Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭТНОЦЕНТРИЗМ И АККУЛЬТУРАЦИЯ



Культурная нормативная адаптация представляет собой способ, каким индивид или группы пытаются приспособиться к культурному конфликту. Культурологи выделяют две основные формы адаптации: этноцентризм и аккультурацию.

Этноцентризмозначает склонность представителей большой социальной группы (политической партии, религиозной общины, профессии, нацио­нальности) считать ценности и нормы своей группы как самые лучшие, а нор­мы и ценности другой группы как худшие.

Этноцентризм коренится в обыденной психологии и неумении смотреть на себя критически. Психологическим источником этноцентризма становит­ся эгоизм. Ребенок рассматривает себя как пуп земли. По мере взросления у него меняются мировоззрения, ценностные ориентации, взгляды, установ­ки. Меняется все, остается лишь способность ставить себя во главу угла, счи­тать свою точку зрения правильной, а другого человека — неправильной.

В результате возникают непрекращающиеся споры на парламентской трибуне, непримиримая борьба между разными политическими партиями и представителями разных идеологических ориентации. Межэтнические конфликты в Югославии и России в середине 90-х гг. опять же проистека­ли из того, что одна социальная группа считала собственную стратегию раз­вития страны, собственную политику правильной, а ориентацию другой группы неправильной. Поэтому первые силой навязывали свою линию вто­рым.

Само по себе слово «этноцентризм», состоящее из двух частей: «этнос» — нация, народность и «центризм» — схождение к середине, — предполагает,

что в основе всех других групповых конфликтов лежит конфликт между разными национальными ценностя­ми. Этноцентризм формируется двумя путями: стихийно и целенаправленно. В первом случае ограниченность кон­тактов с представителями других культур создает естественное чувство превосходства своей культуры над культурами других народов. Во втором случае государство, оградив жителей страны от остального культурного мира «железным занавесом», система­тически через средства массовой ин­формации воспитывает граждан в духе превосходства своего общества над другими. В годы социализма в нашей стране было создано «стройное науч­ное» учение о превосходстве социализма над капитализмом.

При целенаправленном формировании этноцентризма он чаще всего пе­реносится из сферы межнациональных отношений в область идеологиче­ских отношений. В СССР основной точкой зрения, с которой гражданам предлагалось оценивать все явления в окружающем мире, была классовая позиция. Этот мировоззренческий прием назывался принципом партийно­сти. Он требовал судить о литературных героях, других странах и культурах, событиях повседневной жизни и т.п. с позиций «самого передового класса — пролетариата». Все, что не считалось признаками или проявлениями обра­за жизни, норм и ценностей рабочего класса, объявлялось либо буржуазным, либо мещанским. И с культурными «отклонениями» велась непримиримая

борьба, начиная с перевоспитания (взятие девианта на поруки, наставни­чество) и заканчивая физическим истреблением.

Черты другой культуры или элементы другого социального уклада, осо­бенно чуждого собственному, оценивались негативно. Им присваивались всевозможные идеологические лейблы (этикетки, названия). Так, советские пропагандисты активно выступали против «пережитков мещанства», «ро­димых пятен капитализма», «происков империализма».

Американский этноцентризм

Удивительно то, что умалению предавалась более развитая культура и бо­лее эффективный экономический строй. Построение социализма в бедной стране требовало изоляции ее граждан от внешнего мира и создания иллю­зии благополучия. Только при таких условиях можно было сплотить нацию и мотивировать людей на героический, часто безвозмездный, труд на благо общества. Правительство боялось влияния Запада, запрещало поездки в дру­гие страны и открытые контакты с иностранцами. Специальные каратель­ные органы следили за соблюдением этих требований. В представителях иной культуры идеологи нашего общества видели «шпионов» и «диверсантов», а в собственных гражданах, контактирующих с иностранцами, «врагов народа» и «предателей».

Этноцентризм, т.е. принятие исключительности собственной культуры, повышает уровень солидарности общества. По мнению ученых, он умень­шает вероятность возникновения в обществе аномии и долю тех, кто чувст­вует себя «лишенным корней». Поэтому он выполняет позитивную функ­цию. Вместе с тем слепое преклонение перед собственной культурой и идео-

логией, неспособность объективно взглянуть на себя часто ведет к переоцен­ке собственных сил, которая в случае межнационального или межгруппо­вого конфликта может обернуться поражением.

Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении других со­циальных групп, служит основой возникновения враждебности к другим на­циям и расам, выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает ненужные затруднения при общении представителей разных культур и народов. Даже ученые, обязанные быть объективными, не всегда могут избавиться от этноцентризма и судить о дру­гой культуре или стране непредвзято. Поэтому этноцентризм выполняет также негативную функцию. В целом специалисты уверены, что негатив­ные стороны этноцентризма перевешивают позитивные.

К аккультурацииотносят контакты представителей разных культур. Ре­зультатом таких контактов становится перенятие культурных норм и цен­ностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чу­жую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного про­цесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.

Можно привести бесчисленное количество примеров аккультурации. В XIX в. Россия присоединила к своим границам много новых культурных

регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и тради­ции, сохраняя при этом свои соб­ственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской куль­турой и многое позаимствовало из нее. Это пример аккультурации, явившей­ся следствием территориальных за­воеваний и присоединений.

В 1968 г. американская армия, бо­лее 10 лет воевавшая во Вьетнаме, по­кинула юго-восточную страну. Неко­торые молодые американцы взяли в жены вьетнамских девушек. В США им пришлось заново проходить про­цесс социализации, т.е. обучения но­вым нормам и ценностям. То же самое происходило после Второй мировой войны, когда американские солдаты женились на японских девушках. В том и другом случае мужчины не оставались на родине своих жен, а увозили их в США. Мужчина играет в данном случае активную культурную роль и вы­нуждает женщину приспосабливаться (адаптироваться) к нормам родной для него культуры.

Такое приспособление и одновременно переобучение называютресоци-ализацией. Ресоциализация — сущность процесса аккультурации, ибо она может происходить только со взрослым человеком.

Итак, аккультурация представляет собой процесс повторной социализа­ции взрослого человека (ресоциализацию), или усвоение норм и ценностей

чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной куль­туры.

Итак, этноцентризм представляет собой такую форму культурной адап­тации, которая основана на изоляции одной группы от другой, дистанциро­вании и отчуждении от нее. Другую группу не приемлют, считают ее враж­дебной себе.

Напротив, аккультурация представляет собой процесс частичного приня­тия другой культуры, заимствования из нее всего, что нужно для жизни в новой среде, в новом обществе. Принимать можно только то, что нравится, что уважается и ценится. Стало быть, при аккультурации можно наблюдать позитивное отношение к другой культуре как к чему-то родственному, близ­кому. Несколько миллионов русских эмигрировало в разные годы в Амери­ку. Все они проходили аккультурацию. Они срослись с новой родиной, счи­тают ее своей и гордятся тем, что они натурализованные американцы.

Третья форма культурной адаптации — культурное обновление. Если ак­культурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобожде­нию от них. Результатом служит полное вытеснение старых обычаев и цен­ностей новыми. Пример культурного обновления личности — тюремное за­ключение, где происходит почти полный отказ от ценностей «гражданской» культуры и перенятие норм криминального мира.

Врезка

Я. Могутин

Брайтон-Бич заповедник «развитого

Социализма»

В Нью-Йорке, где все жизненное пространство поделено между человеческими стаями, Брайтон-Бич — это такая же колония для русских, как [ар-лем — для чернокожих, Чайнатаун — для китай­цев или Маленькая Италия — для итальянцев. 40 минут на метро от центра города и вы оказы­ваетесь в странном месте, где все вокруг гово­рят только по-русски. Русские названия магази­нов и кафе, русские вывески и объявления... На Брайтон-Бич не покидает ощущение, будто нахо­дишься в Советском Союзе 60-х гг. Оказавшись в новом мире, наши соотечественники не стали жить по его законам и обычаям. Кажется, все, о чем они мечтают, — это воссоздать здесь ту се­рую и убогую жизнь, которой они жили там, до эмиграции.

В Нью-Йорке всю жизнь можно прожить без зна­ния английского, не выходя за пределы своего квартала и общаясь только с представителями своей диаспоры — как большинство с Брайтон-Бич, китайцев в Чайнатауне и негров, которые родились в гетто черных кварталов и говорят на сленге, малопонятном даже для большинства ньюйоркцев. Настоящую русскую речь здесь тоже не услышишь, в основном это чудовищная смесь местечковых диалектов, щедро сдобрен­ная русско-американским сленгом и матом...


По вечерам толпы русских эмигрантов выходят на дощатый пирс брайтонского пляжа для прогул­ки и общения. Все знают друг друга и чинно рас­кланиваются при встрече. Двумя основными те­мами являются покупки и политика. В Нью-Йор­ке, где каждый может выбирать себе имидж и одежду по усмотрению, «бывшие русские» выде­ляются однообразием своего вида и умением сочетать несочетаемое: пиджак с физкультурны­ми штанами, костюм с кроссовками и кепкой-бейсболкой.

Брайтон-Бич похож на зоопарк не только дико­стью местных нравов и обычаев, но и агрессив­ным неприятием всего того, что хоть как-то противоречит этим нравам и обычаям. Обита­тели Брайтон-Бич, не стесняясь, громко ком­ментируют внешность окружающих в метро и на улице. Вечером многочисленные русские рестораны и кафе переполнены посетителями, и столы буквально ломятся от блюд и выпив­ки. Едят так, как будто в последний раз. Под громкий аккомпанемент пьяных цыган и блат­ных бардов воротилы местного бизнеса с важ­ным видом разговаривают по радиотелефону. В русских магазинах преобладают колбасы, развешанные повсюду, как рождественские украшения. Для большинства русских эмигран­тов мечта о хорошей жизни ассоциируется с колбасным изобилием.

Аргументы и факты. 1996. № 2

Культурное обновление наблюдается при эмиграции. Эмигрант может пройти либо аккультурацию и частично сохранить старые ценности, либо культурное обновление и полностью отказаться от них. Отличить два явле­ния можно по результатам. Американский писатель русского происхождения Владимир Набоков, в детстве увезенный в США родителями, постепенно стал писать и мыслить по-английски. Советский философ Александр Зино­вьев, покинувший страну в зрелом возрасте, пишет и думает по-русски. Бо­лее того, его мировоззрение и идеи не изменились со дня эмиграции. Он аккультурировался, но культурно не изменился. Он не принял западного образа жизни и ценностей западной культуры, хотя живет и публикуется в Западной Европе.

Как мы уже говорили, ассимиляция — это процесс усвоения одной груп­пой (национальным меньшинством) культурных черт другой группы (боль­шинства нации), что происходит при эмиграции людей в страну с иной куль­турой. Он тесно связан с аккультурацией и этноцентризмом. Негры в США на протяжении 200 лет впитывали черты доминирующей культуры почти до полного растворения в ней и потери своей культурной самобытности. Куль­турное растворение может быть полным и частичным.

В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в част­ности Бразилия. В конце XIX в. она начала интенсивно заселяться выход-

Врезка

Жан-Батист Ромен

Культура стран Карибского бассейна:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.