Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ



О культуре славянязыческого периода, т.е. IXв. и начала христианиза­ции Руси, нам известно очень мало. Но историки точно знают, что уже тог­да у славян была оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узел­ков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. В древ­ности узелковая письменность была распространена у многих народов. Узел­ковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов.

В истории славянского народа IX в. открывает новую страницу. Начина­ется процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. На­чало эпохи Киевской Русипринято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хроноло­гические рамки эпохи Киевской Руси — середина IX — начало XIIв.

В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 г. стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила рази­тельный подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое, демократическое, городское, рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XIв. ее население достигло 7—8 млн человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и насе­ленное государство Европы.

Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом о том, позитивно или не­гативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование визан­тийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отго­родила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономи-

ческом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбрав православие, Древняя Русь черпа­ла нравственно-религиозные принципы из первоисточника.

Византийское наследие означало для России способ приобщения к куль­туре эллинизма, через нее — к истокам культуры латинского Запада, Ближ­него Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в Рос­сии в значительной мере строились по византийскому образцу, что прояви­лось в создании в конце XVII в. при непосредственном участии греко-ви­зантийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской Академии (одним из ее учеников был М.В.Ломоносов). Православные кни­ги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посред­ничество95.

Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, пе­рекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообраз­ные торговые и политические отно­шения связывали Древнюю Русь с За­падной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиат­ ским Востоком — с другой. Уже в X в. Древняя Русь оказалась в центре тран­зитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей, — из Северной Европы в Византию. В IX—X вв. был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей вос­точнославянского мира.

Первая школа появилась более тысячи лет назад в Киеве в X в. После принятия православия князь Владимир Святославович начал строить по всей земле церкви и просвещать народ. В самом Киеве он построил церковь Св. Василия и церковь Богородицы. Для укрепления новой веры Владимир вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Ки­еве и в других городах приказал набирать у зажиточных домохозяев детей и отдавать их в обучение грамоте. Так на Руси за 20 лет выросло поколение людей, по уровню духовного развития и по кругозору далеко опередившее своих родителей. Выпускники первых русских школ стали не только осно­вателями христианского общества на Руси, но также проводниками обра­зованности, борцами за государственные и гражданские идеалы. Князь Владимир проводил свое намерение в жизнь, несмотря на встречаемые за­труднения. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в школу, плака­ли о них, как о мертвых.

В нее ходили дети бояр и дружинников. Обучение в древних школах начиналось с семи лет и продолжалось два года. Учитель обучал одновре­менно по рукописным книгам 8—10 ребят. Дети умели считать в пределах

Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия // Ссшис. 1995. № 2. С. 48—58.

Б

ста. Археологи нашли игрально-счетные жетоны VI—VIIвв. В учебных про­граммах большое место отводилось пению. Домашние задания отсутство­вали. Бумага на Руси появилась лишь в конце XIV в., тогда же появились первые письменные школьные принадлежности.

С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей, а вместе с ними и формирование системы духовных учебных заведений, которые ведут начало с 1030 г. Тогда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было основано училище православных священников. Однако в последующие столетия они не получили развития.

Во времена Кирилла и Мефодия (IXв.) грамотность на Руси была делом достаточно привычным. Обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах. В XI—XIIIвв. грамотность была уже широко рас­пространена среди различных слоев общества, о чем свидетельствует боль­шое количество найденных в Новгороде берестяных грамот на бытовые темы. На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появи­лась первая книга, предназначенная для этого. Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IXв., например азбука, записанная глаголицей, на стене Круг­лой церкви в г. Преслав (Болгария), и кириллическая азбука XIв. на стене церкви Св. Софии в Киеве. Самая древняя русская учебная азбука относит­ся к XIв. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени от­носятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках.

К XVIв. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки пред­лагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское назва­ние и греческий аналог, толкование слов, начинающихся на данную букву. Азбуковники представляли собой анонимные рукописные сборники нра­воучительного и энциклопедического характера. На Руси они имели хожде­ние с XIIIв. Первый список толкуемых слов типа азбуковника составляет часть Новгородской Кормчей книги 1282 г.96 До XVIв. азбуковники пред­ставляли собой толковые словари «неудобопознаваемых речей» (непонят­ных слов), встречающихся в Священном Писании. Слова были расположе­ны по алфавиту, указывались их происхождение, перевод и разъяснение. К XVIIв. распространились учебные азбуковники, как правило включаю­щие азбуку со слогами и прописями, краткие сведения по русской, а иног­да и греческой грамматике97.

Среди знати было распространено знание иностранных языков. «Книж­ными мужами» летописи называли князей — Ярослава Мудрого, Всеволо­да Ярославовича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Константи­на Всеволодовича Ростовского. Известны имена 39 писцовXI—XIIIвв., 15 из них были лицами духовного звания. В XIв. на Руси существовали библио­теки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, бого-

Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Традиции классического образования и духовное просвещение в Новгороде в первой трети XVIII века // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы 9?науч. конф. 11-13 ноября 1997 г. Новгород, 1997. С. 113-115.

Источник: Российское образование. Федеральный портал (www.edu.ru).

словов мира, переводные книги «Минеи» и «Часословы». В высших шко­лах, располагавшихся обычно при монастырях (например, при Софийском соборе в Киеве), готовили к государственной, культурной и церковной де­ятельности. Из них вышли выдающиеся деятели древнерусской культуры — митрополит Иларион, летописцы Нестор, Сильвестр, математик Кирик, философ К.Туровский и др. В начальных школах учили чтению и письму, основам христианского вероучения, счету.

Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукопис­ной традиции. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа осо­бой выделки. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI—XIII вв. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги — объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей.

В 1117 г. князем Владимиром Мономахом было написано «Поучение к детям, или Завещание». Оно продолжает древнюю традицию, восходящую, как мы теперь знаем, к Древнему Египту, обращения старшего поколения к младшему, в котором передаются не только принципы философии жизни,

автобиографический опыт и нрав­ственное поучение, но практика вос­питания и социализации, которые, по мнению субъекта поучения (обычно отца), сын должен передать внукам и правнукам. «Поучение» Мономаха продолжает и другую традицию — православную. Достаточно вспомнить трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об уп­равлении империей» X в., написанный в форме наставления сыну-наслед­нику.

К сожалению, социологи практически никак не анализируют этот лите­ратурный жанр. Возможно, еще не создано подходящих теоретических мо­делей, в рамках которых можно было бы проследить историческую преем­ственность всевозможных наставлений и поучений как древнейших доку­ментов искусства воспитания и социализации. Других документов в нашем распоряжении вообще нет — грамоту знала в те времена только элита об­щества. Она и зафиксировала свои воззрения на культуру воспитания, ха­рактерную для ее времени. Прочие культурные артефакты, скажем игруш­ки, письменные принадлежности или бытовая утварь, дадут нам о социа­лизации и воспитании гораздо меньше информации.

Подготовка клириков для православной церкви осуществлялась в немно­гих братских школах при монастырях, отдельных школах при архиерейских домах. В XIV в. развивались школы московских и подмосковных монасты­рей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андрони-кова, Троице-Сергиева. Таким образом, первыми школами на Руси были церковные и монастырские школы.

Учебный год в школах был установлен только в конце XVI в. Продолжи­тельность его, деление на четверти, время перемен менялись на протяже­нии веков. Балльная система оценок впервые возникла в Германии, она со-

стояла из трех баллов (или разрядов) и официально была принята в России с 1837 г. В нашей стране только в 1935 г. были установлены пять степеней оценки успеваемости учащегося: отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо. А в 1944 г. словесная система оценки была заменена цифро­вой.

Для обучения детей письму в XVII в. в России стали употреблять специ­альные ленты, склеенные из листов бумаги. Ленты свертывались в трубку, их называли по-разному: азбука-пропись, азбука-навертень, свиток. Писа­лись они скорописью, украшались рисунками и затейливым орнаментом. Каждой букве отводилась определенная площадь, а после букв шли изре­чения, пословицы, поговорки, загадки, афоризмы. Называлисьоннучитель-ными прописями. К примеру: «Ученья корень горек есть, плоды же его суть сладки». Эти прописи и породили выражение «прописные истины». В 1634 г. Бурцевым был издан в Москве «Букварь», отличавшийся простотой и чет­костью графического исполнения. Он первым стал использовать красный цвет для выделения букв, слогов, названий частей и разделов книги. Вто­рое издание «Букваря» (1637) стало первой иллюстрированной русской аз­букой. На помещенной в книге гравюре изображена классная комната и наказание провинившегося ученика. В дальнейшем иллюстрирование азбук бытовыми сценами из жизни школы стало традицией. «Букварем» пользо­вались 60 лет, вплоть до выхода в свет Букваря Кариона Истомина (1694). В XVII—XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпо­ха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит ради­кальная переориентация не только русской культуры, но и русского об­щества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходит от религиозного ис­кусства к светскому. Русское Просве­щение условно можно разбить на два этапа — XVII в., представляющий со­бой еще не собственно Просвещение, а всего лишь переходную эпоху к нему, и XVIII в., т.е. собственно Просвеще­ние, началом которого послужили грандиозные реформы Петра I, а выс­шей точкой — деятельность Екатери­ны II. До- и послепетровская Рос­сия — это, по мнению многих специ­алистов, две совершенно разные страны. В допетровской России осно­вой быта и нравственных ориентации служили принципы «Домостроя», поддерживавшие строжайшую регламентацию, в которой беспрекословное подчинение более родовитому и знатному, сильному и богатому, уважение старших почиталось главной добродетелью человека. Вся литература про­низана этическим пафосом: отношение с Богом, сохранение почтения к свя­тыне, упование на божественное начало. В XVIII в. закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, раз-

виваются художества и науки. Однако полностью процесс перестройки рус­ского общества завершился только в XIX в. Весь XVIII в. шла борьба старо­го и нового — допетровских порядков и европейских обычаев, происходи­ла невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.

В XVII в. книгопечатание из дорогого технического приспособления для одноразового использования постепенно превращается в массовое типо­графическое производство. Печатный двор в Москве — первое предприя-

Как Вы полагаете, качество платного образования лучше, чем качество бесплатного,

хуже или примерно такое же?

Опрос населения 4—5 августа 2001 г. Фонд «Общественное мнение»

тие культурной индустрии. Половину его продукции составляли светские издания — литература по военному и горному делу, сельскому хозяйству, ме­дицине. В 1651 г. за один только день было продано 2 400 экземпляров «Бук­варя». Издавались также учебники по арифметике, геометрии, грамматике, азбуковники, совмещавшие черты толкового словаря и справочника энцик­лопедического характера. Книга становится массовой, но в XVII в. массо­вой еще не становится грамотность, ее сдерживают сословные пережитки, запрещающие обучать простонародье. Когда мы употребляем слово «мас­совое», то должны себе отдавать отчет, что в то время оно относилось к широким слоям мелкого и среднего дворянства, а не народа.

В XVII в. в России только предпринимаются попытки создать постоян­но действующие учебные заведения. Начали открываться средние школы. В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устро­ил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре. В это время на основе монастырских школ стали создаваться духовные семинарии, муж­ские и женские духовные училища, церковноприходские школы98. В XVII в. благодаря деятельности Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого и других круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика.

48 Гольцев В. Очерк развития педагогических идей в Новое время (XVI и XVII столетия). М., 1880.

Развитию духовного образования способствовал изданный Петром I «Регламент Духовной коллегии» (1721), который обязал епископов «иметь в своих домах школы для приготовления священников». Такие заведения получили название архиерейских школ, или епархиальных школ. В России это первые регулярные духовные учебные заведения с общежитием при архиерейских домах (церковно-административных учреждениях). Первона­чально в них могли обучаться дети из различных сословий, а позже прини­мали тол ько детей из духовного сосло­вия. За 1721 — 1725 гг. было открыто около 46 епархиальных школ. В пос­ледние годы царствования Петра I по­чти каждый губернский город имел по две школы — светскую и духовную. Епархиальные школы почти в таком же количестве дожили до того време­ни, когда началось их превращение в семинарии (начиная с 1737 г.). Одна из первых семинарий основана Фео­фаном Прокоповичем в Петербурге (1725), затем семинарии открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове и Тобольске. К началу XIXв. в России было 37 семинарий и 76 низших архиерейских школ. С конца XVIIIв. подготовка служителей культа осуществлялась в Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797)".

В 1687 г. в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая большую роль в русском просвещении. В ней готовили кадры для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушате­лей для медицинских школ, университетов. Первыми высшими учебными заведениями в России были еще церковные образовательные учреждения — Киево-Могилянская коллегия (1632) и упомянутая академия. Они послу­жили теми ростками, из которых впоследствии сформировались Киевская и Московская духовные академии, а в столице России был учрежден пер­вый университет. С созданием братских школ, Киево-Могилянской колле­гии и Славяно-греко-латинской академии, развитием профессионального образования в XVIIIв. монастыри частично утратили свое просветительское значение100.

В XVIIIв. Новгород являлся выдающимся центром образования в Рос­сии. Возникшие здесь высшие учебные заведения, первым из которых ста­ла Новгородская школа братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, с их бо­гатейшими книжными собраниями сыграли уникальную роль в становле­нии русской культуры эпохи Нового времени101. Созданная ими Московская славяно-греко-латинская академия разделялась на три класса, или школы:

Никольский Н.М. История русской церкви. 2-е изд. М.; Л.. 1931. Педагогический энциклопедический словарь (www.dictionary.fio.ru).

Сменцовский М.Н. Братья Лихуды. Опыт исследования церковного просвещения и церковной жизни конца XVII — начала XVIII веков. СПб., 1899; Прилежаев Е.М. Новгородские епархиаль­ные школы в Петровскую эпоху // Христианское чтение. 1877, март-апрель. С. 331-341; Стра­хова О.Б. Новгородская школа братьев Лихудов // Cyrillomethodianum XII, Thessaloniki. 1988. С 109-123.

верхнюю, среднюю и нижнюю. Академический курс открывался подгото­вительным классом, в котором преподавали русскую грамоту. В низшей школе, или «школе греческого книжного писания», ученики обучались гре­ческому чтению и письму. В средней школе переходили к изучению грам­матики. В верхней школе преподавались риторика, введение в логику и физика (естественная философия). В 1693 г. Лихуды приступили к препо­даванию пиитики (т.е. метрики и стихосложения), являвшейся ранее состав­ной частью грамматики. Грамматика и пиитика преподавались на грече­ском языке; риторика, логика и фи­зика — на греческом и латинском. Обучение в Академии шло по учеб­ никам, составленным самими Лиху-дами. Учебный план Новгородской школы почти целиком соответствовал учебному плану Московской славя­но-греко-латинской академии. В Новгороде не преподавался, однако, курс естественной философии — физики. Новгородская школа Лихудов имела, таким образом, выраженный гуманитарный характер102.

Огромная заслуга Петра Iв том, что он привил дворянству мысль о не­обходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребности в новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 г. Петр I ввел новый граж­данский шрифт, способствовавший появлению книг нерелигиозного содер­жания. По указанию Петра I с 1714 г. в массовом масштабе стали создавать­ся цифирные школы. Их количество достигало 40, а число учеников дохо­дило до двух тысяч. В этих школах детей учили началам арифметики, геометрии, а наиболее способных готовили к военным школам. В цифир­ные школы дворян не брали, там учились будущие солдаты.

Для дворянских детей созданы были кадетские школы (от фр. «cadet» — младший). В 1731 г. в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетский ка­детский корпус — привилегированное дворянское учебное заведение, гото­вившее офицеров. Для девочек-дворянок первыми школами были Смоль­ный институт и Воспитательный дом. Их обучали танцам, рукоделию. В царствование Петра возникло и несколько частных училищ общеобразо­вательного плана, таких как московская гимназия пастора Глюка (1703 г.. преподавались пять-шесть языков, математика, история, география, физи­ка, риторика, политика) или петербургская школа для сирот и бедных де­тей Феофана Прокоповича (1721 г., преподавались четыре языка, история, география, математика, логика, риторика, рисование, музыка)103. «Петр Ве­ликий и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения потребности высших классов в образовании (этой потреб­ности не было), но для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различ-

102 «Свободные искусства» и Новгородская школа братьев Лихудов (http://www.novsu.ac.ru).

103 Эдельман О. Образование в императорской России // Отечественные записки. 2002. № 1.

ным родам государственной службы», — писал К.Д. Ушинский. Образова­ние и воспитание становятся новым требованием времени. Государству, Петру, прежде всего, для выполнения собственных замыслов нужны обра­зованные люди.

В 1755 г. в Москве был создан университет и при нем две гимназии: одна — для дворян, другая — для разночинцев. Становясь студентом, гим­назист получал шпагу и с ней дворянское достоинство, кончая универси­тет, студент получал обер-офицерский чин. В 1758 г. в Казани были откры­ты две гимназии (для дворян и разночинцев). Университет в первые годы своего существования наполнялся учениками духовных семинарий и ака­демий.

В круг изучаемых предметов для сословных учебных заведений вводятся общеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). От дворянина начинают требовать определенного знания истории, искусства, культуры и всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Специальные дисциплины (фехтование, геральдика и пр.) должны были, по мысли законодателей, с детства прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских корпусах закладывались пер­вые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. По­являются первые проекты реформирования образовательной системы, ис­ходящие из дворянской среды, составленные П. Шуваловым и С. Мордви­новым.

Созданные еще в 1830-е гг. кадетские корпуса развивали в молодых лю­дях обнаруженную склонность к литературной и художественной деятель­ности. Эта тенденция усилилась в середине века, приобретя качественно новые черты: кадетский корпус постепенно становится культурным аван­гардом дворянского сословия. В русском обществе культурные нововведе­ния, будь то стили, мода или правило этикета, проникали в другие слои населения благодаря влиянию двора и высшего света. И в этом плане вли­яние двора Елизаветы было особенно значительным.

Время правления Екатерины II Великой,продолжавшееся с 1762 до 1796 г., стало «золотым веком» в русской истории. Два русских императора — Петр I и Екатерина II — укрепляли и развивали российское государство, создава­ли новую культуру поведения. За 34 года ее правления строились по плану

Врезка







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.