Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ основных тенденций изменения производительности труда в РФ



 

О необходимости повышения производительности труда неоднократно говорит руководство страны. Так, указом Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной политике» были определены меры по увеличению производительности труда в 1,5 раза к 2018 г. относительно уровня 2011 г. В «Основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2018 г.» от 31.01.2013 отмечено: «В части производительности труда наше государство сегодня отстает от развитых стран в 2,5–3 раза. Ожидается, что к 2018 г. она увеличится в 1,5 раза». Этим документом предусмотрено к 2020 г. создать не менее 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Поставленные задачи обусловлены тем, что в последние 10–15 лет темпы роста производительности труда в России были ниже ожидаемых, а необходимая деятельность в области повышения производительности практически не проводилась.

Сопоставление производительности труда в России и США за период с 1990 по 2012 г. показано на рис. 2.2.1.

 

 

Рисунок 2.2.1 – Производительность труда в России и США в 1990-2012 гг., долл. США по паритету покупательной способности

 

Из рисунка следует, что за период с 1990 по 2012 г. рост производительности труда в России составил 128% (с 15 281 до 19 656 долл./работни-ка), а в США аналогичный рост достиг 142,7%. Таким образом, разрыв в производительности труда с США за прошедшие 22 года продолжал увеличиваться и, если в 1990 г. уровень производительности труда в России составлял 31,9% от уровня США, то к 2012 г. он снизился до 28,7%. Это, по-видимому, отражает низкую конкурентоспособность отечественной экономики, с одной стороны, и недостаточное внимание к проблеме роста производительности труда в нашей стране – с другой.

Среди 122 стран, по которым Международная организация труда (МОТ) провела учет показателей производительности труда, Россия в 2012 г. занимала 54-е место. Мировыми лидерами по производительности труда были США (68 374 долл./работника), Ирландия (62 584), Бельгия (54 858 долл./работника). Замыкают этот список страны с самыми низкими показателями: Мадагаскар (1348 долл./ работника), Зимбабве (1332), Конго (766 долл./ работника).

Данные о производительности труда в 2012 г. в странах Содружества независимых государств (СНГ) приведены в табл. 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1 – Производительность труда в странах СНГ в 2012 г.

Страна Производительность труда, (долл./работника) Место
Азербайджан 18 554
Армения 29 273
Белоруссия 30 974
Казахстан 25 447
Киргизстан
Молдова 15 190
Россия 19 656
Таджикистан
Туркменистан 10 829
Узбекистан 16 079
Украина 10 552

 

Из таблицы видно, что в 2012 г. первое место по производительности труда среди стран СНГ занимала Белоруссия, второе – Армения, третье – Казахстан. Россия находилась на четвертом месте.

Производительность труда в России составляла 64% от аналогичного показателя Белоруссии. Приведенные данные подтверждают, что производительность труда российской экономики необходимо существенно повысить.

В силу своей актуальности вопросы повышения производительности труда обсуждаются на самом высоком государственном уровне. На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 г. министр Минэкономразвития России А.В. Улюкаев сообщил, что отставание по производительности труда от развитых экономик все еще велико: почти двухкратное отставание в среднем от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в 2,5 раза – от США2. Экономика находится в ситуации, когда повышение производительности труда становится практически безальтернативным источником экономического роста и повышения национальной конкурентоспособности. Важнейшим стимулом повышения производительности труда является конкуренция компаний.

Правительством принят план повышения производительности труда. В нем предусмотрено четыре основных блока, включая создание стимулов и мотиваций к новым высокопроизводительным рабочим местам, развитие кадрового потенциала, повышение эффективности работы государственных компаний по инновационному развитию, корректировку отраслевых и государственных программ. В государственных программах развития промышленности в целом и ведущих технологических секторов предусмотрены мероприятия и целевые ориентиры по повышению производительности труда.

Улюкаев отметил, что вопрос производительности труда, в конечном счете, решается на микроуровне – на уровне предприятий. Необходимо проработать стимулы для оптимизации компаниями, особенно с государственным участием, производственных возможностей, внедрения современных форм и методов организации производства и инновационной культуры. Повышение производительности труда по всей российской экономике в 1,5 раза до 2018 г. – крайне сложная задача. Между тем в ряде ведущих секторов и компаний есть потенциал не только для достижения таких позиций, но и их существенно превышения. Координация работы всех уровней исполнительной власти, мониторинг и корректировка соответствующих отраслевых и региональных программ, общественный контроль за этой работой обеспечат необходимые условия достижения намеченных целей социально-экономического развития.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.