Здавалка
Главная | Обратная связь

ДВУХКАРЬЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ



Период от 17 до 23 лет — для многих это учеба в вузе. Завершение вузов­ского образования, так же как и окончание средней школы, является кри­зисной точкой. Она связана с переходом от обучения к производительному труду, это запоздалое вступление на работу (не в 17, как после школы, а в 23 года), вследствие чего работодатель получает социально более зрелую и профессионально более подготовленную рабочую силу.

Молодой возраст — от 17 до 30 лет — продолжение активной социализа­ции. Он отведен на «социальные эксперименты», частую смену мест рабо­ты, поиск своего места в жизни, накопление жизненного опыта. Вы усваи­ваете такое количество норм и ролей, которое впоследствии позволяет тру­диться с большей отдачей. Одни начинают этот процесс в раннем возрасте, но всю жизнь имеют низкую квалификацию. Другие долго учатся, ничего не дают обществу, а лишь берут у него (затраты государства на обучение студен­тов). Зато впоследствии они все наверстывают, так как более высокая квали­фикация означает больший по объему трудовой вклад в общественное про­изводство. Это оптимальная для постиндустриального общества модель со­циализации.

По-разному ведут себя и работодатели. Тем, кто вступает в трудовую жизнь в 17 лет, не имея высокой квалификации, работодатели предлагают малоквалифицированное занятие, а тем, кто начинает трудиться в 23 года, работодатель предлагает более квалифицированное и более оплачиваемое

место, как правило, это работа более ответственная, самостоятельная и интересная, например должность менеджера.

Однако теоретических знаний в объеме университета для успешной карь­еры недостаточно. Нынешние предприниматели меньше обращают внима­ния на цвет диплома, поэтому отличники, пять лет корпевшие над учебни­ками, имеют при трудоустройстве не больше, а иногда меньше шансов, чем

середняки, сумевшие сочетать учебу и работу. Красный диплом, как выясни­лось при опросе сотрудников отдела кадров частных фирм, никаких пре­имуществ не дает. Учитывается другой фактор — наличие трудового опыта. Работодатель предпочитает, чтобы сту­дент начиная со 2—3-го курса уже где-либо работал (желательно по профилю деятельности фирмы, куда студент тру­доустраивается). Большинство студен­тов работает на временных работах, в свободное от учебы время. Этого дос­таточно, чтобы работодатель предпо­чел их, а не отличников-зубрилок.

Как показывает опрос третьекурс­ников социологического факультета МГУ, проводимый на протяжении не­скольких лет, большинство (примерно у.,) определилось с трудовым профи­лем, устраивается или уже устроилось на работу. Правда, не всегда на такую работу, которая связана с социологией. По 4—6 ч работы в день достаточно для того, чтобы, во-первых, накопить производственный опыт, во-вторых, закрепиться в фирме, в-третьих, успешнее в будущем подыскивать себе работу. Разумеется, совмещение работы с учебой негативно сказывается на той и другой. Работодатель не всегда отпускает студента по учебным нуж­дам, а преподаватели безжалостно снижают оценки за отсутствие глубоких знаний.

Такое раздвоение — совмещение учебы в вузе с работой — можно назвать моделью совмещенной социализации. К подобной ситуации можно приме­нить и другое название — двухкарьерная социализация, поскольку индивид умудряется в одно и то же время делать карьеру в двух сферах жизнедеятель­ности: на фирме и в учебе. Второй термин в отличие от первого имеет опре­деленные методологические ограничения, поскольку он уже употребляет­ся в социологии семьи. Здесь двухкарьерной семьей называют такую ячей­ку, где муж и жена работают и делают по месту работы служебную карьеру. В данном случае речь идет о двух индивидах, а в случае студента — об од­ном. Однако какой бы термин в будущем ни закрепился за этим, по меркам российского общества, только еще переходящего к рынку, исторически новым феноменом, главное заключается, на наш взгляд, в том, чтобы он точно отражал суть явления.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.