Здавалка
Главная | Обратная связь

Этнопсихологические черты общения башкир



Этноэтикет как систему стереотипов сознания, в которых отражены традиционные стандарты поведения1, нельзя изучить сколько-нибудь обстоятельно без обращения к этнопсихологической стороне общения. Обратимся в связи с этим к некоторым историческим источникам, которые характеризуют этнопсихологию башкир достаточно объективно.

В конце XIX столетия этнограф-исследователь Л. Фон-Берхгольц писал о башкирах: «Они довольно вспыльчивы, но не злы...» Башкир, по Берхгольцу, «любит, чтобы на него обратили внимание, похвалили бы его или его лошадь, его удальство, ловкость. Башкир крайне самолюбив, обидчив невниманием к нему, а тем паче высказанным неуважением...»2. Надо отметить, что Берхгольц верно уловил характерные психологические черты башкир, отдельные из которых бытуют и сегодня. В то же время в этой сфере произошли определенные изменения — это возросшая толерантность к поступкам других, снисходительность, значительное преодоление прямолинейности и бесхитростности.

Отсутствие хитрости и легковерие и сейчас еще продолжают оставаться психологическим качеством многих башкир, а отсюда логически следуют такие качества, как быстрая

1 Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения
поведения. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7—21.

2 Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографиче
ское обозрение. 1893. № 3. С. 79.


внушаемость и возбудимость, прямолинейность. Вряд ли все названные психологические качества можно оценивать однозначно: или только как положительные, или, наоборот, только как отрицательные. В одних случаях приведенные черты психики играют позитивную роль, а в других — негативную. Без учета сказанного вряд ли можно правильно понять этнические особенности общения башкир.

В этнопсихологии башкир важное место занимает понятие искренности, выражающее состояние открытости внутреннего мира человека, его доступности. О таком человеке говорят: «ихлас», «алсак» (отзывчивый, искренний). Вероятно, не случайно видный башкирский литературовед К. А. Ахметьянов пытался ввести в оборот новую категорию «искренности», о чем мы уже писали. Поддерживая эту мысль, мы считаем категорию искренности стыковой между этикой, эстетикой и психологией.

Антиподом искренности выступает двуличие. Нарицательная оценка двуличного человека звучит так: «Ул ике йезле» («У него два лица»). Применяется и другая оценка: «БитЬез» («Без лица»).

Нечто аналогичное встречается и в обычном праве ногайцев, у которых существует принцип «бит». «Бит югалту» — «потерять лицо, совесть» — значило «лишиться общественного уважения»1.

Другим понятием этнопсихологии башкир является «моц», содержание которого невозможно перевести на русский язык одним словом, но приблизительно это будет означать внутреннее обаяние, вдохновение. «Моц» — это такое гармоничное состояние, когда в человеке все представлено в меру: он сдержан, но и не пассивен. «Моц» — это доброта, видная снаружи; привлекательность, задумчивость, внутренняя сосредоточенность. Короче говоря, понятие «моц» универсально по содержанию, имеет богатую смысловую нагрузку и множество оттенков (нравственных, эстетических и психологических).

Когда о человеке говорят «моцло кеше», это может означать состояние человека, неравнодушного к окружающему, который способен понять другого человека; «моцло кеше» — творческая и инициативная личность. Но иногда этим термином передают состояние легкой грусти в человеке, его задумчивости.

1 Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII — нач. XX в.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л.: Изд-воЛГУ, 1985. С. 15.


Человек, у которого отсутствуют названные качества, характеризуется выражением «моцпоз кеше», что означает равнодушие, неумение понять другого человека, отсутствие ценностного видения мира, а также отсутствия интереса к самому себе (чувства собственного достоинства).

Иногда термин «моц» употребляется в узком смысле как характеристика мелодизма музыкального произведения, или же этим словом характеризуют талантливость исполнителей музыкальных произведений. И, наконец, необходимо знать, что универсальность понятия «моц», многоас-пектность содержания сближает его с понятием древних греков «колокагатия», выражавшего синкретическое единство «добра» и «красоты».

Этническая психология башкир при оценке поведения человека часто обращается к понятию «дэрт», переводимого как «задор, энергия» (интенсивность желаний, потребностей, интересов, чувств); «дэрт» — это вера в свои силы, это и чувство собственного достоинства. Личность, обладающая этим чувством, не дойдет до низкопоклонства, не станет угодничать. Но это понятие нельзя свести ни к одному из моральных понятий (честь, достоинство, совесть). В понятии «дэрт» силен психологический момент, это также и мера темперамента. Главное в понятии «дэрт» — это сила духовного порыва, высокого нравственного чувства. Более или менее приближенно понятие «дэрт» можно было бы перевести как «воодушевленную страсть, внутренний пафос». У башкир существует пословица «Дэртпез кеше — мондоз кеше» («Бесстрастный человек не может быть обаятельным») , а другая пословица гласит: «Дэртпезгэ дауа кж>> («Человеку, лишенному дэрт, лечение не поможет»).

Одним из основных понятий башкирского этноэтикета, выражающим морально-психологическое кредо общения, выступает «тыйна'клы'к», который одновременно служит требованием к общению и мерилом его оценки. Слово «тыйна'клы'к» сродни русскому слову «вежливость». Вспомним в этой связи изречение Сенеки: «Ничто не ценится так высоко и ничто не дается так дешево, как вежливость». Однако «тыйна'клы'к» не переводится только одним словом и имеет целый спектр значений: и скромность, и сдержанность, и продуманность поведения. Тыйна'клы'к — это опрятность и аккуратность одежды, это не слишком дорогая и бросающаяся в глаза яркая вещь; это и соответствующая походка (не слишком быстрая и не слишком медленная); это и тембр,


и громкость голоса; это и поза, когда человек сидит или лежит в постели; это и умение есть за столом, не привлекая внимания окружающих; это также презрение к роскоши и к чванству, к приобретательству и вещизму. Тыйнаклык: — это скромность в быту, в потреблении, умение прощать ошибки и промахи человека.

По своей универсальности и нравственно-этическому содержанию понятие «тыйнаклык» близко к основному понятию абхазского этноэтикета «аламыс»1, являющегося стержневым моментом общения абхазов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.