Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕЖДУ АГЕНТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ



Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда — противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризу­ет дисгармонию между агентами первичной, вторичной, а также первичной и вторичной социализации.

Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников — совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие.

Другой пример — различие между ценностями религиозными и ценностями бизнеса. Религия учит нас таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желани­ях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопро­сов. Бизнес же требует прямо противоположных качеств: часто он пост­роен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении вы­делиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое свободное время решению только материальных воп­росов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, не­материальном.

В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в про­тивоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Роди­тели часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за вли­яние на ребенка.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации — образование и армия. Призыв юношей в армию на 2 года сразу после окончания школы часто выступает барьером на пути образова­ния. После службы в армии знания, полученные в школе, улетучиваются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимее процесс.

Лучше всего выпускнику поступать в вуз в первый же год. Между двумя фазами перерыв не должен превышать 2 мес. Стоит затянуть его до 2 лет, о поступлении в вуз без серьезной дополнительной подготовки можно забыть. Объяснение надо искать в особенностях мотивации к учебе. У школьников

1 Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 40—41.

она еще не сформировалась в устойчивую жизненную потребность. Дети, как известно, учатся как бы для родителей. Все, что не укрепилось, легко теряется. Даже год разрыва между школой и вузом для многих трудно пре­одолеть. Они попросту теряют интерес к учебе.

В бывшем СССР для тех, кто отслужил в армии, существовали рабфаки (под­готовительные факультеты), где выпускные экзамены приравнивались к всту­пительным в вуз. Для демобилизованных существовали многочисленные льго­ты, которые сейчас практически исчезли. Тем не менее и тогда армия превра­щалась в серьезный барьер на пути дальнейшего образования. Во многом поэтому в составе студенчества преобладали девушки.

Существенное противоречие может возникнуть между агентами первич­ной и вторичной социализации. Оно выражается в том, что правительство и политические партии, используя СМИ, учат людей одному, а знакомые и друзья, среди которых протекает наша жизнь, другому.

Обратная пропорция между количеством образованных людей и добив­шихся высоких постов в управлении общественным производством может негативно повлиять на ориентации молодежи. Действительно, если обще­ство доказывает, что высшее образование реже, чем этого хотелось бы, позволяет сделать успешную карьеру, то желание получать его должно сни­жаться. Такова ожидаемая теоретичес­кая тенденция. Но только теоретичес­кая. В жизни обстоит все иначе. Сделать управленческую карьеру жен­щине мешают два обстоятельства, с которыми общество давно смирилось и которые считает само собой разуме­ющимися. Первое из них связано с по­стоянным уходом за детьми и домаш­ними заботами. Преимущественная ориентация женщины на семью, а не производство, мешает служебному росту. Женщины с гипертрофирован­ной ориентацией на служебную карь­еру в современном обществе считают­ся скорее аномалией, нежели нормой. Второе связано с тем, что основной производительной силой в любом об­ществе — доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном — считаются мужчины, а не женщины. От них ждет общество активной пред­принимательской деятельности, научных открытий, эффективного управ­ления персоналом. Женщина-работник — скорее вынужденная роль, а жен­щина-руководитель — неудачная, по мнению большинства людей, форма приложения усилий.

Подводя итоги, следует сказать, что два института социализации — образо­вание и армия — вступают между собой в глубокое противоречие,результаты ко­торого более негативно сказываются на одной половине населения, чем на другой.

ШКОЛА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.