Здавалка
Главная | Обратная связь

РОЛЬ АРМИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ



Армия, как и школа, выполняет важную функцию в социализации лю­дей. В первую очередь она затрагивает мужское население. Если в стране функционирует наемная профессиональная армия, то воинской службой ох­ватываются широкие возрастные категории мужчин. Там, где существует обязательная воинская служба для всех мужчин определенного возраста, на­пример с 19 до 22 лет, воинским ремеслом, если не считать офицерского со­става, занята только одна возрастная категория, после прохождения служ­бы мужчины возвращаются к обычной гражданской жизни и работе в граж­данской промышленности.

Военная служба — это область особых отношений между людьми повы­шенной властности. Здесь действует принцип единоначалия, беспрекослов­ного выполнения приказаний начальника, какими бы опасными ни были их последствия. Фактически командирам (начальникам) предоставлены чрез­вычайные права без гарантий того, что они будут пользоваться ими во благо подчиненных. Военная служба представляет собой для значительной части личного состава, особенно проходящей службу по призыву, начальный этап профессиональной деятельности, когда молодые люди, не имеющие прак­тики и жизненного опыта, с неустоявшейся психикой оказываются в слож­ных, зачастую экстремальных условиях18.

Военная служба — особая форма деятельности человека, характеризу­ющаяся повышенным риском. Уже по своему предназначению, предпола­гающему участие военнослужащего в служебно-боевой деятельности, в силу

своей специфики военная служба не может быть безопасной, ибо сопряже­на с вооруженной защитой Отечества, боевым столкновением с противни­ ком. Кроме того, в войсках имеется большое количество сложного и опас­ного в эксплуатации вооружения и военной техники. Воинская деятельность часто требует высокого напряжения физических и психических сил, нередко их перенапряжения, что может стать причиной морально-психологического срыва и, как следствие, привести к воинским преступлениям, самоубий­ствам, заболеваниям19.

Период службы не проходит бесследно для юношей. Они приобретают качества, которые не смогли бы приобрести «на гражданке»: физическую ловкость и выносливость, дисциплинированность и ответственность, чувство товарищества и т.п. Вместе с тем воинская служба, как и школь­ная учеба, может сформировать не только положительные, но и отрица­тельные качества. В частности, если между окончанием школы и поступ­лением в вуз вклиниваются годы службы в армии, то кризисный процесс перехода к новому стабильному состоянию может не только затянуться, но углубиться и даже зайти в тупик. За 2—3 года армейской службы быв­ший школьник успевает забыть все или большинство знаний, полученных

18 Шерстнев А.Д. Безопасность военной службы как социальная проблема // Социс. 1995. № 12.
С. 22-26.

19 Там же.

в школе. Демобилизованный молодой человек имеет меньше шансов на поступление в вуз, нежели вчерашний школьник.

Кроме того, армейская служба может вовсе отбить охоту поступления в вуз и серьезным образом переориентировать ценностный мир индивида. В СССР для демобилизованных из рядов Вооруженных Сил существовали, во-первых, специальные институты посредничества в виде рабфаков и под­готовительных факультетов, куда их зачисляли вне конкурса и бесплатно, во-вторых, для таких абитуриентов существовала особая квота и привиле­гии, которые позволяли бывшим военнослужащим поступать либо вне кон­курса, либо по особой графе. Сегодня и льготы, и институты посредниче­ства практически ликвидированы, а поскольку в современную российскую армию идут главным образом дети из низших слоев общества, то доступ к высшему образованию для них стал не просто затруднительным, но прак­тически невозможным. В результате вместо всеобщего и общедоступного высшего образования наше общество получает элитарную модель универ­ситетского образования.

В обществе, где служба в армии считается обязательной для всех мужчин, два пола ставятся в неравные условия. Годы армейской службы негативно ска­зываются на мужчинах, но не на женщинах. Девушки не проходят службу в

Вооруженных Силах, они поступают в университет со свежими знаниями. Если добавить и то обстоятельство, что в учебе девушки проявляют себя более прилежными (нельзя говорить о том, кто из двух полов более спо­собный и талантливый, поскольку никакие научно обоснованные ис­следования разницы зафиксировать не могут), то неудивительно, что студенческую массу, особенно на гумани­тарных специальностях, составляют в основном женщины.

В результате в СССР и России женщины являлись и являются более об­разованной частью населения. Тем не менее по служебной лестнице актив­нее продвигаются мужчины. Чем выше руководящий пост, тем больше муж­чин и меньше женщин. Вторые заняты преимущественно исполнительским умственным трудом.

Учителя начинают стращать армией уже десятиклассников: не будешь хорошо учиться — не поступишь в институт, а не поступишь туда — пойдешь в армию. Таким образом, невзгоды армейской службы выступали средством педагогического воздействия еще в 1970—1980-е гг., а не только в последнее десятилетие, как иногда думают. Армию противопоставляли вузу как зло противопоставляют добру. Учиться в университете для человека благо, а слу­жить в армии — мучение и зря потраченное время. Школьным хулиганам администрация грозила: по тебе тюрьма плачет или по тебе армия плачет. Армия и тюрьма как негативные педагогические практики находились на одном уровне.

Время воинской службы как особый период социализации имеет не толь­ко минусы, но и плюсы. Конечно, попав на службу, особенно принудитель­но, человек вынужден оторваться от привычной жизни, временно отложить реализацию жизненных планов или изменить ее тактику. Но вместе с тем


 

Армия — это некий социальный институт с воспитательными функциями

армия — самый мощный и эффективный дисциплинатор, альтернативы ко­торому человечество за 40 тыс. лет своего существования так и не придума­ло. Сюда отправляют строптивых, своенравных и привыкших к неограни­ченной свободе, часто понимаемой как вседозволенность и безответствен­ность, на «перековку», обуздание своих прихотей и импульсивного поведения, воспитание воли и характера.

Армейская служба приучает человека и к другой важной области деятел ь-ности — ритуально-церемониальной. В армии высока степень ритуализа-

ции повседневных отношений: отда­ние чести старшему по званию, со­блюдение норм субординации, обращение к другому лицу по форме, военная выправка, тренировка пара­дного шага и многое другое. Все это существовало и в древних армиях, хотя, возможно, и в ином виде. Но уже несколько тысяч поколений мужчин на планете с тех пор прошли через суровую школу социализации и приобрели благодаря армейской службе важнейшие мужские качества.

В некоторых солдатских альбомах можно прочитать такие сентенции: «армия ума не дает, но дурь вышибает», т.е. доводит до нормы, принятой в сообществе. Выходит, что армия представляется прежде всего неким соци­альным институтом с воспитательными функциями. Задача этого институ­та состоит в доведении до нужных габаритов сырого материала — закалке, утруске, усушке, формовке.

Функцию неформальных (первичных) агентов социализации в период армейской службы выполняют: а) рядовые того же года призыва («салаги»); б) военнослужащие старшего года призыва («деды»); в) сержанты; г) старши­на; д) командир роты. Начиная с более старших чинов офицеры воинской части выступают уже в роли формальных агентов социализации, поскольку не осуществляют ежедневных контактов с объектом социализации, непо­средственно не занимаются процессом воспитания и обучения. Их распо­ряжения выполняют посредники, а именно агенты первичной социализа­ции.

В селе, где прошло детство значительной части советских людей старше­го поколения, в армию не попадали только те, кто успевал раньше попасть на скамью подсудимых. Но куда бы он ни попадал, молодой человек неми­нуемо должен был пройти через дисциплинарный институт. «Конечно, ар­мия и тюрьма не приравнивались друг другу и воспринимались как разные варианты судьбы, определяющейся, правда, примерно в одном и том же воз­расте. Между прочим, получить судимость и не попасть из-за этого в армию было трагедией, поскольку тем самым жизненный сценарий такого неудач­ника приобретал иную, отличную от его одноклассников и приятелей кон­фигурацию и дальнейшая судьба нередко была предопределена»20.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.