Здавалка
Главная | Обратная связь

КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ



Основным институтом вторичной социализации выступает школа, а за­тем вуз. Они призваны дать ребенку то, чего не может дать ему семья, а имен­но свод систематизированного научного знания. До прихода в школу ребенок проводил все свое время в рамках неформальных малых групп — в семье, в дружеских компаниях сверстников. Для всех окружающих он (она) был уникальной неповторимой личностью. Садясь за парту, он (она) становит­ся одним из многих, приобретая формальный статус ученика, воспитанни­ка. В этом смысле можно утверждать, что вторичная социализация начина­ется еще до школы — для тех детей, которых приводят в детский сад или даже ясли. А сироты — воспитанники детских домов — оказываются вообще ли­шенными первичной социализации, начиная свою жизнь практически сразу со вторичной.

Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более про­должительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероп­риятие. Дать полноценное образова­ ние всем желающим, т.е. представите­лям всех социальных слоев, челове­ческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до '/ национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, универси­теты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удо­стоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невоз­можно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Врезка

Хобби важнее учебы

Исследования, проведенные в 2003 г. благотво­рительным обществом ExamAid, выявили весьма любопытное распределение предпочтений и при­оритетов школьников: около 60% респондентов признались, что хобби или тот или иной вид дея­тельности, не связанный с учебой, важнее школьных занятий.

Как и ожидалось, для девушек учеба является в целом более приоритетным занятием, нежели для юношей. Четверть опрошенных признались, что их ожидания интересной учебы не оправдались, 12%


респондентов убеждены, что выбрали себе слиш­ком много учебных курсов, 5% — что слишком мало, в то время как 83% в целом довольны вы­бранными ими школьными дисциплинами. «Школьники постоянно чувствуют себя перегру­женными из-за необходимости много учить и вы­полнять большое количество дел, — говорит ге­неральный секретарь ExamAid Брюс Харрис, — возможно, эту проблему можно было бы решить, если бы в программе больше внимания уделялось вводным, ознакомительным курсам».

http://news.bbc.co.uk

Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми. Основная функция школы как социального институ­та — привить подросткам систематические знания в основных областях че­ловеческой деятельности — физике, истории, литературе, географии, эко­номике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ре­меслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека. Во всех странах школа выс­тупает начальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты).

Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование — основа для получения про­фессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего об­разования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессио­нальных учебных заведениях.

Школа как фактор социализации

Школа продолжает процесс социализации, начавшийся в семье. По­скольку члены семьи не могут научить ребенка всем знаниям, которые тре­бует современное общество, возникли особые учреждения, дающие подра­стающему поколению специальные знания. В обществе охотников и соби­рателей родители могли научить детей всему, что им потребуется во взрослой жизни: преследованию животного, технике нападения, знанию лечебных и пищевых свойств растений и т.п. Но уже позже появилась такая сфера зна­ний, которой не могли обучить родители: религиозные обряды и ритуалы. Появились первые учителя — знахари, шаманы, колдуны.

Чем сложнее становилось общество, тем дольше продолжалось обучение, тем больше областей специальных знаний появлялось, тем настойчивее за­являла о себе потребность в формальной школе. Она зародилась только тог­да, когда человечество изобрело письменность. Самые ранние школы воз­никли в Древнем Египте, Китае, Греции, Иудее. Они были специализирован-

ными: египетские школы писцов, греческие школы философов, иудейские школы священников.

В европейские языки слово «школа» пришло из Греции. Здесь «сколе» имела несколько значений: досуг, праздность, ученую беседу. Связь двух по­нятий — праздности и обучения, сегодня кажется странной. Однако в до-индустриальном обществе, т.е. еще 200—300 лет назад, от учения не виде­ли проку. Орудия труда и технология производства были крайне примитив­ны, а квалификация работников не­высокой. Обучение теоретическим знаниям не давало практических пре­имуществ, не увеличивало личной продуктивности. В школе обучались лишь те, кто имел свободное время (досуг) и деньги заниматься трениров­кой мышления для собственного удовольствия. Школа в традиционном об­ществе обслуживала только элиту. У подавляющей части населения досуга не было, оно рано втягивалось в производительный труд.

Индустриальная революция кардинально изменила ситуацию. Появи­лись тысячи новых профессий и экономических ролей, к которым надо было специально готовить.

Как видим, школа является довольно поздним результатом историческо­го развития цивилизации. В первобытном обществе и у отсталых народов сегодня школы не существует. Обучение новым знаниям и навыкам проис­ходит благодаря неформальным контактам старших, передающих свой опыт, и младших, усваивающих его, но не через письменные носители информа­ции (книги, учебники, тетради), а через устную речь и наглядные примеры. В современном обществе школа составляет начальное звено разветвлен­ной системы образования, куда входят среднее специальное и высшее обра­зование, местные административные органы, министерство обороны, типо­графии, исследовательские институты. По числу занятых здесь учащихся (включая студентов), преподавателей, администраторов образование явля­ется самой крупной отраслью индустрии в современном обществе.

Школа — учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения — дать подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физике, математике, литературе, языке, истории и т.п. Обра­зование — систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей. Действительно, школа утверждает в подрастающем по­колении важнейшие национальные ценности. Американских школьников учат индивидуализму и конкуренции, а китайских и российских — взаимо­помощи и коллективизму. Усвоенное в юности сохраняется всю жизнь.

Социализирующая функция школы проявляется в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять во взрослой жизни. Они усваивают качества, необходимые в цивилизованном обществе: правильно говорить и писать, решать задачи и считать, соблюдать дисцип­лину, проявлять трудолюбие, усидчивость и т.п. Учебный процесс в мини­атюре отражает производственный процесс взрослых.

Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, это отсутствие родственников и родителей, прежде осуществ­лявших надзор за ним. Он учится подчиняться незнакомым людям не по­тому, что испытывает к ним привязанность или любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один из детей не рассматривается как уникальная личность, любимый сын или исключительная одаренность. Ин­дивидуальные качества ребенка в типичной школе не выступают предме­том специального внимания. Ребенок — лишь один среди многих, он под­чиняется тем же правилам, что и все другие. От него ждут не исключитель­ного, а типичного поведения, соответствующего предписанным нормам. Для чего создается единообразный режим учебного дня. Когда-то по всему огромному Советскому Союзу — от Чукотки до Бреста — все занятия начи­нались в 8.30 утра, и до сих пор такой режим сохраняется по всей России. В некоторых странах существует специальная школьная форма, стандарт­ный набор учебников и письменных принадлежностей, постоянный режим дня, четко установленная очередность предметов (расписание уроков), ста­бильность преподавательского кон­тингента и учеников. Успехи детей оцениваются при помощи специаль­ных стандартов (школьных оценок), обычно по пятибалльной системе. Если они выполняют необходимый минимум требований (хорошая или удовлетворительная успеваемость по зачетным предметам), через год их переводят в следующий класс. Обычная продолжительность обучения в средней школе в разных странах от 10 до 12 лет. Обучение может подразделяться на несколько ступеней, например, начальное, неполное среднее, законченное среднее. После окончания шко­лы выдается сертификат — диплом об окончании средней школы, фикси­рующий успехи в школьные годы и служащий основанием для поступления в колледж или университет.

Школа и система образования в целом — эффективный инструмент со­циальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же законо­мерность: чем ниже уровень образования человека, тем ниже его квалифи­кация, статус и зарплата. Наоборот, повышение уровня образования — вер­ный способ сделать профессиональную карьеру. Поэтому изменение уровня образования выступает решающим фактором вертикальной мобильности. В индустриальном обществе многие массовые профессии, точнее, рабо­чие места, требуют лишь минимальной специальной подготовки и самой элементарной грамотности (в пределах всего нескольких лет обучения). В постиндустриальную эпоху общая продолжительность образования, и, прежде всего, общего образования, растет, причем пропорционально чис­лу лет, проведенных в школе. Оно перестает быть всего лишь эпизодом, более или менее скоротечным, в жизненном цикле человека. Напротив, образование превращается в постоянную работу, более важную, чем труд на производстве. Отдых скоро станет всего лишь эпизодом в бесконечной про­тяженности обучения.

Сегодня в России, согласно официальной статистике, учатся 33,6 млн человек, а учат их 6 млн. Эти цифры не включают в себя тех, кто обучается в многочисленных негосударственных учреждениях. А напрямую в систе­му образования вовлечено более 36 млн человек. Это учащиеся и учителя школ, воспитатели детских садов и их воспитанники, учащиеся учебных за­ведений НПО (начального профессионального образования — попросту ПТУ), студенты ссузов (средних специальных учебных заведений) и вузов, преподаватели и управленцы. К их числу необходимо добавить и родителей учащихся и других членов их семей.

Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобрете­ния в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее обра­зование задает фундамент, основу, которая может пригодиться в любой про­фессии. Школьное образование поли профессионально, многовариативно. Выпускник школы может устроиться на любую работу, получив предвари­тельно специальную подготовку. Средняя школа не должна давать узкона­правленное образование. Человек должен выбирать будущую профессию осознанно, должен узнать все плюсы и минусы этой профессии и смирить­ся с ними. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал. Если школа дает четко направлен­ную профессиональную ориентацию, она лишает человека юности, когда он узнает, какая профессия подходит именно ему.

Роль средней школы как института социализации очень важна. Сегодня (впрочем, и раньше) мы обвиняли школу в том, что она неспособна дать юному поколению профессиональную подготовку и профессионально со­риентировать его. Подразумевалось овладение одной-двумя конкретными специальностями, скажем, водителя или повара.

Так вот, со всей определенностью надо заявить, что ни в коем случае шко­ла не должна этого делать. Почему? Ее основная задача — заложить фунда­ментальные знания, которые служат предпосылкой для овладения любой, а не конкретной специальностью. В 16 лет рано овладевать конкретной спе­циальностью, которая вскоре может разонравиться, а ты не готов ни к ка­кой иной. Период с 16 до 23 лет отве­ден природой для поисков и шатаний. Юноша должен перепробовать как можно больше занятий, чтобы найти одно по душе. Этот период нельзя ис­кусственно сокращать или удлинять. Нельзя ускорять события. Они подчи­няются своей естественной логике.

Школа не выполняет функцию социализатора потому, что уровень под­готовки в ней постоянно снижается, а уровень требований в нынешнем вузе постоянно растет. Возникают ножницы, сократить которые призваны мно­гочисленные посредники: репетиторы, подготовительные факультеты и кур­сы. За 3000—5000 долл. они подготовят ваше чадо к университету. Они вос­полняют пробел в знаниях и сокращают разрыв в требованиях.

По данным исследований, школа лишь в небольшой части готовит уча­щихся к продолжению образования в высшей школе на мировом уровне,

к овладению основами современных коммуникационных технологий (ком­пьютер, английский язык). Способны свободно работать с ПК не более тре­ти старшеклассников, с большими затруднениями — менее половины. За 1997 г. число тех, кто не знаком с работой на компьютере, «компьютерно-безграмотных», выросло чуть ли не в пять раз — с 5 до 23%. Можно предпо­ложить, что это связано с выходом из строя ПЭВМ в школах и невозмож­ностью их замены и ремонта в связи с бюджетными трудностями государ­ственного образования. Несколько лучше картина с иностранным языком. Половина опрошенных находит, что владеет им хорошо, 35% — слабо и 13% (против 9% в 1996 г.) признались, что так его и не узнали.

Как видим, по обучению навыкам работы на компьютере и иностранному языку ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Отчасти поэтому более

половины респондентов назвали уро­вень преподавания в своей школе «средним», к «высокому» его отнесли 27%, правда, «низким» нашли его еди­ницы (5%), не смогли определиться 14% старшеклассников. Социологи­ческие данные подтверждают тенден­цию к дальнейшей утрате преемствен­ности вуза и школы, что вносит до­полнительную напряженность в ход социализации старшеклассников. По прогнозам, доля студентов, поступивших в институт на базе только школь­ных знаний, к 2000 г. не будет превышать 40%. Остальным понадобится ин­формированность сверх программы. Беспокоит вузовских экзаменаторов и резкое снижение уровня подготовки абитуриентов4.

Насколько реально поступить в вуз для опрошенных с точки зрения под­готовленности? Около половины учителей находят ее вполне удовлетвори­тельной у 50—80% своих выпускников. Меньшая часть педагогов критичнее к знаниям старшеклассников: четверть их считают готовыми к учебе в ин­ституте лишь 10% выпускников, аоднадесятая — 35%. Более половины пре­подавателей предполагают необходимым для поступления в вуз занятия с репетитором или на курсах. Каждый четвертый считает достаточным свя­зей и денег. Верящих в равные возможности, предоставленные выпускни­кам государственной школой, менее 20%5.

Культурная функция образования — использование ранее накопленных знаний и ценностей, упорядочение взаимоотношения поколений: старшее выступает в роли учителей, младшее — учеников.

Школа способна не только изменять социальную структуру общества, допуская на верхние ступеньки подготовленную молодежь из социальных низов, но и закреплять, стабилизировать ее. Привилегированные классы имеют свои, как правило, частные школы, где выше качество обучения и куда ограничен доступ представителям других слоев. Управленческая и полити-

Научно-образовательный потенциал высшей школы России в 1996 г. М., 1997. Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар­шеклассников) // Соиис. 1998. № 8. С. 57-64.

ческая элита, бизнес-класс и интеллигенция обычно пополняются выпуск­никами элитарных школ.

По словам П.Сорокина, школа осуществляет первоначальную селекцию, отделяя наиболее талантливых от наименее способных, и обеспечивает пер­вым возможность дальнейшего продвижения6. Эта функция образования играет важную роль в воспроизводстве и изменении социальной структуры общества, в индивидуальной мобильности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.