Здавалка
Главная | Обратная связь

Пример семьи: Игорь, 36 лет, Анна, 34 года.



Ситуация: На прием пришли супруги, семейный стаж – семь лет, дружили до брака меньше года, имеют трехлетнего сына. Собираются подавать на развод, так как муж убежден в том, что жена активно ищет себе чужое мужское внимание, уклоняется от семейного интима, не желает заводить второго ребенка, все ее родственники – против него. Формально, факта измены нет. Жена не знает, что делать, но мириться сама не желает, считает себя «выше всего этого», «не желает вставать на колени перед холодным бездушным чурбаном, да еще и ревнивым». Оба супруга из полных семей, имеют высшее образование. С алкоголем, наркотиками, агрессивностью, ни у кого проблем нет. Муж может вспылить, но никогда не поднимал руку на жену. Семья неплохо обеспечена. Работают оба супруга, но основной источник семейного дохода – заработки мужа. Квартира и машина – также результат именно его труда. Бытовых конфликтов нет. Ребенка любят оба супруга, муж помогает жене в домашних заботах (хоть и не часто). Ребенок уже ходит в детский сад, мама вышла на работу. Пришли на прием по совету каких-то своих знакомых, которые когда-то обращались ко мне за помощью. Сами не знают, какой из этого будет результат. Но, по первым заявлениям, обе стороны готовы к разводу.

Начинаем разбираться: Итак, у нас есть Игорь, 36 лет из категории №1 «счастливчики», у которого в жизни было всего девять из перечисленных выше житейских бед: ребенок был свидетелем драк между родителями, имел в подростковом возрасте комплексы из-за низкого роста, был ярым панком, пережил две личные трагедии, связанные с разрывом длительных любовных отношений (оба раза его бросали девушки, после чего он решил, что теперь бросать будет только сам и первым). Весьма конфликтный из-за чрезмерной ревности, ссорящийся с родителями жены, периодически изменяющий жене с кем попало, находящийся в свои 36 лет в состоянии хронической усталости и нервного истощения («синдром менеджера»), недавно переживший трагическую смерть друга, умершего у него на руках. И вот, после шести лет брака, этот успешный заместитель директора крупной коммерческой структуры, от своего знакомого, что работает вместе с его женой, вдруг узнает, что у Анны (ей 34 года) на работе завелся какой-то подозрительный «друг». Не факт, что он – любовник, однако они с женой вместе ходят на бизнес-ланч, он дарит ей шоколадки, регулярно (причем, открыто) звонит ей днем в выходные дни, типа что-то там «советуется по работе».

Жена Анна представляет из себя «девушку-пограничника». Формально она – «счастливчик». У нее, как и у мужа, также всего 9 проблем в прошлом: была в детстве с кривыми зубами и сильно из-за этого комплексовала. Отсюда, у нее были проблемы в общении со сверстниками. Ее мать со скандалом выгнала пьющего отца из дома и подала на развод, а дочь очень любила папу. Несмотря на то, что родители затем сошлись (так как у папы было много денег и его квартира), все это оставило в душе девушки заметный отпечаток. Поэтому в жизни уже выросшей девушки имело место личное одиночество, были сложности в поиске «второй половины», неразделенная любовь. Работая в бюджетной сфере, замуж она вышла в 28 лет за первого, кто ее позвал, без особой любви, потому что было «надо». Никакого интереса к сфере секса у девушки не было, поэтому и в интимной жизни семьи все происходило только после инициативы мужа, которого скоро стало раздражать, что «ему больше всех надо».

Еще Анна сильно переживала, что первых два с половиной года брака не могла забеременеть, а после рождения дочери испытала женскую послеродовую депрессию. Однако, в отличие от мужа, который давно забыл и о том, что был самым низким в классе, и панком, и многом другом, большая часть прошлых проблем девушки так и не были девушкой преодолены, в том или иной виде сохранились в ее памяти, отражались в поведении.

Технически, сама по себе вскрывшаяся ситуация была проста. Девушке после поздних родов и стресса пережитого из-за сложностей с беременностью, элементарно не хватало мужского внимания, заботы, цветов, комплиментов и улыбок. А вот муж, в своей борьбе за «мужское я», еще с юности чересчур закалил/перекалил себя, растерял всю нежность и сентиментальность, зато приобрел жесткость и резкость. Муж был хорошим отцом и нормальным семьянином, но чересчур много работал, был слишком суров, чтобы быть мягким и внимательным. Игорь просто недодал своей жене элементарного человеческого тепла, но в этом был сам по себе не виноват: во-первых, будучи требовательным к себе, он был недостаточно добрым к другим. Во-вторых, таков был стереотип поведения в его собственной семье. В-третьих, он не знал, что психотип его жены требует регулярной дополнительной моральной поддержки.

Анна, скорее всего, до измены со своим хорошим приятелем на работе не дошла бы (хотя, все возможно). Но, муж, узнав о двух совместных обедах с посторонним мужчиной, логически связал это с тем, что жена недавно отказала ему в рождении второго ребенка, предложив сделать через несколько лет. Сама женщина считала, что ей нужно за пару лет продвинуться в карьере. Истинной причиной затягивания вопроса о втором ребенке являлась послеродовая депрессия. Однако, муж увидел в этом подготовку жены к разводу, стремление родить уже от другого человека. В итоге, он устроил дома серьезный скандал, обозвал жену «дешевой шлюхой», в знак протеста устроил ей сексуальный бойкот на три месяца. В семье в воздухе повисло тягостное напряжение…

Но, на этом все не заканчивается, а только начинается. Тут в дело вмешались дополнительные силы. Отец у мужчины давно умер, но мама Игоря – Ирина Александровна всегда недолюбливала свою невестку. Как дама старой закалки, она считала, что та вышла замуж слишком поздно (в 28 лет), долго не могла забеременеть, а потому – является старой девой, которая должна носить мужчину взявшего ее в жены буквально на руках. Сама мама, в свои 60 лет являла из себя классического «обычного человека»: прошла в своей жизни уже 17 проблемных ситуаций из 55. В данный момент времени, боролась с личным одиночеством (после смерти мужа она так и жила одна), переживала понижение в должности на работе (с завуча школы стала просто учителем), уже начала испытывать на себе негативные возрастные психо-физические изменения.

Кроме того, несмотря на то, что в их семье были равные дружеские отношения между супругами, Ирина Николаевна, в душе, считала главной именно себя. Поэтому она изначально недолюбливала отца и мать жены сына, так как считала, что та женщина – «слабачка», потому, что пребывала у мужа в явном подчинении. И демонстративно в гости к своим новым родственникам не ходила.

В силу наличия данного комплекса факторов, узнав о конфликте в семье своего сына, Ирина Александровна посчитала, что самое правильное – немедленно подать на развод. Сделав в свое время аборт, и не имея возможности родить еще, она всю жизнь переживала, что виновна в гибели возможного ребенка и остро хотела, чтобы ее сын завел детей еще. Поэтому, узнав об отказе Анны родить второго ребенка, она тут же рьяно начала подыскивать сыну новую невесту, чтобы он женился во второй раз и смог завести еще двух-трех малышей.

В это же время началась «битва за дочь» со стороны семьи жены Анны. Ее папа – Николай Сергеевич, в данный момент времени переходил границу от статуса «обычного человека» к статусу «человека-проблемы». Занимая высокий пост руководителя в своей организации, он был законченным алкоголиком и грубияном. Поэтому, в целом неплохо относясь к своему успешному зятю (который сам купил квартиру и две дорогих машины – себе и жене), тем не менее, узнав о конфликте, он все поставил на принцип. Его заявление было простым: «У меня хватит денег, чтобы прокормить и дочь и ее ребенка. Квартиру, если что, поможем ей взять в ипотеку. Делаем так: Развод и покупка квартиры. Кредиты плачу я! И точка!».

Мать жены, Елена Михайловна, женщина из категории «обычный человек», всю жизнь глубоко страдала, что сама так и не смогла состояться в жизни: сначала вышла замуж, затем родила двоих детей, а вот карьеры так и не сложилось, собственных больших денег никогда не зарабатывала. А очень хотелось. Да еще и вынужденное возвращение к пьющему мужа (он ее пару раз выгонял из дома и бил) просто потому, что у него была большая квартира (умно записанная на его маму и не подлежащая разделу после развода) и приличный доход. Поэтому, как водится, переложив свои несбывшиеся мечты на дочь, именно она не советовала дочери заводить второго ребенка, а лучше сконцентрироваться на карьере и стать финансово независимой от мужа. В этой ситуации, она тоже поддержала дочь, чтобы та «не терпела выходок чванливого дурака-мужа», а развелась. Состоялась в карьере, достигла высокого финансового и социального статуса благодаря не мужу, а самой себе. А там, мол, видно будет. Если еще раз захочется замуж – дело ее…

Таким образом, можно наглядно увидеть, что родители с обеих сторон могут быть одинаково опасными для брака своих детей. И это – несмотря на глубокое различие в тех причинах, которые побудили их принять такое решение.

Даже не будучи психологом, можно предположить, что если бы не негативное влияние родителей, супруги Игорь и Анна, вполне могли бы самостоятельно преодолеть свой семейный разлад. Но, увы, в реальной жизни, очень много факторов направлены против брака. В том числе, самые близкие друзья супругов.

К примеру, большинство друзей и подруг, ровесников Игоря и Николая к своим сорока годам, подходя к кризису среднего возраста, уже оказались разведены. Соответственно, поддерживать чужую семью, потеряв свои собственные, будучи объективно обиженными на противоположный пол, способны лишь единицы мужчин и женщин. Поэтому, практически все подруги Анны и друзья Игоря, узнав о сложной ситуации в их семье, посоветовали им «не быть мямлями, а быть жесткими и решительными, разойтись и начать все сначала». При этом, одни разведенные женщины советовали так просто потому, чтобы на фоне очередного развода подруги, не так сильно ощущать себя «разведенками» и неудачницами в жизни. Другие (намучившись со своими мужьями-алкоголиками), после своих разводов, приведя себя в порядок, завели себе любовников, на самом деле стали жить в полном душевном покое. Поэтому, вполне искренне желали своей подруге такого же спокойствия. В том числе, совсем недавно развелась ее коллега по работе, девушка 26 лет, которая тут же завела романтические отношения с богатым мужчиной, чуть ли не каждый день хвасталась перед коллегами полученными подарками.

Многие друзья мужа, уже успевшие после развода завести новых подруг или даже создать семьи, были по-своему правы, считая, что Игорь, в свои 36 лет, еще вполне востребован у женщин. И если быстро создаст новую семью, то вполне сможет успешно войти в одну и ту же воду семейной жизни второй раз.

И вновь, вы можете убедиться в том, что совершенно различные факторы, действующие в головах мужчин и женщин, могут вызывать совершенно одинаковые негативные последствия для семейной жизни.

Между тем, мы еще не сказали о «друге» Анны. Как показал наш разговор с ней один на один, «роковой мужчина» оказался системным администратором Сергеем, в возрасте 30 лет, который только несколько месяцев назад был принят на работу в данный коллектив. Как это нередко случается с мужчинами из виртуального мира, он был слегка «странным»: будучи неплохим специалистом, он крайне плохо адаптировался в новом коллективе, плюс уже как три года был разведен. К Анне он прибился просто потому, что она, будучи сама психологически слабой, оказалась очень отзывчивой по отношению к тому человеку, кто оказался еще слабее ее. Поэтому она, сама этого не понимая, взяла Сергея под свою опеку, тем самым «подлечивая» собственную психику, хоть где-то ощущая себя сильной и кому-то нужной (сильному мужу никакой помощи и поддержки от жены было не нужно).

Факт остается фактом: такого рода «шефство» почти всегда приводит к возникновению взаимных чувств и интимных отношений, проще говоря – к изменам. В этом смысле, мужу Анны Игорю, наверное, было за что опасаться. Поэтому остановить развитие данных отношений (хоть и не такими жесткими мерами), было вполне целесообразно.

 

Результаты первичного анализа ситуации «Игорь и Анна»:

Слушая выступления супругов, оценивая данный набор фактов, во-первых, я понимаю, что данная конфликтная ситуация является результатом не только и не сколько конфликта непосредственно между самими супругами, сколько:

- Провоцируется различными комплексами, тем внутренним душевным дискомфортом, который возник в голове у Игоря и Анны, сформировался еще задолго до образования данной семьи. Подчеркиваю: не в самой семье – а задолго до ее образования! В данном случае, проблемой семьи стало то, что ни муж, ни жена не проявили усилий, чтобы решить не только чужие, но и свои собственные психологические проблемы.

- Осложняется неправильным и глубоко ошибочным поведением близких родственников и друзей Игоря и Анны, которые вместо того, чтобы примирить партнеров по семейным отношениям, всячески их ссорят между собой и фактически подталкивают к разводу.

- Отягчается отсутствием нормально выстроенных отношений между родственниками Игоря и Анны. Что разминированию и сглаживанию конфликта никак не способствует.

Собственно, все. Для меня, как для специалиста, уже нет никакого смысла продолжать дальнейшее выяснение деталей семейного кризиса. Данная ситуация – возможность показать вам, моим читателям, что вопреки расхожему мнению:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.