, что понятие «хозяйство» охватывается понятием экономика как ее структурный элемент и характеризует в экономической деятельности ту ее

1 Громова Л. А. Этические модели экономического поведения.
СПб., 1995.37 с.

2 Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994;
Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993; Ролз Дж. Тео
рия справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995; Сен
А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996; Бертран де Жювенель.
Этика перераспределения. М.: Институт национальной модели эко
номики, 1995; Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный
хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993; Хайек Ф.
Дорога в рабство / Вопросы философии. 1990. № 10, 11, 12. 1990; Коз
ловски П. Этическая экономия как синтез экономической и этиче
ской теории / Вопросы философии. 1996. № 8. С. 66—88.

3 Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
М., 1997. С. 866.


часть, которая связана с наличием собственности и умением управлять ею и извлекать выгоду (пользу).

Предложенная дифференциация понятий необходима по методологическим соображениям, когда мы ведем речь об экономическом поведении.

Каждый структурный элемент экономической сферы (производство, обмен, распределение и потребление) подлежат обязательной этической оценке, ибо все эти составляющие экономической деятельности связаны с поведением людей, с его мотивацией.

Объективной регулирующей основой и производства, и обмена, и потребления выступает рынок, который строится на изучении потребностей людей, их спроса в тех или иных товарах и услугах. Чтобы рынок был цивилизованным в духе высоких стандартов сегодняшнего дня, изучение спроса должно быть квалифицированным, научным. Современный рынок не может ориентироваться на производство каких угодно услуг и товаров. Цивилизованный рынок не должен быть «черным рынком». Любое общество, если оно не криминальное и не мафиозное, должно обезопасить себя от превращений рыночных отношений в поле господства и манипуляций со стороны антиобщественных сил. Здесь должны быть установлены четкие критерии экономического (рыночного) поведения, опирающиеся на общечеловеческие нравственные требования.

Прежде всего экономическое поведение должно опираться на критерий справедливости, что равноценно, по Ролзу, честности. Честность личности в сфере рыночных связей означает, что предлагаемые услуги и товары должны быть высокого качества, здесь обман недопустим. То же самое относится и к противоположной стороне, принимающей услуги или покупающей товар. Эта сторона должна своевременно уплатить должную цену за товар или услуги.

Высокие нравственно-этические требования предъявляет рынок и к сфере производства, и к сфере хозяйствования. В этом плане можно говорить о качестве хозяйствования и качестве труда.

Качество хозяйствования определяется присутствием в этом процессе нравственных начал как мотивов деятельности. Хозяйствование — это умение владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью в связи с общественным назначением вещи, то есть в соответствии с ее предназначенностью для определенных человеческих благ. Если предмет


или вещь (собственность) используется не по назначению, мы имеем некую основу для нравственного отчуждения. Это было замечено еще в период господства стиля барокко в европейском искусстве, получившем выражение в крылатой фразе: «Обязательство восходит к природе вещи»1. Продолжая эту мысль, П. Козловски напрямую связывает капитализм с природой вещей. Он пишет: «Моральность капитализма может быть обоснована исходя из природы вещей»2. Цитируемый автор прав в том отношении, что капитализм, при всех его недостатках, предельно четко обнажает в предметах и явлениях уровень их практической полезности для человека и общества. Духовное, в этой связи, нередко остается на втором плане, ибо предметы духовного производства далеко не всегда продаются и покупаются.

Сутью культуры производства выступает культура труда. Существует ряд нравственно-этических требований к труду человека — это умение доводить дело до конца, обеспечивать высокое качество продукта труда, надлежащую производительность труда. В труде опредмечиваются сущностные силы человека, в первую очередь, нравственное кредо его деятельности. В то же время современный труд отличается все более возрастающим участием в нем новых аппаратов и машин, компьютеров и ставит перед человеком задачу систематического обновления знаний. Но возрастание информированности не ведет к пропорциональному росту нравственной культуры, которая, как правило, отстает. Чтобы не было таких перекосов, необходима социокультурная или нравственно-этическая экспертиза любых форм человеческой деятельности. В философской литературе уже вносилось предложение о необходимости введения таких экспертиз, но дальше этого дело не пошло. Нам думается, что такой социальный инструментарий помог бы решить многие проблемы соционормативного развития общества. Это существенно приблизило бы нравственно-этические ценности к их практической реализации.

Таким образом, введение социокультурной или нравственно-этической экспертизы всех видов человеческой деятельности в современных условиях становится своеобразной этической моделью экономической деятельности (поведения).

1 Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб.,
1996. С. 17.

2 Там же.


Культуру потребления характеризуют две категории, образующие дихотомическую пару — это бережливость и расточительность. Это особенно заметно при сравнении бедных ресурсами стран, таких как Германия и Япония, в которых за счет бережного, экономного отношения к сырью и материальным ресурсам достигаются фантастические успехи. Еще в начале 80-х годов XX века в США, в этой богатой ресурсами стране, более 20% электрической энергии добывали путем сжигания мусора.

Гносеологической основой бережливости и связанной с ней умеренности потребления выступает рационализм, а их нравственным аналогом служит скромность как нравственное качество личности. Скромность — нравственная самооценка, ориентированная на умение личности ограничивать свои социальные притязания, а в экономическом поведении — потребление материальных благ вполне допустимыми и разумными пределами.

Расточительность — это антипод бережливости, связанный с нерациональным расходованием, транжированием материальных ценностей. Расточительность у древних греков считалась серьезным преступлением, за что полагалось суровое наказание — изгнание из страны. Великий античный мыслитель Демокрит был судим за то, что промотал доставшееся ему в наследство от отца большое богатство. Поскольку все средства он потратил на путешествие в восточные страны и сумел это великолепно описать в книге, был освобожден от наказания. Жители города Абдеры «не только сняли с него обвинение, но и оценили его произведение на сумму такую же, или даже намного большую, чем все потраченное наследство»1.

Наиболее важным видом экономического поведения, без которого фактически нет рыночных отношений, является предпринимательство, охарактеризованное Л. А. Громовой как «один из видов творческой деятельности и экономического поведения, в котором принцип пользы реализуется наиболее полно»2. Инобытием предпринимательства в этическом поведении является предприимчивость, выражающая умение и готовность вступать в деловой контакт с целью извлечения экономической выгоды.

Однако ни бережливость, ни предприимчивость не являются самодостаточными этическими моделями эконо-

" 'Виц Б. Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979. С. 9. 2 Громова Л. А. Этические модели экономического поведения. СПб., 1995. С. 13.


мического поведения, ибо они полностью зависят как от конъюнктуры рынка, так и от нравственной культуры личности. Здесь необходим общий регулятивный механизм, в качестве которого выступает гуманистически ориентированная экономика, достигающая своих целей с помощью этики перераспределения. Суть такого перераспределения характеризуется известным французским экономистом и социологом Бертраном де Жювенелем следующим образом: «Побуждение к перераспределению тесно связано с чувством стыда: позор, что так много людей должны жить в жестокой нужде, и не меньший позор, что многие ведут неподобающе богатый образ жизни, который кажется нескромным и даже неприличным. Таким образом, стремление к перераспределению в определенной мере связано с представлением о некотором минимальном уровне, ниже которого никто не должен опускаться»1. Хотя автор справедливо оценивает побудительные мотивы перераспределения, тем не менее он выступает против существования такой экономики, которая допускала бы перераспределение по этическим мотивам. По его словам, расчеты показали, что «...доступные для перераспределения суммы оказались настолько незначительными по сравнению со средствами, проходящими через руки государства». Далее, продолжая эту мысль, Бертран де Жю-венель выражает сомнение в возможности участия государства в перераспределении и пишет: «...перераспределение было бы более эффективным, если бы оно не сопровождалось усилением роли государства»2. «Представление о том, что государство распределяет деньги богатых, — отмечает он, — оправдано в очень незначительной мере, но оно поддерживается, чтобы скрыть действительное положение дел: перераспределяемая покупательная способность в подавляющем большинстве случаев черпается из тех социальных слоев, куда и направляется». Признавая в какой-то мере аргументированность суждений цитируемого автора, невозможно не возразить ему, ибо более дееспособного учреждения в вопросе перераспределения средств в пользу бедных, чем государство, трудно предположить. В то же время из контекста рассуждений де Жювенеля видно, что состоятельные не очень-то заинтересованы в таком перераспределении богатств, чтобы не допустить снижения жизненного уровня бедных ниже определенного уровня. Поэтому остается рассчитывать на роль государства в решении этой про-

1 Бертран де Жювенель. Этика перераспределения. М., 1995. С. 50.

2 Там же. С. 136—137.


блемы. Обоснованность такого подхода становится более представимой, если учесть фактор существования Организации Объединенных Наций, экономические функции которой имеют тенденцию к расширению.

В свете сказанного каждое государство в качестве этической модели своего экономического поведения должно иметь заботу о том, чтобы минимальный жизненный уровень не опускался ниже определенного предела, установленного мировыми стандартами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.