Здавалка
Главная | Обратная связь

Имидж (образ) менеджера



Создание положительного имиджа менеджера-управленца компании необходимо при работе с людьми и сопутствует нормальной работе предприятия. Для его формирования потребуется постоянно работать над собой, но зато потом новый образ будет работать на менеджера, возмещая затраты и принося дивиденды.Обычно, говоря об имидже, подразумевают образ, который человек представляет окружающим, своеобразную форму самопрезентации.

Понятие имиджа включает как природные свойства личности(внешние данные, темперамент), так и специально созданные с целью достижения успеха. Людям с привлекательной внешностью всегда симпатизируют, недаром Шопенгауэр назвал красоту рекомендательным письмом личности к обществу. Конечно, никто не потребует от менеджера быть похожим на фотомодель или античную статую, однако умение пользоваться внешними данными весьма важно при работе с людьми. Психологи отмечают, что красивый человек более уверен в себе и способен произвести хорошее впечатление на оппонента. Однако отсутствие привлекательной внешности не закрывает дорогу к формированию положительного имиджа. Личность может компенсировать недостаток одних качеств развитием и подчеркиванием других. Обаяние — это не только приятная внешность, но и умение общаться, слушать собеседника, одеваться со вкусом, вести себя соответственно правилам этикета. Но есть одно обязательное условие, необходимое для создания образа, — постоянная работа над собой.

Эмоциональность напрямую зависит от темперамента, причем каждый из его четырех типов обладает своими плюсами и минусами. Сангвиники и холерики отличаются быстротой реакции, хваткой, готовностью рискнуть и воплотить перспективную новую идею, флегматики и меланхолики — обстоятельностью, расчетливостью, склонностью к аналитическому подходу в решении проблемы.

К природным качествам относят также коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), рефлексивность (способность понимать собеседника), красноречие (способность воздействовать силой слова). Трудно представить на месте менеджера некоммуникабельного человека хотя бы потому, что управление персоналом и производственным процессом требует постоянного общения. Крупный менеджер является, по сути, посредником, принимающим решения на основе обмена информацией с различными людьми, начиная от владельца предприятия, сотрудников фирмы и заканчивая государственными чиновниками, конкурентами, иностранными партнерами. Природная общительность дает дополнительные козыри по сравнению с управленцем, предпочитающим уединение. Умение выслушать и понять оппонента только на первый взгляд кажется простым: полученная информация требует молниеносного анализа, ложные намерения собеседника необходимо отделять от истинных, суть проблемы не должна тонуть в частностях. Красноречие предполагает способность доводить свои намерения до собеседника в однозначной, эстетически целесообразной форме. Заставить слушать себя — уже проявление власти, красноречие обеспечивает признание этой власти не как навязанной извне, а как чего-то должного. Парадоксально, но даже в период широкого развития информационных технологий, живое слово оказывает наибольшее воздействие. Недаром основные решения принимают на совещаниях и переговорах, эффективность которых зависит от умения представить предложения в привлекательной словесной форме.

Профессиональный имидж — это гармоничное сочетание природных и приобретенных качеств, среди которых главную роль играет компетентность: человек получает должность управляющего именно потому, что от него ждут квалифицированных действий. Практика показывает, что приоритетными являются экономические и юридические познания. Знания экономики позволяют осуществлять непосредственное руководство, заключающееся в определении номенклатуры товаров и услуг, выборе рынков сбыта, конкуренции и сотрудничестве, ценовой политике и др. Конечно, менеджер должен иметь представление о деятельности вверенного ему предприятия как в реальном секторе, производящем товары, так и в сфере торговли и услуг (в противном случае невозможно контролировать среднее и низшее звенья управления, принимать компетентные решения). Отслеживая новые конъюнктурные тенденции, он предлагает собственникам предприятия изменить структуру инвестиций и схему ценообразования, сфокусировать внимание на других рынках, увеличить или сократить штат сотрудников. Только при наличии высокой профессиональной квалификации можно принимать эффективные решения, рисковать материальными ресурсами ради получения большей прибыли.

Теоретические знания обязательно должны быть дополнены практическим опытом, поэтому среди генеральных директоров и других высокопоставленных менеджеров не встретишь вчерашних выпускников вузов. Следует отметить, что немаловажную роль играют старые связи и знакомства, ибо в российской экономике принято полагаться на личные отношения, а не на стихию рынка.

Не обойтись современному руководителю без элементарных юридических познаний. Конечно, всегда можно воспользоваться услугами профессиональных юристов и юрисконсультов фирмы (при оформлении документов их помощь незаменима), но хороший менеджер должен уметь самостоятельно ориентироваться в лабиринтах налогового и трудового законодательства.

Говоря о профессиональном имидже менеджера, стоит упомянуть такие немаловажные черты, как воспитанность и образованность. На Западе добросовестность и профессиональная этика давно вошли в составляющие понятия “имидж”. Образованность расширяет кругозор, обостряет интуицию, что помогает более продуктивно решать поставленные задачи и находить неожиданные решения. Недаром начальники разных уровней управления стремятся попасть на тренинги, развивающие творческое мышление. Руководитель при всей своей загруженности не должен останавливаться в творческом росте, ибо жизнь выдвигает новые проблемы и предъявляет новые требования.

Таким образом, в профессиональном имидже успешного менеджера можно выделить качества прирожденные и приобретенные. Среди первых основными являются коммуникабельность, рефлексивность, красноречие, внешние данные. Среди вторых — компетентность, опытность, воспитанность и образованность. Умелое и творческое их сочетание приведет к созданию положительного имиджа. Для его формирования потребуется приложить усилия, но зато потом новый образ будет работать на менеджера, возмещая затраты и принося дивиденды.

Правильно подобранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж, как указывает Г.Почепцов, выполняет следующие основные функции.

Выполняя первую функцию, имидж задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становится узнаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. На функции идеализации имидж пытается выдать желаемое за действительное. Когда объект перестраивается под желания населения, подобная адаптация носит положительный характер. И в том, и в другом случае имидж имеет функцию противопоставления, поскольку он строится системно, исходя из уже имеющихся иных имиджей, на контрасте с ними.

Основные этапы формирования имиджа менеджера могут быть представлены в таблице 22.1.

Таблица 22.1

Этапы формирования имиджа менеджера

ЭТАП ЦЕЛЬ
1. Индивидуализация Выделение среди других
2. Акцентуация Подчеркивание выделенных характеристик
3. Продвижение Порождение контекстов, где эти характеристики могут наилучшим способом проявиться

 

По мнению американских исследователей Т.Питерса и Р.Уотермена, компании, которые сформулировали для себя лишь финансовые цели, как правило, не достигают финансовых результатов, каких достигают компании с более широким диапазоном ценностных установок. Конкрет­нее этот более широкий диапазон ценностей можно определить как идеологию компании, ее внутренний и внешний имидж.

Идеология компании – это система ценностных установок и ориен­тиров, принимаемая персоналом компании. Воплощенная в жизнь идео­логия формирует имидж компании как внутренний (воспринимаемый занятым персоналом), так и внешний (воспринимаемый внешней окру­жающей средой компании). Идеология компании – это теоретическая установка на систему ценностей и моделей поведения, имидж – реальный образ компании с конкретной идеологией. То есть имидж – это прак­тическая сторона идеологии компании, воплощение идеологических ус­тановок в конкретных жизненных ситуациях.

Идеология компании и ее имидж тесно связаны. Чистая идеология как система ценностей моделей поведения, не подкрепленная верно построенным имиджем компании, воспринимается как искусственная не­реальная установка. В то же время имидж компании без идеологической наполненности не воспринимается цельно, он является как бы набором ярких фрагментов без общего смыслового содержания. Можно сказать, что формирование цельного имиджа без единой идеологии невозможно, в то время как существование чистой идеологии без имиджевой поддержки хотя и возможно, но бесполезно.

Грамотно построенная идеология компании обеспечивает четыре ос­новных функции – постановка цели, мобилизация ресурсов, самоиден­тификация коллектива, создание системы ценностей и смыслов для за­нятых. Для осуществления перечисленных выше функций идеологии не­обходимо создать адекватное восприятие идеологических установок у занятых. С этой целью компания формирует внутренний имидж или образ фирмы, воспринимаемый занятыми. Этот образ складывается как из вер­бальных компонентов (история, мифы и т.д.) так и из невербальных (отделка помещений, стиль поведения менеджеров и т. п.).

Внутренний имидж компании выполняет следующие функции: создание эмоционального тона восприятия идеологических установок, иллюстрация идеологии в ярких и доходчивых образах, формирование у персонала личной заинтересованности в принадлежности к идеологическому сооб­ществу. Перечисленные выше функции обеспечивают реализацию каждой функции идеологии.

Идеология должна обозначать цель, или, другими словами, давать прогноз. Основным элементом прогноза является идеал, который означает не просто то, что будет, а то, что должно быть. Немаловажную роль в восприятии этого идеала играет имидж компании. От того, насколько близко примут и поймут занятые идеал, зависит успех идеологического воздействия. Как уже отмечалось выше, занятые в основном плохо вос­принимают чужеродные идеи и идеалы. Для того, чтобы нужный идеал стал предметом веры, необходимо чтобы человек считал его своим соб­ственным идеалом. Имидж компании, представляя собой набор ярких и доходчивых образов, каждый из которых несет в себе нужную идею, дает человеку материал для индуктивного вычленения этой идеи из вос­принятого имиджа. Таким образом, идеал, донесенный посредством имиджа, в конечном итоге становится предметом убежденности и веры.

Наличие внутреннего имиджа способствует мобилизации дополнитель­ных ресурсов компании. В то время, как идеология воздействует на сознательное восприятие персонала, давая ему стимул для мобилизации, имидж влияет на эмоциональный фон занятых. Таким образом, персонал получает как рациональные, так и эмоциональные стимулы для мобили­зации. Одним из залогов успеха в IBM считают «корпус мужественных людей, не желающих ходить строем и действующих на пределе своих возможностей». Такой имидж персонала компании поощряет интенсивное развитие самого персонала, его стремление вырваться вперед.

Атмосфера работы в компаниях, уделяющих внимание разработке своей идеологии и имиджу, разительно отличается от атмосферы деидеологи-зированных фирм. В последних люди работают только ради денег или карьеры. Коллектив таких компаний разлагается сплетнями и нездоровыми слухами, которыми заполняется идеологический и имиджевый вакуум. Очевидно, что о рациональном использовании трудовых ресурсов и их мобилизации в таких компаниях говорить нельзя.

Внутренний имидж компании неразрывно связан с ее историей. Фак­тически имидж строится на истории из исторических фактов и не может существовать без нее. Функция имиджа в процессе создания системы ценностей заключается в предложении персоналу ярких и простых при­меров – кейсов, имеющих сильную эмоциональную окраску. Вербализо­ванная в этических нормах идеологическая установка на систему ценно­стей и моделей поведения нуждается в ярких иллюстрациях, направленных на чувственное восприятие. Приняв разумом идеологическую установку, человек знает, что такое хорошо и что такое плохо, а под воздействием имиджа он не только знает, но и чувствует это.

Корпоративный имидж (corporate image) значим и в финансовом менеджменте. Имидж представляет собой неявный (нематериальный) актив, отражается в со­ответствующей статье (Intangibles: goodwill (patent), trade mark) активной части балансового отчета североамериканских и западноевропейских ком­паний в стоимостном выражении.

Имидж — инструмент достижения стратегических целей организации.

Имидж можно создавать заново (для новой организации), изменять. Успешный процесс его формирования требует управления (планирования, организации, контроля). Деятельность по формированию имиджа оцени­вается качественно (цели, структура, содержание, исполнители, техноло­гии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономическая эффек­тивность).

Можно выделить следующие шесть этапов создания и продвижения корпоративного имиджа (таблица 22.2.).

Осуществляя процесс управления корпоративным имиджем, необходимо иметь четкие представления о структуре имиджа организации и особенностях психологических процессов формирования имиджа в сознании индивидов.

Таблица 22.2

Этапы формирования корпоративного имиджа

ЭТАП ЦЕЛЬ
1. Социологический опрос Определение характеристик идеального объекта этого типа и нашего реального объекта
2. Ранжирование Размещение характеристик по приоритетности, по связи друг с другом
3. Выражение Определение того, какими способами можно выразить требуемые характеристики
4. Планирование Определение того, как и по каким каналам дойдет до целевой аудитории требуемое сообщение
5. Реализация Проведение информационной кампании
6. Эффективность Проверка того, с какой эффективностью была проведена информационная кампания

Имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на осно­ве хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации.

Имидж организации можно рассматривать как существую­щую в сознании людей систему представлений (образов) и оценок, объектом которых она является.

Структуру имиджа организации составляют представления людей относи­тельно организации, которые условно можно разделить на восемь групп (ком­понент):

1. Имидж товара (услуги) составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает товар.

2. Имидж потребителей товара. Для товаров широкого потребления имидж пользователей товара включает представления о стиле жизни, общественном статусе и характере потребителей.

3. Внутренний имидж организации - представления занятых о своей организации. Занятые рассматривают­ся здесь не только как фактор конкурентоспособности организации, одна из ключевых групп общественности, но и как важный источник информации об организации для внешних аудиторий. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально-психологический климат.

Управление персоналом в организации носит много­уровневый характер. Каждый уровень включает в себя ряд систем. Первый уро­вень - уровень социальной адаптации — включает системы подбора и обучения персонала, способствующие быстрому усвоению культуры организации, а так­же форм предметной деятельности (способов выполнения профессиональных обязанностей). В случае успешной адаптации новые работники становятся носи­телями культуры организации и в последующем передают ее новому поколе­нию. Второй уровень структуры управления персоналом может быть назван «уров­нем отношений», так как его составляют система власти, или отношений ру­ководства и подчинения; система внутренних коммуникаций, опосредующих отношения между руководителями и подчиненными, а также между работника­ми; и система взаимодействия (отношений) с внешней средой. И третий уро­вень - уровень мотивации - включает систему аттестаций - оценки работы персонала на основании принятых в организации критериев; систему вознаг­раждений; систему социальных трансферов (трудовых и социальных льгот); систему идентификации. Последняя имеет особое значение, так как идентифи­кация работника со своей организацией означает, что личные цели и ценности работника совпадают с целями и ценностями организации, работник предан организации и испытывает чувство причастности к общему делу. Человек, раз­деляющий цели и ценности организации, при выполнении работы руководст­вуется собственной мотивацией, не требующей дополнительного стимулирова­ния. Такой результат во многом достигается благодаря культивированию внеш­них признаков принадлежности к организации (элементов фирменного сти­ля, объектом которых может стать униформа), а также ряда других символов организации, таких как гимн, корпоративная легенда, основатель организа­ции и т.д.

Культура как интегрированное представление о нормах и ценностях, принятых в организации, наполняет каждую систему определенным содер­жанием, особенности которого определяют отношение занятых. Системы, являясь продуктом культуры организации, в свою очередь воспроизводят или поддерживают ее, а потому могут быть названы элементами культуры организации.

Социально-психологичес­кий климат — социально-психологическое состояние коллектива, результат совместной деятельности людей, их межличностных отношений, детерминиро­ванных не столько объективными условиями, сколько субъективной потребно­стью людей в общении, и ее удовлетворением. Другими словами, социально-психологический климат организации можно рассматривать как удовлетворен­ность/неудовлетворенность членов организации межличностными отношения­ми, которая проявляется, по мнению Бойко В.В., в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе.

4. Имидж основателя и/или основных руководителей организации (речь идет об индивидуальном ими­дже каждого руководителя) включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических харак­теристиках основателя (руководителей) на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности вербального и невербального поведения, поступки и параметры неосновной деятельности, или точнее контекст, в котором действует(ют) основатель (руководители) организации.

Внешность является наиболее открытой для наблюдения харак­теристикой человека, не требующей для своего опознания длительного време­ни, представляет собой один из источников невербальной информации о чело­веке. Внешность - понятие собирательное, внешний облик человека создают одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения и т.д.). Внеш­ность в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие, так как люди склонны связывать отдельные внешние характеристики с определенными характерологическими чертами.

К особенностям вербального и невербального поведения относятся мимика, жестикуляция, улыбка, контакт глаз и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией и произношени­ем.

Социально-демографические характеристики пол, возраст, уровень обра­зования, доходы, жилье, жизненный цикл семьи и т.д.

Поступок форма поведения человека в определенной ситуации. Именно поступки служат основой для выделения черт личности.

Параметры неосновной деятельности составляют социальное происхожде­ние, этапы профессиональной карьеры, семейное окружение, интересы, мне­ния, активность личности вне работы (спорт, хобби, манера проводить отпуск и т.д.). Заполнить эту информационную ячейку очень важно, ибо, как считают западные имиджмейкеры: «Имидж строится не на абстрактных понятиях, а на небольших, но убедительных фактах из жизни личности».

5. Имидж персонала - собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты (см. табл. 22.3).

Имидж персонала формируется, прежде всего, на основе прямого контак­та с работниками организации. При этом каждый работник может рассматри­ваться как «лицо» организации, по которому судят о персонале в целом.

Таблица 22.3

Характерные черты персонала организации и их основные переменные

Компетентность Культура Социально-демогра­фический профиль
• Степень подготовлен­ности человека к различным видам деятельности, или знания • владение широким классом навыков • опыт • умение общаться с людьми и т.д. • доброжелательность • аккуратность • вежливость • терпимость • внимательность • эрудиция • ответственность • свободное владение языками и т.д. • возраст • уровень образования • соотношение мужчин и женщин    

6. Визуальный имидж организации — пред­ставления об организации, субстратом которых являются зрительные ощуще­ния, фиксирующие информацию об интерьере и экстерьере офиса, торговых и демонстрационных залах, внешнем облике персонала, а также фирменной сим­волике (элементах фирменного стиля).

На визуальный имидж организации оказывают влияние индивидуальные (эстетический вкус), психологические и этнические (символика цвета в различ­ных национальных культурах) особенности восприятия предметов, в том числе одежды, помещений и их оформления. Кроме того, визуальный имидж органи­зации находится под воздействием социальных факторов, таких как мода, мне­ние значимых других.

7. Социальный имидж организации — пред­ставления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества. Социальный имидж формируется посредством информирования общественности о социальных ас­пектах деятельности организации, таких как спонсорство, меценатство, под­держка общественных движений, участие в решении проблем экологии, заня­тости, здравоохранения и т.д., содействие конкретным лицам.

8. Бизнес-имидж организации - представления об организации как субъекте определенной деятельности. В качестве основных детерминант бизнес-имиджа предпринимательских организаций выступают де­ловая репутация, или добросовестность/недобросовестность (соблюдение эти­ческих норм бизнеса) в осуществлении предпринимательской деятельности, а также деловая активность организации, индикаторами которой являются: объ­ем продаж; относительная доля рынка; инновационность технологии и степень ее освоения; патентная защита; разнообразие товаров; гибкость ценовой поли­тики; доступ к сбытовым сетям.

Имидж организации обладает относительной стабильностью. Требуется длительное время и большие усилия, чтобы изменить представления людей, так как человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Согласно теории когнитивного диссонанса (Фестенгер, 1957 г.), представления, чувства и идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами и идеями индивида, приводят к нарушению гар­монии личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая по­требность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Поэтому очень важно, чтобы каждый элемент структуры имиджа был информационно заполнен самой организацией. В противном случае, массо­вое сознание, в силу определенных стереотипов, наполнит содержанием недо­стающий элемент самостоятельно, что не всегда может пойти на пользу орга­низации: в последующем, внедряя в массовое сознание новую информацию, придется преодолевать барьер уже существующей установки.

Менеджер должен ясно осознавать, что такие черты поведения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для “умения вести себя в обществе”, но и для обыкновения житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж менеджера, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности. Советы менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим:

1) Менеджер должен помнить, что руководтель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели).

2) Менеджер должен выработать привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы вашего дела.

3) Выполнять обещания в срок. Если не смогли выполнить - не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.

4) Быть внимательным и объективным к “бесполезным” предложениям.

5) Отклонять ненужные предложения, но тактично и вежливо.

6) Будучи уверенным в себе, избегать быть самоуверенным, самоуверенность - предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе.

7) Менеджер должен помнить, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность.

8) Чтобы эффективно подчинять, надо уметь подчиняться, хотя бы обстоятельствам.

9) Воспитывать подчиненных ненавязчиво, но верно, поощрять их плодотворный труд и инициативу.

10) Никогда не забывать, что ваше мнение вовсе не всегда хорошо, есть и другие мнения, отнюдь не худшие.

11) Руководствоваться в работе тремя “не”: не раздражаться, не теряться, не распыляться.

12) Быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу.

13) Хвалить на людях, поощрять с глазу на глаз.

14) Уметь слушать, иметь бесконечное терпение.

15) Предоставлять сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия.

 

Вопросы для повторения

1.Какие межличностные роли исполняет менеджер?

2. В чем проявляется эффективность деятельности руководителя?

3.Какие роли, связанные с принятием решений, исполняет менеджер?

4.Какие существуют модели личности руководителя?

5.Каковы особенности личностных качеств руководителя?

6.Какие организаторские способности наиболее важны для руководителя?

7. Как формируется имидж руководителя?

 

Резюме по теме

Стиль управления - это обобщающая характеристика менеджмента, которая отражает истоки деловых взаимоотношений в коллективе, те подходы к реализации функций управления, которые определяются деятельностью менеджера. Стиль управления - это взаимодействие приоритетов и ориентиров в деятельности менеджера и персонала управления, это совокупность отношений к людям, отношений к делу, организации индивидуальной деятельности, образ менеджера.

Для достижения успеха в работе руководитель, особенно высокого уровня, должен обладать достаточно высоким интеллектом, хотя и не чрезмерным. На интеллект влияет достаточно большое количество факторов, которые затрудняют его проявления. Помимо интеллекта, выделены специальные умения, знания, компетентность, информированность.

Позитивный имидж, как самой организации, так и ее сотрудников, создается в результате осуществления основной деятельности, а также посредством проведения целенаправленных информационных мероприятий, ориентированных на конкретные социальные группы.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.