Здавалка
Главная | Обратная связь

Сохранение и развитие самобытности



Для культурной самобытности Гаити несут опас­ность аккультурация, ассимиляция и коммерци­ализация. Экспансия европейской культуры ве­дет к вырождению и истощению своей собствен­ной.

В детских садах малышам рассказывают евро­пейские сказки. Маленькие гаитянцы лучше зна­ют сказки Перро, чем сказки своего собственно-

го народа. В средней школе изучают француз­ский, английский, испанский, латынь, а гаитянс­кая культура и язык остаются неизвестными. Искусство Гаити находится под угрозой утраты самобытности. Художники, если они дети состо­ятельных родителей, едут учиться в Европу и Америку, Талантливые художники встречаются среди них редко, а настоящие таланты из наро­да не имеют возможности получить хорошее об-


разование. Подражание западной живописи — наипростейший способ добиться успеха. Искус­ство все более приобретает коммерческий ха­рактер. Художник редко творит, не преследуя корыстные цели. Он пишет для того, чтобы про­дать, и то, что хорошо продается. Его толкают на это люди, называющие себя меценатами. Ис­кусство становится источником дохода, време­ни для самоусовершенствования художнику не остается.

Обучившиеся за границей певцы редко обраща­ются к народной песне. Подражая западной моде, гаитяне пренебрегают особенностями местного климата и образа жизни. Большинство женщин выпрямляют волосы, что непрактично в условиях жаркого климата. Мужчины ходят в пиджаках и галстуках, а женщины в черных пла­тьях, хотя на Гаити круглый год стоит нестерпи­мая жара.

Гаитяне исключительно религиозны. Однако с самого начала колонизации им навязывалась религия угнетателей. Новые понятия внесли су­мятицу. Колонизаторы говорили: чистота бела, как белый человек, и ангелы тоже белы. Грех и дьявол черны, как черный человек. Понятно, что после этого местные жители не захотели иметь черную кожу. И в то же время они восста­ют против белого цвета, проповедуя образ чер­ного Христа.

Культуры — диалог народов мира. 1984. № 3. С. 57-74

цами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средизем­номорья. Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру, ко­торая создавалась на пересечении португальской, африканской и латино­американской (индейской) культур. Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени, чем США и Канада, где этнические груп­пы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию. Этнические меньшинства в США, скажем, русские или китайцы, живут полузамкнуты­ми общинами, сохраняя свой язык и традиции. В Бразилии только в Сан-Пауло сохраняются этнические (японско-бразильские) районы, во всех других частях страны нации и культуры перемешаны.

В Бельгии, Швейцарии или Голландии употребляются разные языки (в Бельгии французский, голландский и немецкий; в Швейцарии немецкий, французский и итальянский), которые выражают разные культурные и ис­торические реальности. Здесь признается культурная самобытность каждой этнической группы. В Канаде же, которая официально считается двуязыч­ной нацией, продолжают отрицать политическую и культурную самостоя­тельность франкоговорящей группы населения. В населении Канады 25% имеют британских предков, 24% французских, 16% относят себя к «другим европейцам» и 28% имеют «смешанных» предков.

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оце­ниваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без ос­татка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской коло­низации в странах Латинской Америки и Африки.

Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих куль­турных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых при­держивается большинство, на мультикультурную модель, где индивид соци­ализируется и к доминирующей, и к этнической культурам. Так, вСШАмил-лионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.