ГЛАВА 1 ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕСтр 1 из 9Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 1. 1 Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте…...6 1. 2 Характеристика младшего школьного возраста…………………………..12 ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение ЭМПАТИЙНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Методы и методики на выявление эмпатийного отношения……………..20 2. 2 Описание результатов констатирующего эксперимента…………………28 ГЛАВА 3. Технология ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3. 1 Коррекционная программа формирующего эксперимента………………35 3. 2 Описание хода формирующего эксперимента……………………………46 3. 3 Результаты контрольного эксперимента…………………………………..49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………57 ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема формирования эмпатии у младших школьников – проблема важная и актуальная. Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми Ребёнку не даны в готовом виде от рождения чувства, эмоциональная зрелость, способность к альтруизму и гуманизму, к эмпатии. Процесс их интериоризации всегда обусловлен индивидуальным опытом личности. Экстериоризуются же обозначенные проявления посредством общения ребёнка с близкими взрослыми и сверстниками. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Психологи установили, что младший школьник возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии. Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру. Дети младшего школьного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей. Складывается определенное противоречие между необходимостью формирования эмпатийного отношения младших школьников к сверстникам и недостаточной разработанностью материала по данному вопросу. Проблема исследования заключается в том, каким образом осуществлять формирование эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте. Актуальность исследования, указанное противоречие и выявленная проблема обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте». Цель исследования: изучить особенности формирования эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте. Объект исследования: эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: процесс формирования эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте. В качествегипотезыисследования выступилопредположение о том, что процесс формирования эмпатийного отношения к сверстнику будет успешным, если будет разработана специальная программа формирования. Опираясь на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. 2. Охарактеризовать младший школьный возраст. 3. Выявить уровень сформированности эмпатийного отношения к сверстнику у младших школьников. 4. Разработать и внедрить программу формирования эмпатийного отношения к сверстнику у младших школьников. 5. Оценить эффективность внедрения программы формирования эмпатийного отношения к сверстнику у младших школьников. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепции личности отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.М. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, и др. Методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. 2. Психодиагностический метод. 3. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). 4. Методы количественной и качественной обработки данных. Психодиагностический инструментарий: 1. Тест эмпатийных тенденций [И.М. Юсупов]. 2. Проективная методика "Неоконченные рассказы" [Т.П.Гаврилова]. 3. Опросник «Проявление эмпатии к сверстнику» [Е. Н. Васильева]. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса формирования эмпатийного отношения к сверстнику в младшем школьном возрасте. Практическая значимость – материал может быть использован в работе учителей начальных классов и педагога-психолога общеобразовательного учреждения. База исследования:исследование проводилось на базе МКОУ Мыльниковская общеобразовательная начальная школа. В нем приняли участие 20 детей, из них 12 мальчиков и 8 девочек. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения. ГЛАВА 1 ЭМПАТИЙНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|